Методическая статья
Современное спортивное оборудование и инвентарь -
как средство совершенствования двигательных возможностей обучающихся на занятиях дополнительного образования "Волейбол"
Стахнович Андрей Владимирович,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №147 Санкт-Петербурга
В современных условиях жизни новейшее спортивное оборудование и инвентарь , оснащение им спортивного зала и приспособленных для этого помещениях школы в условиях реализации ФГОС НОО, СОО играет огромную роль в повышении двигательной активности детей с учетом пожеланий участников образовательного процесса, что неизбежно влечет за собой более глубокое освоение двигательных действий в условиях занятий дополнительного образования, их совершенствования в процесе своего онтогенеза.
Актуальность исследования: Проблема организации занятий дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС НОО, СОО является самой актуальной в связи с тем, что обладая бесконечным разнообразием форм, средств и методов проведения занятий, не обладая современными спортивными оборудованиями и инвентарем, создает большие трудности в заинтересованности, мотивации, и многообразия физических упражнений на занятиях дополнительного образования, как для педагога дополнительного образования, так и учеников. Необходимой и основной формой физического воспитания учеников являются занятия, на которых закладывается фундамент здорового активного образа жизни, и поэтому для развития ребенка необходимо создавать соответствующие педагогическим целям среду, которая является источником знаний, средством их физического и интелектуального развития. Результативный выход видится в оптимизации оборудования и инвентаря, обеспечивающего решение разнообразных воспитательных и дидактических задач, в разработке методики его использования для наиболее полного самовыражения учащихся в структуре его двигательной активности.
Совершенствование и поиск новых организационно-методических подходов к физическому воспитанию посредством физических упражнений с использованием новейшего оборудования и инвентаря, направленных на моторное и сенсорное развитие обучающихся по программам дополнительного образования является актуальной проблемой.
Гипотеза: Разработанная методика занятий дополнительного образования с использованием нового оборудования и инвентаря, основанная на учете педагогических требований, позволит благоприятно воздействовать на физическое развитие, подготовленность, и повысит эффективность проведения занятий.
Объект исследования: Физическое воспитание детей начальной, средней школы в условиях реализации ФГОС НОО, СОО.
Предмет исследования: Процесс совершенствования двигательной деятельности детей в результате использования новейшего спортивного оборудования и инвентаря.
Цель исследования: Теоретически разработать и экспериментально обосновать применение средств и методов совершенствования двигательной деятельности обучающихся дополнительного образования на основе использования физических упражнений с применением нового спортивного оборудования и инвентаря.
Задачи:
1. Показать значение и дать характеристику физкультурного и спортивно-игрового оборудования и инвентаря.
2. Рассмотреть особенности физической подготовленности и развития детей начальной школы.
3. Выявить пути усовершенствования педагогического процесса за счет использования спортивного оборудования и инвентаря.
4. Разработать требования к новому спортивному оборудования и инвентарю для совершенствования физического состояния и двигательной активности детей.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- тестирование показателей физического развития школьников;
- математико-статистический анализ.
Научная новизна исследования обусловленна отсутствием рекомендаций по применеию спортивного оборудования и инвентаря, их размещением в условиях конкретной школы, доступности, влияние на двигательную активность детей.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении рекомендаций по использованию новейших спортивных оборудований и инвентаря, что позволит улучшить физическую подготовленность учащихся, их развития в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Исследование было проведенно на базе ГБОУ СОШ № 147 среди учащихся 3-х классов г. Санкт-Петербурга. Оформление зала осуществлялось с требованиями цветного дизайна, подбор оборудования и инвентаря - в соответствии с педагогическими требованиями. На одной стороне располоены устройства для метания мяча, перекладины, гимнастический уголок, лестниц, канатов, колец.
Эксперимент по цели исследования носил констатирующий характер, по направленности - сравнительный, по условиям проведения - естественный. Однородность контрольной и экспериментальной групп определял по возврасту, полу, исходному уровню физического развития и подготовленности. С этой целью были определены уровни физических качеств и выявлены следубщие показатели:
- бег на скорость 3х10 м;
- прыжок в длину с места;
- наклон вперед из положения сидя ноги врозь;
- метание на дальность.
Критерием эффективности процесса физического воспитания в обеих группах служили степень прироста результатов в физических качеств, оздоровительный эффект, степень гармоничности развития и расширения кругозоро детей. До проведения эксперимента достоверно значимых различий по показателям физического развития и подготовленности учащихся начальной школы в этих группах выявленно не было.
В контрольной группе до проведения формирующего эксперимента около 20% детей соответствовали высокому уровню физической подготовленности, 50% - среднему и 30% - низкому. В экспериментальной группе - 10% - высокому уровню, 40% - среднему и 50% - низкомууровню физческой подготовленности.
При проведении формирующего эксперимента с целью совершенствования двигательной деятельности учащихся начальной школы в течении 3-х месяцев с использованием нового спортивного оборудоания и инвентаря один раз в неделю проводились данные уроки. После проведения формирующего эксперимента в контольной группе около 15% показали результаты, соответствующие высокому уровню физической подготовленности, 50% - среднему и 35% - низкому. В экспериментальной группе - 25% учащихся показали высокий уровень физической подготовленности, 55% - средний и 20% низкий уровень.
Проанализировав результаты тестирования показателей физической подготовленности учеников контрольной и экспериментальной групп видно, что использование физических упражнений с применением новейших спортивных оборудований и инвентаря способствуют более активному совершенствованию двигательных качеств детей.
Выводы: Занятия физическими упражнениями с использованием нового спортивного оборудования и инвентаря в начальной школе в процессе реализации ФГОС НОО можно рассматривать как полигон для решения целого комплекса познавательных задач, направленных на обогощения интелекта детей. Отбор, подбор, качество, доступность этой информации определяется организацией педагогического процесса.
Анализ показателей физической подготовленности учеников за время проведения эксперимента показал, что использование физических упражнений с применением нового спортивного оборудования и инвентаря эффективно влияет на развитие всех двигательных качеств. Коме того, у учеников хорошо развиваются функции диффенцирования как мышечных, так и пространственных и временных характеристик. У учеников возникло потребность в анализе, синтезе, развитие логического мышления. Все это влияет на гармоничное развитие учащихся и совершенствование их двигательной активности, способствует укреплению их здоровья.