Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Формирование читательской грамотности на уроках литературы. Королева А. С. Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга.     В XXI веке высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Чтение — далеко не элементарный навык, как может показаться. Даже для взрослых людей. В том, как мы воспринимаем информацию из текста, проявляются наше мышление, знания и опыт. Тексты бывают простые и сложные, сплошные и несплошные (где часть данных представлена в таблицах и инфографике), разных жанров (скажем, отрывок из романа, техническая инструкция, новостная заметка, научная статья, пост в блоге и так далее). Естественно, для работы с ними нужен разный уровень читательской грамотности. Да и чтение тоже бывает разным — просмотровым или смысловым (то есть глубоким и вдумчивым). Всё это тоже особые навыки. Кроме того, особое значение в наше время приобрёл такой навык, как оценка достоверности информации в тексте, ведь если раньше новые знания черпали из книг и печатных СМИ, то сейчас огромный поток информации идёт также из непроверенных интернет-источников, да и в настоящих СМИ недостоверные новости — уже не редкость.Наша страна всегда считалась самой читаемой. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает». Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Базовый навык функциональной грамотности – читательская грамотность, под которой понимается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, учиться на чужих ошибках и не допускать их в своих действиях. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы. Читательская грамотность сегодня -  один из самых значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно важных задач: осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разнообразных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных источников; учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с текстом. Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности. И на данный момент наше общество находится в кризисе читательской грамотности и культуры. Как это не парадоксально, но в условиях стремительного развития мира (информационно - коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения. Это проблема целого общества. Поэтому на сегодняшний день ставится очень важная задача ‒ развитие читательской грамотности обучающихся.    Сегодня потребность общества в «человеке читающем» - высока. Вот здесь на помощь приходим мы – учителя, готовые помочь ребёнку не утонуть в огромном мире информации и сложном процессе чтения. Для этого педагогу нужно использовать на практике активные, деятельностные, личностно-ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как: проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный  подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания обучающимися своих достижений.  Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на  всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации. На уроках можно применять элементы технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии даёт возможность обучающимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся. Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности. Работа с текстом включает: 1. Поиск информации и понимание прочитанного. 2. Преобразование и интерпретация информации. 3. Оценка информации. Для формирования умения искать информацию и понимать прочитанное используются различные приёмы. На первом этапе чтения текста формируется умение определять идею автора, тему и главную мысль текста, стиль литературного языка, тип текста, жанр произведения. На уроках литературы проводится работа с текстом как единицей языка. На основе работы с текстом учащиеся учатся извлекать информацию и обрабатывать её. Вопросы и задания способствуют пониманию прочитанного текста. Кроме того, для понимания нужны такие навыки, как интеграция, то есть сопоставление, способность установить связи между различными частями текста. Также нужно уметь формулировать выводы из прочитанного. Задания на установление соответствия частей текста, имени героя и его характеристики, слова и его толкования, последовательности частей текста. Восстановить последовательность событий, составить план, привести цитаты из текста к каждому пункту плана, закончить текст. Предлагается изменить название текста, если оно не отражает тему данного текста. Подготовить иллюстрацию к тексту, отгадывать название текста и автора по иллюстрации. Также интересно будет рассмотреть разные тексты со схожим названием. Например, изучив древнегреческую «Легенду об Арионе», предложить учащимся стихотворение А.С. Пушкина «Арион». Рассмотреть сюжет этих произведений. Сопоставить сюжет. Подумать, почему А.С. Пушкин назвал своё стихотворение именем этого древнегреческого героя. Является ли стихотворение изменённой легендой или это самостоятельное, отдельное произведение? О каких событиях на самом деле говорит в своём стихотворении А.С. Пушкин. Работа с текстом позволяет развивать речевое внимание к языковой стороне текста. На основе систематической работы с текстом, разнообразных приёмов и ресурсов у детей формируется положительное отношение к чтению, умение читать осознанно и развивается познавательная активность. На следующем этапе для формирования оценки информации учащиеся выражают своё отношение к позиции автора или героя, обосновывают своё мнение, определяют, как автор относится к своему герою, читают подтверждения из текста. Также приводят из текста цитаты для характеристики героя, слова и словосочетания, указывающие на внутреннее состояние героя, его становление, взросление. Для выражения своего отношения учащиеся выделяют отрывок или предложение, которое удивило больше всего, обосновывают свой ответ. Рассуждают, исходя из личного опыта, как бы поступили они на месте героя? Прав ли герой? Или можно было избежать каких-либо отрицательных событий? И заключительным этапом является умение оценивать информацию, находить актуальную от лишней, что позволит учащимся критически относиться к огромному потоку информации в современном мире. Оценку информации можно совершить на основе знаний, информации из дополнительных источников или основываясь на собственном житейском опыте. С пятых классов учащиеся пишут сочинение-рассуждение о нравственных качествах человека. Например, что такое доброта? Что входит в это понятие? Как проявляется доброта в обычной, повседневной жизни? Привести один-два аргумента из собственной жизни, а также из художественного произведения. Также можно приводить аргументы из разных текстов. Например, как проявляется доброта в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского» и В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». В этом случае ученикам необходимо владеть не только знаниями текста и жизненным опытом, но и умением ориентироваться в текстах, сопоставлять тексты, находить сходства и различия. Конечно, ранее должны быть проведены такие приёмы как сопоставление сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и В.А. Жуковского «Спящая красавица».  Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:     1. Формирование навыка (техники) чтения: это умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). 2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Провожу занятия «Внеклассного чтения». 3. Разносторонняя работа с текстом: Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).  Работа с деформированным текстом:  - собрать рассыпанные слова в предложение;  - собрать предложения из частей. Разбить текст на смысловые части. Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста. Дополнить предложение и т.д. Пересказать текст от лица одного из героев произведения.  Это способствует обучению  школьников  извлекать нужную  информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языку текста,  помогает подготовить детей к комплексным работам.  Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.   В результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность», закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Иными словами, читательская грамотность — гораздо больше, чем просто чтение. Это умение логически и критически мыслить с опорой на текст, проявление понятийного мышления человека и его кругозора, потому что всё это задействуется при интерпретации смысла текста. Оно подразумевает накопление знаний, критическое мышление и вынесение обоснованных суждений. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Азимов Э.Г.Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности, 2013г Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке / Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В.- М.: Просвещение, 2011. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008. Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС. Центр оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО (Электронный ресурс) / Режим доступа http:// www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdfЦукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007. – №4. Интернет – ресурсы: - http://mcbs.ru/chtenie/ - http://www.openclass.ru/ - http://school-collection.edu.ru/ - http://pedsovet.su/ - http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/reading/1320.html - http://www.school2100.ru/upload/iblock/234/23417d35027c6e951eaa656deb230e8d.pdf

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»