Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Тарутин Александр Александрович, аспирант 1 курса, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Анализ действующих систем аттестации педагогических кадров позволяет констатировать тот факт, что существуют разные подходы оценивания педагогов. Сейчас порядок проведения аттестации педагогических кадров закреплен на федеральном уровне, а содержание аттестации определяют регионы, то есть в каждом субъекте Российской Федерации свои подходы к аттестации. В частности, в Санкт-Петербурге сдают портфолио, в Самаре – проводят открытые уроки, в Свердловской области аттестацию проходят в форме защиты аналитического отчета. В целом по стране сложилась ситуация, в которой фактически создаются риски для единого понимания образцов лучшей профессиональной практики учителя . Основанием для формирования единого подхода к оценке профессиональных компетенций учителя выступает профессиональный стандарт педагога, в том числе в части соответствия квалификационных категорий конкретному уровню трудовых действий учителя. Также новая модель по сравнению с действующими порядками аттестации должна снизить нагрузки на педагога по сбору подтверждающей его профессиональный уровень документации. Министерством просвещения Российской Федерации предлагается ввести новые правила, которые будут едины для всей страны. И что очень важно, они будут соответствовать критериям, прописанным в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден план мероприятий «Дорожная карта» Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2017 г. № 703 по формированию и введению национальной системы учительского роста, которая включает в себя несколько мероприятий, например, таких, как: - организационно-координационные мероприятия, в том числе образование Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР (национальной системы учительского роста), формирование списка субъектов РФ, принимающих участие в апробации новой модели аттестации учителей, формирование корпуса экспертов; - формирование новой модели аттестации учителей и подготовку наборов единых федеральных оценочный материалов (ЕФОМ), включающие в себя разработку, обсуждение и подготовку проекта новой модели аттестации учителей на основе ЕФОМ; - закрепление национальной системы учительского роста (НСУР) в нормативно-правовом поле . Единые федеральные оценочные материалы (далее ЕФОМ) включают материалы для проведения оценки квалификации, в том числе первичной аттестации (профессионального экзамена) – оценки предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагога. Требования к ЕФОМ устанавливаются Министерством просвещения Российской Федерации. ЕФОМ размещаются на едином национальном портале (единой информационной системе). Единый национальный портал помимо ЕФОМ также содержит механизм (систему) для проведения оценки квалификации, в том числе первичной аттестации (профессионального экзамена), результаты прохождения такой оценки, результаты прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности, аттестации для установления квалификационных категорий, а также иные сведения, касающиеся аттестации. На едином национальном портале в открытом доступе размещаются типовые ЕФОМ, критерии их оценивания, образцы (демонстрационные версии) решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям. Доступ к единому национальному порталу осуществляется дифференцированно по следующим группам: - учитель, подлежащий аттестации; - работодатель; - аттестационная комиссия; - разработчик ЕФОМ; - эксперт; - оператор портала. Оператором портала, осуществляющим техническое обеспечение его работы, является уполномоченный федеральный орган государственной власти, либо уполномоченное им федеральное государственное учреждение . Экспертами (лицами, которые принимают участие в оценке квалификации учителя, первичной аттестации (квалификационном экзамене)) являются аккредитованные в установленном порядке учителя, являющиеся членами соответствующих педагогических общественных организаций, ассоциаций, других корпоративных некоммерческих организаций, основанных на членстве физических и юридических лиц, в том числе учителей. Первой ступенью при прохождении аттестации в новом формате станет национальный квалификационный тест (далее – НКТ). Именно с разработки и апробации НКТ Министерство просвещения начало готовить педагогическое сообщество к изменениям. Тестирование будет обязательным для всех педагогов . Структура НКТ – это два блока вопросов. Первый блок содержит задания по предмету, примерно 70% от всех вопросов. Оцениваются углубленные академические знания по профильному предмету, практическое понимание и применение предметных умений, и устойчивость академических знаний. Второй блок — это задания по методике преподавания и психологии (30% вопросов), где выполняется оценка общих академических знаний по базовым дисциплинам. После прохождения этого теста педагог допускается ко второму этапу аттестации. В случае если сотрудник не набрал проходные баллы, он должен пройти повторное тестирование. В противном случае он не будет допущен ко второму этапу аттестации. НКТ для учителей не станет единственным инструментом новой аттестации по ЕФОМ. Кроме экзамена так же будут учитывать результаты профессиональной деятельности учителя с учетом её условий. Данную информацию об аттестуемом эксперты будут получать, анализируя представление работодателя, включающего в себя разделы: - сведения, характеризующие сложность условий профессиональной деятельности учителя (тип образовательного учреждения, педагогическая нагрузка и т.п.); - сведения о динамике образовательных результатов соответствующих обучающихся за последние пять лет (результаты обучающихся ЕГЭ и ОГЭ, результаты ДКР и ВПР других внешних и внутренних мониторингов); - сведения об индивидуальных достижениях учителя, включающие учет мнения обучающихся и выпускников, окончивших общеобразовательную организацию не ранее, чем за четыре года до проведения аттестации (при наличии таковых). Если со сбором информации об успеваемости учеников и результатами выпускников нет никаких проблем, то с получением достаточного количества объективных мнений выпускников, закончивших школу 3-4 года назад, может возникнуть ряд затруднений. Также в новой системе аттестации предполагается введение следующих методов оценки качества работы учителя: анализ урока, оценка работы учителя как эксперта проверяющего задания обучающихся, оценка качества психолого-педагогической компетенции учителя . О всех этих методах разработчики НСУР (национальной системы учительского роста) упоминали только в качестве набора дополнительных критериев оценки работы педагога. Обсуждения этих методов тоже вызывают немало вопросов. Например, если говорить о видеозаписи урока, то возникают трудности технического характера, поскольку видео должно быть снято не на телефон или иной гаджет, а выполнено профессионалом. При этом оператор должен сам понимать учебный процесс, выбирая нужный план в тот или иной момент урока. Но это требует финансовых затрат, а также разрешения на съемку от всех родителей учеников, что в принципе связано с дополнительными трудностями. Такая сложная съемка необходима для того, чтобы эксперт смог провести проверку психолого-педагогических и методических навыков педагога. Кроме этого, психолого-педагогические компетенции возможно проверят с помощью кейсов. Кейс содержит педагогическую ситуацию, которую предложат решить адресующемуся учителю. Заочное решение профессиональной задачи никогда не даст 100% уверенности, что преподаватель эту задачу решил самостоятельно. А значит, этот показатель не всегда может быть объективным. Не исключен вариант, что оценка, данная экспертом будет необъективна, а требования существенно завышены. Существует еще ряд проблем, связанных с переходом на новую систему аттестации. Для проверки заданий понадобится сформировать группы экспертов, обучение и аккредитация которых влечет за собой дополнительные финансовые расходы из бюджета. Более того, новая модель аттестации учителей не вписывается в правовое поле – в законе «Об образовании в Российской Федерации» уже предусмотрена соответствующая процедура. То есть потребуются изменения в нормативной документации . Например, теперь молодому и амбициозному педагогу нет необходимости ждать 2 года после получения 1-ой категории, чтобы претендовать на высшую категорию. Новая модель аттестации позволит обзавестись высшей категорией обычному преподавателю, который только закончил педагогический ВУЗ. Для этого достаточно продемонстрировать экспертам собственные профессиональные навыки и результат педагогического мастерства (в заявлении не указывается квалификационная категория, на которую претендует педагог, а определяется количеством набранных баллов во время аттестации). Заработная плата учителя также будет зависеть от квалификации, от того, какую должность он занимает. Правительство предусматривает в будущем значительно увеличить разрыв между ставками в тарифной сетке педагогов. Планируется отказаться от формулировок «первая категория» и «высшая категория», заменив их соответственно на старший учитель (или учитель – методист) и ведущий учитель (или учитель – наставник), а категорию соответствия заменят термином «учитель». Кроме изменения названий, изменятся функции, которые будут выполнять учителя, в зависимости от своей категории. Педагог, соответствующий категории «учитель», осуществляет профессиональную деятельность по обучению и воспитанию в соответствии с ФГОС, взаимодействует с коллегами, а также взаимодействует с законными представителями учащихся. «Учитель-методист» помимо функций учителя должен заниматься методической работой – проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС и методическим сопровождением педагогов. В функциональные обязанности учителя – наставника входит заведование кабинетом, функции классного руководителя, а также наставничество для молодых специалистов. Интересен следующий факт, что такие названия категорий уже использовались в работе педагогов в 1974-1993 годах. На сегодняшний день 75% от всего количества педагогов имеют квалификационную категорию, первую или высшую. В Министерстве просвещения планируют, что с введением новых правил аттестации, категорию «учитель-методист» будут иметь не более 20% педагогов, а обладателями категории «учитель – наставник» должны стать не более 10% работников образования. Таким образом, на ранней стадии новая модель аттестации не идеальна и имеет много недоработок. Большинство педагогов убеждены, что такой вид проверки знаний считается не вполне уместным и носит провокационный характер. Обновлённая аттестации предполагает довольно унизительные для педагога процедуры: тест на знание предмета, решение педагогических задач, видеосъемка урока. Сам факт выполнения этих аттестационных процедур говорит о недоверии к преподавателю, его профессионализму. Сомнению подверглось даже знание предмета. Любой учитель – это дипломированный специалист, который сдал государственные экзамены и защитил диплом. Несмотря на недоработки, программа по повышению уровня подготовки специалистов запущена. Вряд ли следует расценивать ее как панацею, способную резко и быстро преобразовать существующую концепцию образования. СПИСОК литературы Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (Ч.1). - Ст. 7598.Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 // Российская газета. – 2014. - № 124. Долгоаршинных Н. В. Аттестация педагогических работников. Нормативные акты и процедура экспертизы профессиональной деятельности / Н.В. Долгоаршинных, И.И. Семенова. - Москва : Перспектива, 2018. - 188 c. - ISBN 978-5-98594-550-9. Егошина Л. А. Аттестация как способ оценки квалификации педагогических работников: проблемы правового регулирования / Л. А. Егошина // Журнал российского права. – 2016. – № 4 (232). – С. 64-71. Есикова Р.С. Соершенствование процесса адаптации персонала в организации / Р.С. Есикова //Социально-экономические явления и процессы. – 2016. - №5. – С. 32-36. Замятина О. М. Региональная модель аттестации педагогических работников / О. М. Замятина, П. И. Мозгалева // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. – № 3 (21). – С. 67-74. Ильясов Д. Ф. Научно-педагогические основания обновления содержания аттестации педагогических работников и совершенствования процедур ее проведения / Д. Ф. Ильясов // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 42-49. О. Кучеревская, Н. Н. Журавлева, Н. В. Ярославцева // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1. – С. 23-32. Перминова О. П. Аттестация и оценка квалификации педагога на соответствие профессиональному стандарту педагога: опыт Хабаровского края / О. П. Перминова, Т. А. Петрунина, Е. В. Фоменко // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 8. № 2. – С. 65-86.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»