Формирующее оценивание – важный фактор процесса обучения
Мишустина Светлана Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
Сегодня при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты перед нами стоит новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Для этого необходимо сформировать у учащихся способность к саморазвитию, самообучению и самоконтролю. Развитию этих способностей способствует умение учащихся оценивать учебные ситуации и результаты выполнения учебных задач, которые стоят перед ними на уроке.учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 219
Красносельского района Санкт-Петербурга
С внедрением ФГОС стала распространяться система формирующего оценивания.
Обратить особое внимание на значимость формирующего оценивания меня подтолкнул вопрос одного из моих учеников: «Сегодня я хорошо работал на уроке, почему вы мне поставили «3»?»
Нельзя не согласиться со словами Пола Клайна: «Везде, где это только возможно, учащимся должен предоставляться выбор, они сами должны нести ответственность за свое обучение».
Таким образом, актуальность обусловлена потребностью современного учителя в введении новых подходов к оцениванию образовательных результатов.
Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ученик сам мог оценить свои учебные результаты, выявить пробелы в знаниях, а самое главное – мог определить, что ему необходимо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные достижения. В основу данной системы легли следующие правила:
1.Учебные цели должны быть открытыми и понятны для детей.
2. Оценивание должно быть критериальным.
3. В оценивании должны участвовать сами ученики.
4. Рефлексия должна стать обязательным этапом оценивания.
5. На любом этапе учебной работы школьник должен иметь возможность получить обратную связь.
6. Оценивание должно быть непрерывным.
Эти принципы совпадают с новыми подходами в системе оценивания в условиях перехода на ФГОС ООО.
Для себя я определила значимость использования формирующего оценивания в возможности корректировки действий учителя-ученика в процессе изучения предмета с опорой на промежуточный результат.
В своей педагогической практике я использую критериальное оценивание, что позволяет:
Учителю:
- выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.
- знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
- получать доказательства уровня обученности ребенка.
Прием «Формирую сам»
Активность в классе |
Домашняя
|
Взаимо- оценивание |
Дополнительные задания | Самостоятельная работа |
15 баллов |
20 баллов | 15 баллов | 20 баллов | 30 баллов |
1. 90 и более баллов – «5»
2. 70 и более баллов - «4»
3. 55 баллов и более – «3»
4. До 55 баллов – неудовлетворительный результат.
Я попыталась сделать так, чтобы ребенок понимал, как выставляется оценка, и мог этим процессом управлять. Я переняла на вебинарах простые методики, которые применила на практике в классах. Понимание оценки через начисление оценки по бальной системе.
Любой блок учебного материала я разделяю на предложенные категории: активность ребенка в классе, домашняя работа, проект, комплексный анализ текста, какое-то дополнительное задание, работа в группах, где присутствует такой инструмент, как взаимное оценивание, и конечно же это какая-либо самостоятельная работа в качестве контрольного среза. Эту диаграмму я использую в своей работе. Безусловно, она иногда корректируется, но суть остаётся та же. Каждый из отрезков оценён в какое-то количество баллов. Например, мы проговариваем, какой рубрикатор будет активности в классе. Мы установили максимальную цену за эту работу – 15 баллов, за домашнюю -20, за дополнительные задания -20, взаимооценивание -15, а больше всего баллов ребенок может получить за самостоятельную работу - 30 баллов. Внутри каждого отрезка мы проговариваем с детьми, за что он может получить баллы, которые выходят на оценку. Оценку я формирую так. Если ребенок зарабатывает 90 и более баллов, то это будет прекрасная результативность и это будет пятерка. И так далее.
В данном случае, на мой взгляд, ребенок понимает, как ему управлять результатом и процессом получения результата. Например, у меня есть дети, которым бывает очень трудно справиться с волнением перед контрольной и самостоятельной работой. И чтобы такому ученику легче было выполнить работу, как он может себя подстраховать на максимуме, чтобы иметь право на ошибку. Есть ребёнок, которому трудно дается групповая работа, тогда я ориентирую его на другие виды работы, за которые он получает свои честно заработанные баллы. Я хочу сказать, что всегда стараюсь быть с учеником в некоем партнерстве. Мы оба тогда хорошо представляем, как формируется оценка. Ученик знает и принимает условия оценивания до того, как он вступил на путь получения этой оценки. Ученик не угадывает у меня, какую оценку я ему сегодня поставлю, учитывая все виды работы. Этот простой приём может постоянно корректироваться, дополняться, чтобы детям было интересно. Но главное, что он может быть использован на любом предмете.