Роль общения в жизни ребёнка
Прищепа Светлана Анатольевна
По мнению Выготского Л.С. источником психического развития являются взаимоотношения ребенка со взрослым. Общение со взрослыми помогает ребёнку всесторонне развиваться, психически и физически.Общение помогает удовлетворить важную духовную потребность, которая является одной из ведущих. Благодаря общению происходит познание не только окружающих, но и самого себя. Общение позволяет научиться оценивать других, а самое главное – себя. Общение позволяет передавать, обмениваться информацией.
Если рассматривать общение с точки зрения психологии, то следовало бы упомянуть определение А.А. Леонтьева. Под общением Алексей Алексеевич понимает процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. М.И.Лисина утверждает, что общение -это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
В первые годы жизни ребенка происходит «закладка» интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Если бы человек был с рождения лишен общения, то он никогда не стал бы цивилизованным.
Рассматривать развитие общения следует с самого раннего возраста. Ведь ребёнок, приходя в образовательную организацию уже обладает «багажом» общения.
У ребенка до семи лет сменяется четыре формы общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, вне ситуативно-познавательная и вне ситуативно-личностная.
Рассмотрим более подробно каждую из них.
Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе в 2-6 месяцев. На данном этапе ребёнок испытывает потребность в доброжелательном внимании взрослых. Ребёнок показывает свою эмоционально-положительную реакцию на взрослого. Эмоционально-положительная реакция проявляется в улыбке, активных движениях, вокализации, фиксировании взгляда на лице взрослого и прислушивание к его голосу. К концу первого полугодия жизни возникает ситуативно-деловая форма общения со взрослым. Она длится от 6 месяцев до 3 лет. На данном этапе у ребенка есть потребность в сотрудничестве во время игр, во время выполнения общих дел. Ребёнок и взрослый выступают в роли организатора и помощника, договариваясь между собой. Постепенно предметная деятельность преобразуется. Ребенок овладевает речью.
С появлением первых вопросов ребенка начинается новый этап в развитии общения ребенка и взрослого. Это внесетуативно-познавательное общение. Эта форма проходит с 3 лет до 5 лет жизни ребёнка. В основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. К концу дошкольного возраста у детей появляется высшая для этого периода форма общения внеситуативно-личностная. Она возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Ведущий мотив общения – личностный.
Ребенок учится ориентироваться в группе, устанавливает многообразные отношения с окружающими людьми. Он усваивает правила общения, понятия о своих правах и обязанностях. Ребенок приобщается к моральным и нравственным ценностям общества, в котором живет. Помимо общения с родителями и педагогами, ребенку необходимо общение со сверстниками.Развитие коммуникации, а именно способности общаться с окружающими людьми развивается у ребенка постепенно, проходя ряд этапов, реализация которых возможна только при активном контакте со взрослыми с первых дней жизни. Самым главным признаком установления контакта с ребенком, является его улыбка в ответ на голос взрослого, на взгляд родственников. Данный признак можно наблюдать у детей четвёртой недели жизни.
На втором месяце жизни малыша можно отметить чёткое наличие улыбки, вокализации, взгляда на взрослого, выразительных движений. Ребенок все больше и больше хочет обратить тем самым внимание взрослого на себя. Ребенок ощущает в данном возрасте огромную потребность во взрослом. Именно рядом со взрослыми он чувствует себя защищенным.
Итак, следует отметить основные этапы овладения процессом коммуникации в онтогенезе ребенка:
- доречевой этап. Данный этап имеет продолжительность от рождения до 11 месяцев. Сначала активно развивается фонематический слух. Ребенок учиться воспринимать и различать интонацию взрослого, тембр голоса. А уже с 2-х месяцев пытается подражать звукам, услышанным ранее, а точнее начинает петь гласные звуки. Именно это и является обратной связью, стремлением малыша ответить окружению, войти с ним в контакт. Далее агуканье преобразуется в крик. Ребенок долго и упорно повторяет одни и те же слога, экспериментируя со свой интонацией, тембром, силой голоса. Далее повторение слогов преобразуется в сознательное употребление слов.
- этап начального овладения языком (с 1 года до 2). На данном этапе малыш начинает произносить слова (простые, состоящие из одного, двух слогов, чаще всего слоги открытые). Изначально речь носит подражательный характер. Ребенок использует слова только для удовлетворения своих потребностей. Для выплеска эмоций чаще используются слоги, буквы. Поскольку словарный запас ребенка еще очень мал, он прибегает к использованию жестов и мимики.
- этап овладения грамматической структурой языка (с 2 лет до 7 лет). Словарный запас ребенка с каждым днем расширяется. В речи ребенка складываются определенные речевые конструкции. Данный возраст педагоги называют дошкольным. Именно в этот период ребенок открыт для изучения родного языка и иностранных языков.
Н.Н. Авдеева, Л.И. Божович, М.И. Лисина, А. Г. Рузская говорили о том, что совместная деятельность ребенка и взрослого развивает не только познавательную активность, но и активность ребенка в общении.