Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Консультация для родителей: «Формирование адекватной самооценки у детей и как предотвратить истерику у ребёнка». Кезерева Зарина Тагировна. Педагог-психолог. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №116 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга. Самооценка – это оценка человека, своих возможностей и поступков. Все люди сравнивают себя с другими людьми, таким образом формируется мнение о себе, о своих способностях и возможностях. Адекватная самооценка помогает любому человеку соотнести свои силы с задачами разной трудности, реализовать свои возможности, гармонично развиваться. Самооценка формируется в раннем детстве. Формирование происходит под влиянием оценок окружающих и личных достижений человека. Ребёнок познает мир, исследует его, определяет своё место в этом мире, свои способности и возможности, из всего этого складывается самооценка. Советы по формированию самооценки у детей 1. Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного. «Доченька, собери свои игрушки, будем наводить порядок», «Сынок, поедем в гараж ремонтировать машину». Если у ребёнка не получается нарисовать рисунок, не нужно рисовать за него. 2. Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните – похвала, так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком. «Ты так хорошо сегодня кушала в саду, давай мы с тобой дома приготовим что-нибудь вкусное вместе», «Ты стукнул Машу лопатой на площадке, дома будешь сидеть на стульчике, с игрушкой 15 минут.» 3. Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его. «Отличная идея, давай в выходные пойдём в океанариум», «Я поддерживаю тебя, можем собрать дом из конструктора», «Да, ты сегодня занял 2 место, но мы можем посмотреть, где получилось хорошо, а где не очень, и постараемся не допускать таких ошибок в следующий раз». 4. Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого. «Доченька, посмотри, как красиво танцевала Оля сегодня, ты так же умеешь, нужно больше стараться», «Сынок, Рома сегодня такой длинный стих рассказывал, а ты умеешь еще лучше, нужно трудиться над этим». 5. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Папа: «Я сегодня играл в футбол, и наша команда проиграла, но я не расстроился, буду больше заниматься на тренировках», Мама: «Доченька, я сегодня получила первое место в конкурсе, я так рада, я очень трудилась и старалась, буду дальше стремиться к успеху». 6. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела. «Мы такие с тобой молодцы, какой порядок навели дома». 7. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. «Коля рисует лучше, чем ты», «Посмотри, как ведёт себя Катя, а у тебя ужасное поведение». 8. Положительно оценивайте ребенка как личность. Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик», «Ты такой молодец, воспитатель сегодня похвалил тебя за рассказ»). Категорически откажитесь от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. («Ты тупой», «Дурачок», «Не мешай мне») 9. Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки. («Ваня, у тебя красивый рисунок, яркие краски, а вот с зайцем надо было постараться»). Но результаты работы ребенка сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера», «Сегодня, ты так красиво слепил колобка, лучше, чем в прошлый раз»). 10. Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой. «Ты сегодня большой молодец, ты так красиво нарисовал рыбку.», «Так как, ты вёл себя в саду очень хорошо, мы завтра идём в театр». Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения. («Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?», «Расскажи своё мнение, по поводу плохого поведения в саду?», «Вася, ты сегодня стукнул лопатой Таню, ты поступил хорошо или плохо?». Как проявляется уровень самооценки в поведении у ребёнка? Ребёнок активный, находчивый, бодрый, присутствует чувство юмора, общительный, присутствует желание идти на контакт, эти качества свойственно детям с адекватной самооценкой. Так же, дети с адекватной самооценкой охотно учувствуют в играх, не обижаются, если проигрывают. Детям с завышенной самооценкой свойственный черты такие как, быть лучше других: «Я самый сильный». «Вы все должны меня слушать». Часто дети с завышенной самооценкой агрессивны по отношению к лидерам. Детям с заниженной самооценкой свойственны черты пассивности, мнительности, повышенной ранимости и обидчивости. Они не любят участвовать в играх, так как боятся оказаться хуже всех, а если участвуют, то обижаются и расстраиваются, злятся, плачут. Важно знать, что самооценка формируется в раннем детстве. Например: «Ты уже большой, а такой не аккуратный», «Вон Федя уже завязывает шнурки, а ты так и не научился», «Посмотри, какие красивые рисунки у Маши и как ты нарисовал не красиво». Только в школьном возрасте ребёнок научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Главное, что именно в семье ребёнок узнает, любят его или нет, принимают его таким какой он есть или нет! ВНИМАНИЕ!!! Недопустимо поощрять, обещать, увлекать, заинтересовывать, детей денежными средствами. («Будешь хорошо себя вести, в саду, куплю тебе конфету», «Выучишь стихотворение, я куплю тебе игрушку») Советы от вашего РЕБЁНКА. Чаще всего мы – родители (взрослые) даём советы своим детям. Давайте попробуем сыграть на оборот и прислушаться к детям. «Памятка родителям от ребёнка» - это монолог ребёнка, который отстаивает свои права, свой суверенитет, а также приглашает взрослых к диалогу. НЕ БАЛУЙТЕ МЕНЯ! Баловством вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я хочу и прошу. Я просто манипулирую ВАМИ. Не бойтесь быть твёрдым (устанавливать твёрдые правила, которые относятся ко всем членам семьи) со мной, таким образом я понимаю своё место, что можно, а что нельзя. Даже не думайте полагаться на СИЛУ в отношениях со мной. Я буду приучаться и знать, что считаться нужно только с силой. Пожалуйста будьте ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ – это не сбивает меня с толку и не заставляет оставлять последнее слово за собой. Не поддавайтесь на мои ПРОВОКАЦИИ и МАНИПУЛЯЦИИ, когда я говорю или делаю, что-то только для того, чтобы расстроить ВАС или вывести из себя. А то я попытаюсь достичь больших побед и высот! Не расстраивайте сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Это не то, что я к Вам чувствую, я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне. Не заставляйте меня чувствовать себя МЛАДШЕ, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на Вас за это, став «ПЛАКСОЙ» И «НЫТИКОМ». Не делайте для меня и ЗА меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать ИСПОЛЬЗОВАТЬ вас в качестве ПРИСЛУГИ. 11 способов предотвратить истерику у ребенка. Обнимашки. Крепко – крепко обнимите ребёнка, поцелуйте и скажите, что любите. Вы любите такого как он есть с заплаканными слезами, капризного, ноющего. Теплота взгляда и доброта сердца запоминаются ребёнком надолго. 2. Адекватная замена. Например, «мы сейчас не можем купить этот самолётик, но зато, когда мы придём домой, то мы слепим его из пластилина или склеим из бумаги и т.д.». 3. Говорите о чувствах. Иногда достаточно озвучить ребёнку то, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. 4. Смешной ритуал. Придумайте его сами. Например, включайте фен, музыку, начать танцевать, чтобы сушить его слёзы, или пылесос, чтобы почистить его от каприз. Но если ребёнок боится сильного шума или таких предметов, не включать!!! 5. Выброс эмоций. Предложите ребёнку объект для выброса эмоций. Это может быть подушка, стаканчик (бумажный). Бывают моменты (иногда или часто), когда истерика ребёнка направлена на аудиторию. Отведите ребёнка в не слишком людное место или оставьте одного в комнате. 6. Отвлекающий маневр. Нужно отвлечь ребёнка. Например, так: «Ой, посмотри, у тебя же ресница на глаз попала, подожди, я тебе её вытащу, а то она мешает плакать». Или, «Ой, смотри, какая злюка калюка к тебе прилетела и сидит на правом (левом) плече. Давай её прогоним? (лепим, рисуем, придумываем сказку и т.д.). Предложить пойти на улицу и взять с собой муз. игрушку (барабан, дудочку), т.к. музыкальные инструменты очень успокаивают психику детей. 7. Осознанный плач. Попросите ребёнка плакать тихим голосом (чтобы кошку не разбудить или мышку и т.д.). Если послушает, то настоящего плача больше не будет. 8. Отсрочка времени. Напоминаем ребёнку о важном событии, без которого просто необходимо отложить плач. (Давай, ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет). Если ты будешь долго плакать, то не успеем погулять. ВАЖНО! Не отнимать у ребёнка право на слёзы, просто попросите немного подождать. 9. Не обращать внимание. Просто не обращать внимание на эмоции ребёнка в течении 5-10 мин. Вам нужно набраться терпения и не общаться с ребенком в это время. Дети могут манипулировать с помощью своего поведения, таким образом они наблюдают за своими зрителями и им это доставляет удовольствие. После того как ребёнок упокоился, с ним необходимо провести беседу о его поведении. ОБЯЗАТЕЛЬНО объяснить почему так себя вести нельзя. 10. Повтори. Повторить за ребенком, то как он плачет, кричит и ведет себя, посмотреть на его реакцию. 11. Возможно нужен врач? Бываю случаи, когда дети в истерике краснеют, задыхаются и ведут себя вообще неадекватно. При частых повторениях такого поведения лучше обратиться к врачу. ЗАПОМНИТЕ!!! Тон голоса, которым вы обратитесь к ребёнку, играет очень важную роль, так как реакция на спокойный, уравновешенный голос вызывает убедительные эмоции у ребёнка, а вот грозный и требовательный голос: «ЗАМОЛЧИ!», вызывает обратную реакцию. ВАЖНО! Показать ребёнку, что такое поведение очень огорчает Вас. Провести беседу. Уточнить у ребёнка, что он понял. Обязательно обнять и поцеловать малыша после истерики.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»