Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Экзамены без стресса Психологический тренинг для учеников выпускных классов школы на этапе подготовки к ЕГЭ/ГИА. Автор: Першинова Варвара Васильевнапедагог-психолог ГБОУ СОШ 164 г. Санкт-Петербург Ведущий – педагог-психолог Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в своих силах. Развитие регулятивных и коммуникативных УУД: внимания, восприятия, запоминания, воспроизведения, актуализация личностных УУД:: ценностных ориентиров на успешную сдачу выпускных экзаменов. Задачи:1. Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, ;2. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;Объём тренинга – 2 академических часа Рекомендуемое время проведения: апрель-май. Используемые методы: мини – лекция, дискуссия, упражнения, мини-тренинг. Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска (листы ватмана); мел, маркеры; ручки и тетради для учащихся, компьютер, аудиоколонки. Участники: ученики 9, 11 классов, возраст – 15-18 лет. Введение (2 мин.) – мотивирующее сообщение ведущего о целях тренинга и режиме работы, Экзамен – серьёзное испытание для любого человека, а часто и переломный момент в его жизни. От результата экзаменов многое зависит. Поэтому трудно найти человека, который бы сохранял хладнокровие, зная, что ему предстоят такие испытания. Условия проведения экзамена для всех выпускников похожи, но каждый выдерживает это по-разному. Кто-то более успешно, кто-то менее. А почему? Во-первых, это зависит от того, насколько вы владеете знаниями по конкретному предмету, а во-вторых: от вашего умения преодолевать страх и справляться со своими нервами. Наибольшего успеха добивается человек, который собран, эмоционально спокоен и уверен в своих силах. Сегодня мы займёмся психологической подготовкой к экзаменам. Вы узнаете приёмы, которые помогут снять излишнее нервное напряжение, чувство гиперответственности, вызывающее тревогу и страх. Даже тем, кто имеет, как ему кажется, слабую волю, психологическая подготовка поможет настроиться на активную работу, преодолев негативное отношение к обязательным для каждого ученика итоговым испытаниям. Психологические техники, которые мы сегодня рассмотрим, послужат вам и при подготовке к экзаменам, и во время экзамена, если спокойствие покинуло вас, и вы не можете собраться с мыслями. Выполнение дыхательных психотехник незаметно и не мешает окружающим. Часть 1Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания. Цель занятия: Преодолеть внутреннее сопротивление и снять негативное отношение к экзамену. Познакомить учащихся с приемами волевой мобилизации; отработать приемы самообладания, необходимые учащихся в ходе сдачи экзамена. Упражнение 1. «Зачем мне экзамены?» (5 мин) Цель упражнения: изменение отношения к ЕГЭ/ГИА – с негативного на конструктивное. Снятие эмоционального напряжения, осознание положительного смысла подготовки к ЕГЭ/ГИА и её сдаче. Инструкция учащимся: Напишите в тетради вопрос и ответы - 5 – 6 вариантов ответов В чем для меня смысл ЕГЭ (ГИА) по каждому предмету, что он мне даст, чем поможет?  1  2  3 4 5 Ответы могут быть следующие (ведущий записывает их на листе или на доске): возможность попробовать свои силы усовершенствование навыков работы с запоминаемой информацией поступление в желаемый ВУЗ на бюджетное отделение возможность выбора ВУЗов в разных уголках страны повод укрепить свои школьные знания порадовать близких успешной сдачей ЕГЭ / ГИА и т.д. тренировка в деле сдачи экзамена, т.к. экзамены придётся сдавать неоднократно и т.п. После самостоятельной работы ведущий просит ребят зачитать свои записи. Происходит обсуждение (5 минут). Ведущий обобщает высказывания учеников и делает вывод: ЕГЭ/ГИА даст нам новые возможности и выбор дальнейшего образовательного маршрута. Упражнение 2 «Спокойное дыхание» (5 мин.) Ведущий: Как отметили многие из вас, экзамены и подготовка к ним – это всё-таки тревога и стресс. Как же научиться самообладанию во время стресса? Один из эффективных способов – экспресс-приемы волевой мобилизации В сложных условиях учебной деятельности, например, во время контрольных работ, экзаменов, у учащихся возникает необходимость успокоиться, настроиться и сохранять рабочий настрой на протяжении проверочной работы. В этом случае эффективны и удобны экспресс – методы, позволяющие это сделать. Эти упражнения можно выполнять непосредственно на самом экзамене, так как оно незаметно для окружающих. Дыхательные техники саморегуляции взяты из школ восточных единоборств. Я расскажу и покажу вам, как эти упражнения выполнять, и вы попробуете выполнить их сейчас самостоятельно. Желающие могут записывать, ту информацию, которую сочтут необходимой. Данная дыхательная техника способствует генерации чувства спокойствия, уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей. «Дыхание по квадрату» Ведущий: Сосредоточьтесь на своём теле и настрое. Оцените, насколько вы в данный момент напряжены. Примите исходное положение стоя или сидя, спина прямая Вдох – считаем в уме :1-2-3-4, пауза с задержкой дыхания 1-2-3-4, выдох 1-2-3-4 (спокойный и естественный как во сне) пауза с задержкой дыхания 1-2-3-4. Выполняем 10 раз, кому-то нужно большее количество раз. Упражнение повторяется до исчезновения чувства нервного и мышечного напряжения. Упражнение 3 «Активное дыхание» (5 мин) Помогает в ситуации апатии, усталости, «вялости мыслей» и невозможности сосредоточиться. Ведущий:: Займите исходное положение стоя или сидя, спина прямая, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание. Вдох и выдох производите замедленно. Вдох 1-2-3- 4.задержка дыхания 1-2-3- 4 - …. – 15 (Счет ведем до той цифры, которая отражает ваш возраст). Быстрый форсированный выдох (одновременно с выдохом мысленно представляем, что внутри тела, в области солнечного сплетения загорается ярко-зелёная лампочка) 5-и кратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы, активизировать деятельность и улучшить настроение. Упражнение 4 «Побеждаю страх» (30 минут) (с использованием адаптивной техники «наводнение» и приёмов образной медитации) Примечание: НаводнениеНаводнение – техника терапии страхов, в которой человек заранее добровольно и сознательно подвергается воздействию внушающего страх объекта или события и убеждается в том, что в действительности оно безвредно. Ведущий: Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» писал, что тревогу и страх можно победить только одним способом –пережить их заранее. Задать себе вопрос: «Что будет, если свершится самое худшее?» Осознать себя в ситуации полного краха и мысленно прожить все негативные эмоции, которые появятся при этом. Спокойно наметить план дальнейших действий - 2- 4 варианта и записать их. При выполнении упражнения важно образно представить ситуацию – мысленно увидев происходящее как можно ярче и точнее. Важны детали и чувства, которые переживаются в этот момент. Переживая негативные чувства, позволяем им какое-то время быть и «отпускаем на свободу». Выполняется сидя в позе возможного расслабления (откинувшись на спинку стула или положить голову на руки, скрещенные перед собою на столе) с закрытыми глазами. Дышим глубоко, ровно. 1-2-3 – открываем глаза и отвечаем на вопросы ведущего: Итак, прошу вас представить, что вы не справились и «провалили» экзамены. Что самого худшего произойдёт тогда в вашей жизни? Участники называют варианты развития событий: «Убьют родители», «Выгонят из дома», «Пойду работать грузчиком, техничкой», - обычно уч-ся в первую очередь называют нелепые варианты, вызывающие всеобщий смех, после чего обстановка в аудитории меняется к лучшему – общее настроение улучшается Скандал с родителями Чувство отчаяния и унижения «Пойду служить в армию, пойду работать на низкооплачиваемую работу» и.т.д. Ведущий доводит нелепость вариантов до абсурда, задавая дополнительные вопросы: После провала на ЕГЭ/ГИА наступит конец света? Участники отвечают – НЕТ Ваша жизнь закончится? – НЕТ Семья выдворит вас из дома? – НЕТ Родители перестанут вас кормить (кто не работает, тот не ест)? – НЕТ Лучшие друзья покинут вас? – НЕТ Знакомые перестанут здороваться с вами? – НЕТ Ведущий просит участников сделать вывод, а если участники затрудняются, то итоговый вопрос ведущего: В случае неудачи, всё это можно как-то пережить? - ДА Вывод: Сдам я или не сдам ЕГЭ (ГИА) – я буду жив и здоров, в моей жизни не наступят крах и страшные последствия. Задание 1 : Напишите на листе, как будет развиваться ваша жизнь, если вы «провалите» ЕГЭ/ ГИА – 3-5 вариантов того, что можно будет сделать в этом случае – ваши дальнейшие действия и планы, основные стратегии. Допустимые варианты (ведущий записывает их на листе или на доске): - подготовлюсь лучше к пересдаче, у меня ещё 2 попытки; - пойду учиться в колледж; - пересдам ЕГЭ/ГИА на будущий год; - поступлю в аналогичный колледж/ВУЗ не такой престижный, но с меньшим конкурсом; - пойду на платное отделение, при этом буду подрабатывать (где, кем) и т.д. Важно, чтоб варианты были конкретными и выполнимыми. Происходит обсуждение вариантов (3-5 минут) Примечание: После этого упражнения рекомендуется сделать перерыв на отдых, так как проведённая работа отнимает много сил. Часть 2 Упражнение 5 «Мои возможности при подготовке к ЕГЭ/ГИА» (15 - 20 минут) Разделите тетрадный лист пополам вертикальной линией В левой части напишите несколько ответов на вопрос «Мои основные трудности, связанные с экзаменами» Пояснение ведущего: Ответы должны быть максимально конкретными. Например – «Я затрудняюсь сконцентрироваться на заучивании формул» или «Я испытываю трудности в решении биквадратных уравнений и построении графиков» и т.д. В правой части листа для каждого пункта из левой части напишите пути преодоления своих основных трудностей. После завершения самостоятельной работы – зачитывание результатов и обсуждение. Упражнение 6 «Психологический фотошоп» (15 минут) с использованием приёмов образной медитацииВводные вопросы ведущего: Кто из вас знаком с ощущением победы, куража, радости от достигнутой цели? – поднимите руки Когда это было в недавнем прошлом: в этом году, в этом месяце, на прошлой неделе, вчера? Задание: с закрытыми глазами, сидя в позе возможного расслабления представьте ситуацию своего «жизненного успеха» (Ситуацию победы, достижения долгожданной цели) и свою жизнь с этим успехом. Ощутите эмоции радости, удовлетворения, уверенности. Какие образы возникают? Какие чувства? – запомните их. Мысленно «сфотографируйте» их. Получившийся образ – «цветная фотография». Попробуйте улучшить её качество (мысленный «фотошоп») – яркость, размер. Превратите её в видеоролик о своей жизни, Вы – главный герой. Что можно ещё изменить, улучшить детали, добавить новые, усилить красочность (ещё 2 мин) Зафиксируйте в памяти яркий образ успеха. Что чувствуете? На счет 5 – откройте глаза. 1-2-3-4-5. После паузы в 1 мин, вопросы ведущего: Что в ходе упражнения что получилось, а что нет? Удалось ли поработать с образом, сделать его ярче, радостней? Какие чувства возникли и остались с вами? Рекомендация ведущего: Время от времени «заходите» в своё будущее, «осваивайте» его, применяя свою фантазию, редактируйте свой «фильм». Обратная связь (10 минут) Вопросы ведущего к участникам занятия и обсуждение Какие эмоции и чувства вы пережили в ходе занятия? Что было самым трудным, самым полезным, самым интересным? Как изменился эмоциональный настрой перед ЕГЭ/ГИА? Представьте, что вы уже сдали выпускные экзамены, какие советы вы бы дали младшим товарищам, которые ещё только готовятся к ЕГЭ/ГИА? Какие пожелания вы можете сделать ведущему по поводу улучшения качества занятия? Подведение итогов Ведущий: Сегодня мы с вами узнали психологические приёмы, которые помогают успешно справляться с подготовкой к ЕГЭ/ГИА. Используйте их в течение всего периода подготовки и сдачи экзаменов. Если у кого-то из вас вновь появится чувство страха, тревоги и неуверенности, то я буду рада вам помочь на индивидуальной консультации. Успехов вам в прохождении итоговой аттестации!!! Конец занятия Список информационных источников: Н. Ольшевская. 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике., М., АСТ, СовА -2013 Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 4.http://www.flussyhouse.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=65&Itemid=70 - Дом Здоровья. Дыхательные упражнения при бессоннице. Активизирующие и успокаивающие дыхательные упражнения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»