Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии

Сегодня мы слышим много разговоров о том, что нужен ли предмет «Технология» в современной школе и хотят его заменить робототехникой или информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе. Предмет «Технология» – особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отметим также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Именно на уроках технологии, учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам. Технология венчает образование в том смысле, что аккумулирует знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира.
ФГОС требует развивать коммуникационные компетентности. Групповая работа – одна из главных форм для их формирования. На уроках технологии, обучающиеся привыкают работать в коллективе. На первом занятии происходит ознакомление обучающихся с предметом, с правилами работы и ТБ. Класс делится на бригады, бригадира ребята выбирают самостоятельно. Каждый урок назначается дежурный, на уроке должны соблюдаться правила ТБ, порядок на рабочем месте, бережное отношение к оборудованию. Такая направленность работы в будущем отразится на профессиональной деятельности. Бригадная форма учит работать в коллективе, развивает у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою, учит толерантности, приближает ребят к реальным условиям труда. Изготавливая изделия из различных конструкционных материалов (бумага, ткань, пряжа, продукты), обучающиеся учатся выполнять определённые этапы и технологические операции в работе (разметка, выкраивание, сшивание, отделка и др.), сравнивать и делать вывод о том, что технологии изготовления изделий схожи. В дальнейшем каждый обучающийся может разработать технологию изготовления любого изделия из любого материала или даже какой-то технологический процесс. Так, выполняя разметку деталей изделия из любого конструкционного материала, ученицы учатся быть экономными, – а разве это не пригодится в жизни? Иногда принесённого материала для работы не хватает и обучающимся приходится быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия, или применив масштаб, уменьшить размеры деталей изделия и тогда материала хватит.  Кроме того, осваивая базовые приёмы обработки материалов, ученицы могут дома выполнить мелкие ремонтные работы, пришить пуговицу, подшить низ изделия, приготовить несложный завтрак или обед. Особое внимание при работе можно уделить разработке графической документации. Умения в этой области нужны и девочкам, и мальчикам, т. к. чертёж – это язык техники. У многих обучающихся будущая работа будет связана с техникой. Умение строить чертежи необходимо при выполнении проектной работы, при разработке конструкции своего изделия. Умение конструировать и моделировать, важны для человека не только в будущей профессии, но они так же развивают пространственное воображения. Так же можно упомянуть, что эти конструкторские умения пригодятся на уроках черчения, физики и математики. Особое внимание следует уделить отделке изделий из различных материалов. Отделка-это одна из технологических операций, от её выполнения зависит внешний вид изделия. И здесь следует отметить, что доводить начатое дело до конца – это важно для каждого человека. Цель современного школьного образования – научить ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Важную роль в создании личностно-ориентированной образовательной среды играть метод проектов. Метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Тематика проектов разнообразна, список тем представлен в кабинете, на стенде. Конечно, степень сложности проектируемого изделия возрастает от класса к классу. Выбирая темы проектов, рекомендуем детям обратить внимание на функциональность изделия, его эстетичный вид. Особое внимание уделяем исследованиям в проектах, степени их сложности. Проведение исследований подталкивают обучающихся к приобретению новых знаний и практически умений. Элементы домашней экономики помогает понять основные экономические характеристики технологий и трудовой деятельности, базовых понятий маркетинга, менеджмента, предпринимательской деятельности, овладение основами планирования семейного бюджета, правила рационального поведения на рынке товаров и услуг. При изучении данного раздела программы часто сталкиваемся с тем, что большинство учениц не причастны к ведению своего домашнего хозяйства, не имеют постоянных обязанностей в семье, а вести домашнее хозяйство – «ума не надо». Получив определённый багаж знаний, они смогут управлять экономической жизнью семьи, вести учёт доходов и расходов, уметь делать правильный выбор при покупке вещей, смогут определить подлинность товара, смогут защитить свои права, как покупателя, рационально вести домашнее хозяйство. Главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача – помочь ученикам в этом.
Каждому учителю в своей педагогической деятельности необходимо отслеживать уровень сформированности УУД, с целью корректировки приемов и методов их развития. Напомним, уровни сформированности учебных действий можно условно ранжировать на шесть групп.
1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя;
2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму);
3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия);
4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем);
5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
6) обобщение учебных действий (на основе выявления общих принципов построения новых способов действий) и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.
Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с целеполаганием и мотивацией учения. Мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний, освоения личностного смысла учения. Иными словами, ученику гораздо интереснее получать новую информацию, если он решил для себя: «Я изучаю эту тему для того, чтобы…» Учителю в свою очередь при проектировании урока необходимо создать такие условия, при которых учащиеся испытывали как можно больше положительных эмоций при изучении программного материала: предлагать задания в игровой форме, соревнования, использовать различный дидактический материал, интерактивные презентации.
С целью формирования личностных универсальных учебных действий, помогающих осознать свою значимость и мотивации желания более глубокого исследования «Технологии», как образовательной дисциплины, а также развития навыка поиска, анализа и структурирования знаний, рекомендуем использовать метод «дай себе помочь». Предлагаем ситуации, в которых ученики могут помочь педагогу. В добровольном порядке ученицы привлекаются для разработки материала, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение, различные виды тестов для учеников параллельного класса, небольшие презентации по предстоящим темам и т.д.)
Формировать логические познавательные умения можно в процессе работы над параграфом в учебнике. Для этого, например, учитель предлагает своим ученицам самостоятельно изучить тему «Сладкие блюда» и логически ответить на вопрос: чем одно блюдо отличается от другого? При этом ученицы самостоятельно проходят цепочку «компот-кисель-желе-мусс-самбук-суфле» и без проблем разбираются с технологией приготовления каждого блюда. Изучение учебного материала таким образом позволяет сделать его ярким и надолго запоминающимся.
Для формирования умения поиска и выделение необходимой информации часто применяется прием «свои примеры», который помогает обучающимся подготовить свои примеры к новому разделу. Каждая из учениц, решая поставленную проблему, проводит собственное исследование по теме. Например, ученики готовят сообщение о своих комнатных цветах к теме «Роль комнатных растений в жизни человека» или подбирают иллюстрации к теме «Стиль в одежде». Этот прием работы можно использовать при изучении других разделов учебной программы: интерьер жилого дома (способы декорирования помещении), изготовление швейного изделия (уроки моделирования), декоративно-прикладное творчество и т.д.
Каждый ученик, приступая к практическим работам на уроке, испытывает ряд проблем, которые не позволяют справиться с поставленной задачей. С целью формирования навыка планирования своих действий, педагог предлагает ученицам работу по инструкционной карте или деятельность по составлению плана работы. Выполняя какую-либо работу (вышивку, пошив изделия, кулинарное блюдо), ученицы приучаются к деятельности по инструкции, начинают понимать важность соблюдения последовательности. Впоследствии эти навыки помогают ученицам достаточно грамотно справляться с таким видом работы, как составление технологической последовательности изготовления изделия при подготовке творческого проекта.
В каждой из изучаемых школьных дисциплин есть необходимость заучивания каких-либо понятий или определений. Считаем, что эту работу ученика можно значительно облегчить, если обучающийся самостоятельно научится конструировать для себя определения или новые понятия. С этой целью учитель использует прием «составь определение». Например, на уроках кулинарии, мы «открываем» определения: «салат», «суп», а на занятиях по пошиву швейных изделий, работаем над терминами: «заметать», «притачать», «пришить».
Одним из самых важных умений является умение самооценки, анализа и критического осмысления проделанной работы, умение сравнивать результат с эталонным, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. С целью развития обозначенных умений, педагог предлагает ученицам разобраться с проблемой оценки работ одноклассников. При такой форме текущего контроля, хорошо работает прием «выставка работ учащихся в конце урока». В процессе знакомства с работами одноклассниц ученицы видят достоинства и недостатки в своих работах, отвечают для себя на вопросы: могла ли я сделать работу лучше? Где я допустила ошибки? Что необходимо сделать, чтобы не допустить ошибок в будущем? Ярко и наглядно удачу или неудачу в своей работе ученицы могут увидеть при составлении общей композиции в конце занятия. Рекомендуем использовать этот прием при изготовлении части орнамента при вышивании или пошиве модуля в лоскутной технике. Считаем важным не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»).
Работа в парах, в группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить учебному сотрудничеству. Прежде чем вводить её, следует совместно с учащимися определить основные позиции эффективного взаимодействия.
Правила коллективной работы:
  • говорите по очереди, не перебивайте друг друга;
  • внимательно слушайте того, кто говорит;
  • если то, что говорят другие, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
Используя в школе технологии деятельностной направленности, вводим в организацию учебной деятельности работу в группах и парах. Такая форма организации работы необходима по определению: при снятии мерок друг с друга, приготовлении различных блюд на уроках кулинарии, целесообразна при выполнении творческих проектов.
Изучая материал по предложенной теме в системе «интернет» столкнулись, с очень интересным приемом формирования УУД (причем, используя предложенный вариант работы, учитель одновременно может развивать как личностные, так и познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия). Называется он «шесть цветов (шляп) мышления» и позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотнести свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорош этот метод для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями. Например, мы собираемся декорировать диванную подушку, как это сделать лучше? В зависимости от деления по цвету, группы учеников научатся доносить информацию о решаемой задаче, генерировать идеи, обсуждать их состоятельность, планировать пути достижения поставленной цели, приобретут навыки общения, организации и управления происходящим процессом.
 «Посредственный учитель излагает.  Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Формирование УУД – это реалии нашего времени, поэтому мы должны ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию ученика в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях.
     Список использованных источников и литературы
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Симоненко В.Д. Технологическая культура и образование (культурно- технологическая концепция развития общества и образования). – Брянск: Издательство БГПУ, 2001. – 214 с.
3. Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. – М.: Вентана Граф, 1998. – 263 c. 4. Системно-деятельностный подход на уроках технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2015/01/16/ predmet-tekhnologiya-sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-n
Интернет – ресурсы
4. https://interactive-plus.ru/ru/article/11170/discussion_platform

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»