Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социально-коммуникативное  развитие детей старшего дошкольного
возраста с  использованием технологии проблемных ситуаций

Калиновская Елена Георгиевна,
воспитатель  ГБДОУ детского сада №76
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности ; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопередживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, в процессе их присвоения и сотворения.
По словам Л.С. Выготского: Социально-коммуникативное развитие – результат «врастания» ребенка в субкультуру». Ребенок не только присваивает, но и творит культуру.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства субъектов, диалога культур.
Оно осуществляется под влиянием разных факторов как совокупности условий, обстоятельств, явлений, оказывающих влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. К основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников относятся:
- наследственность как совокупность генетически заданных характеристик;
- социокультурная и образовательная среда как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения;
-социальная активность как способ самосовершенствования, творческой самореализации индивида и целенаправленное воспитание.
Цель социального воспитания детей дошкольного возраста - формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достижениям культуры как результат человеческого труда; уважительного - к истории семьи, детского сада, страны; толерантного – ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национальности, физическим возможностям, и др.). Технология социального воспитания предусматривает реализацию его содержания в определенной последовательности: от приобщения к социокультурным ценностям – к их культуротворчеству в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, изобразительной и двигательной.
В соответствии с ФГОС ДО эффективность педагогического процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие детей, предопределяется реализацией ряда условий, в числе которых:
Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к его чувствам и потребностям;
Наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным и социокультурным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, умение детей работать в группе сверстников.
Эффективность социального воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается учетом основных закономерностей социального развития:
Цели социального воспитания определяются в соответствии с социальным заказом, потенциалом возрастного развития дошкольника, методологическими основаниями процесса социального воспитания.
Содержание социального воспитания зависит от правомерного подбора видов и элементов социальной культуры в соответствии с возрастными возможностями детей, а воспитательные результаты - не от объема информации по разным видам социальной культуры, а от степени ее доступности, значимости, эмоциональной притягательности для детей.
Технологии социального воспитания предопределяются соответствием средств, форм и методов взаимодействия педагога с детьми, особенностями их личностного и психического развития.
Многообразие используемых средств, методов и форм социального воспитания предопределяет гармонизацию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер социально-коммуникативнго развития, обеспечиваемую в процессе участия ребенка в разных видах деятельности.
Диагностика личностных социальных достижений ребенка оказывает более эффективное влияние на качество социального воспитания, чем диагностика общих достижений.
Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня как стратегическое направление обновления образования, в том числе и дошкольного, связанного не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребенка.
 Социально-коммуникативное  развитие дошкольников является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»:  «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности. Социальной активности личности и ее роли в социальной адаптации посвящены работы Л.С.Выготского, Б.З.Вульфова, А.А.Реана. По данным ученых-психологов В.С.Мухиной, Ж.Пиаже, Е.О.Смирновой, В.Д.Шадрикова и др. интеллектуальное развитие старших дошкольников претерпевает значительные изменения, в плане произвольности психических процессов, что оказывает влияние на психологические особенности личности дошкольника и тем самым на успешность социально-коммуникативного развития.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. С.Л. Рубинштейн говорил: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для  заполнения, для превращения неизвестного в известное,  необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Работая с детьми,  мы пришли к выводу, что дошкольники - прирожденные исследователи, подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача - активно помогать в этой деятельности, поощрять ее.
В то же время сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением воспитанников мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Некоторые  воспитанники боятся ошибиться при выполнении того или иного задания. Чаще всего состояние это вызвано недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Иначе говоря, когда они сталкиваются с проблемной  ситуацией.
Цель: Способствовать социально-коммуникативному развитию воспитанников с использованием технологии проблемных ситуаций.
 
Этапы работы, задачи к ним:
Этапы  работы Задачи
Организационно-исследовательский -Провести анализ педагогической компетентности родителей.
-Организовать взаимодействие с социумом
-Создать развивающую предметно-пространственную среду, благоприятную для социально-коммуникативного развития
 Реализация опыта. -Содействовать социально-коммуникативному развитию  воспитанников, используя проблемные ситуации для приобщения к элементарным нормам и правилам взаимоотношений в обществе;
-Содействовать формированию у воспитанников положительного отношения к своим будущим социальным ролям (семейной, гражданской, гендерной);
-Воспитывать культуру взаимоотношений между воспитанниками;
-Разработать проект;
Аналитический
 
-Проанализировать проведенную работу.
-Определить перспективы.
 
Для реализации поставленных задач,  была организована развивающая среда в группе, учитывающая игровые предпочтения воспитанников:
Образовательные области Центры для мальчиков и девочек
Познавательное развитие Создали новый центр «Наши открытия», куда помещали результаты исследований.
В центре  логики сделали подборку заданий логического характера, с учетом  личного опыта воспитанников (картотека проблемных ситуаций, кроссвордов, подборка презентаций).
Центр исследования пополнили гербариями, коллекциями, альбомами, бросовым материалом.

 
Социально-коммуникативное развитие В книжном центре оформили раздел «Литература для мальчиков и девочек»
Пополнили  атрибутами сюжетно-ролевые игры «Военные», «Космонавты». «Полицейские», «Программисты», «МЧС», «Семья», «Музей», «Магазин», «Салон красоты», «Туристическое агентство».
Совместно с родителями создали  «Гардероб для настоящих мужчин»,     «Бутик модной одежды».
Пополнили атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр бытовой направленности .
Приобрели атрибуты для изучения правил дорожного движения (дорожные знаки, жезл, фуражка, специальный транспорт).

 
Художественно-эстетическое развитие Изготовили игрушки-самоделки для сюжетно-ролевых игр
  Совместно с семьями воспитанников составили альбомы: «Все обо мне»,  где дети раскрывали свои социальные роли в обществе (сын-дочь, брат-сестра, друг-подруга, внук-внучка),  что дало возможность всем участником образовательных отношений глубже понять внутренний мир ребенка, его осознание себя как представителя определенного пола  в семье, среди других людей.
Альбомы с фотографиями детей «Вот такие мы разные», «О девочках и мальчиках» наглядно иллюстрировали, чем любят заниматься девочки и мальчики.
 
Созданные условия способствовали активной, разнообразной творческой игровой деятельности. Воспитанники принимали непосредственное участие в создании и пополнении игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации.
Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения начинается с диагностирования. Диагностирование проводилось с участием педагога-психолога учреждения,  исследование дало информацию об уровне социально-коммуникативного развития группы детей и каждого воспитанника в отдельности.
 (Приложение)
Ожидаемый результат:
В соответствии приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ставится:
 «…ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать…»
Работа с воспитанниками
В работе используем правила, которые необходимо соблюдать при использовании технологии проблемного обучения:
- правильно сформулированные вопросы конкретизируем,
- сужаем область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем,
- не сообщаем ребёнку готовый ответ,
Таким образом  добиваемся  того, чтобы ребёнок:
- действительно почувствовал определённую теоретическую или  практическую трудность,
-  уяснил, что от него хочет воспитатель, 
- захотел решить эту проблему,
- смог это сделать самостоятельно.
Совместно с  воспитанниками  составлены занимательные кроссворды про мир девочек и мир мальчиков, про путешествия, про виды спорта и т.д.
Разработали сценарии вечеров досуга «Путешествие в страну «Взрослых», «Что было бы, если…» с включением проблемных ситуаций: «Правила поведения», «Общение со сверстниками», «Мы - будущие школьники» и т.д.
Разработали картотеку проблемных ситуаций для использования в  образовательной деятельности.
Применяя технологию проблемных ситуаций, столкнулись с тем, что проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. И от нашего мастерства зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
В образовательный процесс с воспитанниками включали 4 уровня проблемности:
1. На первом этапе – ставили проблему (задачу) и решали её при активном слушании и обсуждении воспитанников.
2.Далее ставили проблему, а воспитанники самостоятельно или под нашим руководством находили решение. При этом направляли их на самостоятельные поиски путей решения .
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
Проблемные ситуации создавали с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяли следующие методические приемы:
– подводили детей к противоречию и предлагали им самим найти способ его разрешения;
– воспитанники излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– побуждали детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
– ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;
– определяли проблемные теоретические и практические задания; 
– ставили проблемные задачи.
Первый этап процесса решения проблемы - поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». Этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, то есть  выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у воспитанников интерес к новой теме, создавали  новую проблемную ситуацию, побуждала  выдвигать гипотезы, делать выводы, приучали не бояться допускать ошибки.
В совместном с родителями исследовательском проекте «Мое имя» воспитанники обращались за поиском необходимой информации к энциклопедиям, сети Интернет. Каждый ребенок представлял историю происхождения своего имени.
Одним из наиболее эффективных средств социально-коммуникативного развития является художественная литература, которая всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В ней задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. И очень важно чтобы ребенок регулярно прикасался к этим нормам. Сказки  обучают и создают эмоциональную положительную модель поведения. Из рассказов, басен, пословиц, загадок выявляли отрицательные поступки героев, обсуждали их, высказывали свое мнение и предлагали "герою" другую модель поведения.  Сказки о животных помогали детям психологически безопасно отражать свой внутренний мир, формируя представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.
В результате проведённой работы у воспитанников расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.
Для расширения представлений педагогов об использовании проблемных ситуаций в образовательном процессе, был проведен тематический круглый стол: «Проблемная ситуация как один из способов формирования положительного отношения воспитанников к будущим социальным ролям»; семинар-практикум для педагогов «Использование проблемных ситуаций в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста», на котором педагоги сами сталкивались с проблемными ситуациями и проигрывали их.
 
Заключение.
 
   Выводы:
  • Применение в образовательном процессе  проблемных ситуаций помогло формировать у воспитанников старшего дошкольного возраста самостоятельное, активное, творческое мышление.
  • Включение воспитанников  в самостоятельную поисковую деятельность под руководством воспитателя помогло им овладеть элементарными методами науки и приёмами самостоятельной работы.
  • Главная ценность в том, что воспитанники в очередной раз получали возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убедились в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Совместно с воспитанниками была разработана схема (алгоритм).
  • Изменения, происходящие в воспитанниках, указывают на то, проблемные ситуации создают благоприятные условия для общего развития каждого воспитанника, следовательно, способствуют социально-коммуникативному развитию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение.
 
Диагностическое обследование социальной адаптации воспитанников.
Уровни сформированности социальной адаптации старших дошкольников
1. Интеллектуально-познавательное развитие.
2. Эмоциональное благополучие.
3. Успешность социальных действий (контактов).
4. Усвоение норм поведения.
Первый критерий - "интеллектуально-познавательное развитие" определяется по следующим показателям:
1) развитие познавательных процессов;
2) интерес к окружающему миру (тест Д. Векслера; диагностика понятливости, осведомленности и отношения ребенка к миру).
Второй критерий - "эмоциональное благополучие" оценивается показателем "эмоции" (тест Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки "Тревожность", проективная методика "Я, мама, детский сад" И.В. Дубровиной).
Третий критерий - "успешность социальных действий" оценивается показателями:
1) социальный статус в группе;
2) самооценка;
3) уровень общительности (методика Р.А Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
Четвертый критерий - "усвоение норм поведения" по показателям
1) поведение на занятиях,
2) творческий характер действий (тест С. Розенцвейга).

 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»