Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Помощь детям, пережившим эмоциональные травмы, утраты и потери

Олянюк Марина Вахидовна
 
Понимание процесса переживания утрат особенно важно осмыслить приемным родителям, усыновителям, социальным работникам и всем, кто работает в сфере межличностных отношений, поскольку переживание утрат и потерь неизбежно присутствует в жизни и является ее неотъемлемой и естественной частью.
Детям и подросткам групп социального риска необходима помощь, чтобы справиться с утратами и социальным отторжением.
Что мы чувствуем, когда теряем что-то очень ценное для нас, тем более близкого и дорогого нам человека? Как мы ведем себя в это время? Что чувствуем?
Ответив на эти, и другие вопросы, легче понять переживание и действия ребенка, переживающего психологическую травму или потерю близких родственников. 
Вполне типично, что в период переживания утраты, человек почувствует злость или горе, а иногда, и то и другое вместе. Эти чувства являются причиной поведения, которое может быть неприятно, вредно и даже опасно для самого человека и окружающих. Дети и подростки особенно нуждаются в помощи и поддержке во время переживания горя, утраты или потери.   Им трудно осознать, что переживать чувство злости, вины и горя - это естественно и нормально. Дети еще не знают подходящих (социально приемлемых) способов выражения этих чувств.
Эмоциональные срывы часто случаются, когда у родителей, воспитателей, педагогов или усыновителей приемных детей не хватает понимания, необходимых знаний, терпения, навыков, чтобы помочь детям справиться с их переживаниями в период утрат.
У социальных работников и педагогов также не всегда хватает профессиональных умений, терпения и понимания, чтобы оказать эффективную помощь детям, подросткам и их семьям справиться со стрессом или пережить тяжелую жизненную ситуацию.
Утраты являются естественной частью нашей жизни. Некоторые утраты "предсказуемы". Другие происходят неожиданно и непредсказуемо, ситуационно. Например, когда люди молоды, мы ожидаем, что вырастем и оставим родительский дом. Позднее, как и наши родители, мы ожидаем, что наши дети вырастут и оставят дом. Мы понимаем, что наши родители, к сожалению, как и все когда-то, умрут, став старыми.
Такие события доставляют нам горе, несмотря на то, что мы их воспринимаем как часть жизненного цикла. В некоторых случаях, даже в результате переживания горя, человек испытывает облегчение. Так, большинство родителей осознает, что их повзрослевшие дети, со временем, будут жить самостоятельно.  Больные или старые люди не могут бесконечно продлевать свою жизнь. Переживание ожидаемой утраты может сопровождаться не только горем, но также двусмысленным отношением: понимаю, что это неизбежно, но не могу с этим смириться. Следует признать, что длительные переживания таких чувств негативно и разрушительно действуют на психику.
Неожиданные утраты не являются естественной и ожидаемой частью нормальной жизни. Например, люди создавая семью, не планируют, что брак закончится разводом. Большинство супругов ожидает, что у них будут дети, если они этого захотят, поэтому и воспринимают бесплодие или развод, как неожиданную утрату.
Никто не ждет серьезных заболеваний или травм, потерю дома или работы, расставания с детьми, пока они не вырастут. Родители не ожидают пережить своих детей.
К сожалению, как ожидаемые, так и неожиданные утраты, являются частью жизни. Разница состоит в том, как люди к ним относятся и как переживают их. Одни могут справиться только с предполагаемыми утратами, другим хватает душевных сил справиться даже с неожиданными утратами. Есть люди, у которых возникают трудности с преодолением утрат любого рода, и большими, и маленькими. Преодолевая утраты, люди открывают, что опыт утраты - как предполагаемой, так непредсказуемой - делает их действительно сильнее. Люди последней категории могут считаться “хозяевами" своей жизни или просто сильными людьми. Они не только справились с утратами в своей жизни, но часто обладают жизненным опытом, у них достаточно сил, чтобы помочь другим в переживании утраты и потери. Как говорится, не бывает людей, у которых нет проблем. Бывают люди, которые умеют их разрешать и те, кто с ними не может справиться, но это касается в первую очередь взрослых. Дети еще не обладают достаточным жизненным опытом, необходимыми знаниями, их психика находится в стадии развития. Детям особенно тяжело справиться с потерями и утратами.
Почему социальные работники, педагоги, родители или усыновители должны иметь опыт успешного преодоления утрат? Потому, что они должны уметь оказывать поддержку детям в сложной жизненной ситуации.
Утраты доставляют горе всем, но большинство людей учится справляться с ними. Иногда люди, не обладая достаточным личностным ресурсом, бывают столь подавлены горем и опустошены своими утрами (предполагаемыми и неожиданными), что не способны сформировать плодотворный или позитивный жизненный опыт. Хорошо, если в это тяжелое время им кто-то помогает справиться с утратами. Это особенно актуально для детей групп социального риска, которым приходится преодолевать в своей, еще детской жизни, много утрат и больших потерь.
Специалисты, работающие с детьми (педагоги, воспитатели, родители или приемные родители, усыновители, социальные работники, психологи), в этой связи, должны уметь справляться не только со своими утратами, но и обладать навыками оказания помощи детям, подросткам и их семьям справиться с утратами. С целью расширения границ наших знаний и методической помощи в этом вопросе предлагается этот материал.
1. Влияние утраты на чувства и поведение.  Стадии горя.
Давайте рассмотрим на конкретном примере, как влияет на наши чувства и поведение утрата особо ценной вещи.  
Вспомните ситуацию, когда вы потеряли такое, что имело для вас сентиментальное значение (например, украшение или что-то из того, что было подарено любимым и значимым для вас человеком). В подобных случаях сначала люди часто ищут потерю в одном и том же месте много раз: карман, ящики с одеждой и др. Уговаривают себя, читают молитву, договариваются с собой: "…если я найду мое кольцо в этот раз, то обещаю, что всегда буду держать его в безопасном месте…”. Осознавая, что вещь точно пропала и, возможно, даже была украдена, приходили в ярость в отношении того, кто ее взял. Или узнавали, что вещь пропала из-за нашей беззаботности. Злились на самих себя. Горевали, думая, о том, как пропавшая вещь может быть возвращена. Смирялись с потерей, понимая, что жизнь должна продолжаться, заменяли пропавшую вещь или учились жить без нее.
Элизабет Кублер-Росс предлагает описание этих пяти последовательных стадий переживания горя положить в основу классификации. Перечисленные стадии возникают в отношении утраты, как ценной вещи, так и значимых отношений с другим человеком.
В тренинговые программы обычно включается анализ таких ситуаций и обсуждение следующих стадий.
Стадии процесса горя.
1. Шок или отрицание.
2. Примирение (принятие события).
3. Злость.
4. Отчаяние.
5. Разрешение ситуации или согласие с ней.
2. Путь через процесс горя.
Очень важно проанализировать стадии процесса горя, поскольку   этот процесс:
  • является нормальной частью жизни большинства людей и, конечно, детей и подростков групп социального риска;
  • влияет на чувства, которые, в свою очередь, влияют на поведение;
  • требует совместной работы педагогов, специалистов служб сопровождения, родителей и социальных работников, и поддержки детей и подростков, чтобы они могли справиться с чувствами и управлять своим поведением в процессе переживания горя.
 
Проанализируем последовательность прохождения этапов процесса горя.
Путь через процесс горя начинается со значимой утраты, он представлен следующей схемой.
Путь прохождения через процесс горя

*

Утрата

здоровья, значимых  людей или самолюбия.
*
             шок <> отрицание
*
примирение
*
злость:
 злость наружу (действия) <> злость внутри (депрессия)
*
понимание
*
овладение ситуацией
*
овладение утратой
 
Первая категория утрат включает потерю здоровья кого-либо, обычно связанное с травмой или болезнью. Другая категория больших утрат включает временное или постоянное отлучение от любимого человека, такое, как развод, смерть или смена ребенком приемной семьи. Третий вид утрат включает утрату самолюбия и чувства достоинства. Эти утраты обычно сопровождают другие виды утрат. Они также могут иметь место, когда задеты чувства человека, когда к нему относятся с пренебрежением или неуважением.
Дети и подростки групп социального риска, как показывает практика, обычно имеют опыт переживания всех трех видов утрат:
-утрату здоровья из-за того, что ими пренебрегали или тяготились;
-потерю родителей, братьев или сестер, к которым они испытывали сильную привязанность;
-утрату самолюбия из-за чувства социального неприятия, недостойности, неадекватности и неспособности контролировать события своей жизни.

I стадия: шок или отрицание

Когда случается значимая утрата, часто первой реакцией оказывается шок или отрицание.
Дети и подростки на стадии шока или отрицания в процессе горя могут вести себя следующим образом.
  • выдавать ровные эмоции и не показывать или показывать лишь слегка, что они расстроены и опечалены (эта стадия иногда известна как первый медовый месяц);
  • вести себя послушно, стремиться быть довольными и готовыми к сотрудничеству, стремясь показать, что ничего по-настоящему плохого или страшного не произошло;
  • отказываться говорить о прошлом, настоящем или будущем;
  • отказываться есть;
  • плохо спать;
  • использовать ритмичные движения для эмоциональной разрядки (такие, как раскачивание, мастурбация, наступать на ноги, играть с прыгающим мячом или бить предметы);
  • многократно задавать одни и те же вопросы;
  • “цепляться” за определенный предмет, особенно, если он связан с его прежней семьей или чем-то значимым для ребенка;
  • развивать настоящие или воображаемые болезни, не осознавая причин;
  • ребенку может казаться, что его украли или прогнали, особенно, если изъятие и помещение в специальную службу произошло внезапно;
  • если ребенок слишком мал, чтобы понять происходящие события, состояние украденного, ограничивает его способность адаптироваться к новой ситуации;
  • в этот период существует повышенный риск травматизма.
 
Дети и подростки на стадии шока или отрицания в процессе горя нуждаются в поддержке.
  • Они нуждаются в понимании и признании того, что отсутствие внешнего выражения чувств не означает, что чувств нет.
  • Взрослые могут помочь детям и подросткам выражать свои чувства, сказав: "Страшно жить в новом месте, но тебе здесь безопасно", или "Нормально чувствовать злость или грусть в такой ситуации, по поводу того, что с тобой случилось".
  • Детям нужно объяснить, почему они переехали, что случилось с их родителями или братьями и сестрами, о том, когда они смогут их повидать.
  • Дети имеют право знать о том, что с ними случится. Можно сказать, им, например, так: "Твоя мама не могла заботиться о тебе, но это не потому, что ты сделал что-либо плохое"; "Твои братья и сестры в другой приемной службе и мы можем им позвонить»; «Ты останешься здесь, пока социальный работник и твоя мама будут придумывать план, как ты сможешь безопасно жить дома»; «Твоя приемная семья скучает по тебе, но у них все в порядке и мы можем придумать, как повидать их", или как-то иначе.
  • Необходимо время, чтобы почувствовать себя в безопасности, чтобы нормализовался аппетит и сон. Возможно, более частые, но маленькие порции еды съесть будет легче. Может помочь   совместный поход в магазин или составление меню.
  • Ребенок может лучше засыпать с любимыми игрушками и чем-либо, принесенным из дома. Выбор новой пижамы и уверенность, что никто не прикоснется к любимым вещам, когда они находятся с ним в кровати и в любое другое время без их разрешения может помочь им уснуть без проблем.
Можно помочь ребенку подходящим способом использовать ритмическое поведение, как, например, игра в мяч, прыжки через веревку, просмотр телевизора в кресле-качалке, или выбор новой кассеты с записями для прослушивания.
Следует проявить терпение в постоянных ответах на повторяющиеся вопросы и вселить уверенность, что такое состояние естественно и нормально.
Ребенку нужно позволить держать у себя любимую вещь, без того, чтобы ее мыть, убирать или складывать с другими.
В этот период дети нуждаются в медицинском внимании. В этот период к настоящим болезням и травмам, а также в уверении, что воображаемые болезни незначительны.
Ребенок должен находиться в поле зрения и быть доступным для ненавязчивого наблюдения, чтобы избежать травм.
Нужно “разрешить” детям допускать ошибки и объяснить им, что ошибки совершают все.
В этот период дети остро нуждаются в уверении, что их ценят и уважают; в напоминании, что они в безопасности; в предоставлении им максимального количества фактической информации, чтобы помочь понять ситуацию.

II стадия: соглашение

Следующая стадия на пути преодоления утраты - соглашение. Эту стадию зачастую тяжело распознать, потому что соглашение обычно проходит “внутри”.
Дети и подростки на стадии соглашения могут проявлять следующие формы поведения.
  • Могут разговаривать сами с собой или вести воображаемые разговоры с родителями, другими членами семьи или с друзьями.
  • Использовать неподходящее поведение как способ, чтобы их вернули туда, куда они хотят (кровная семья, предыдущая приемная семья, воображаемая семья).
  • Стараться быть "совершенными" или "хорошими".
  • Чувствовать вину, потому что они оказались в тяжелой ситуации или потому что они чувствуют себя причиной травмирующих событий.
Дети и подростки на стадии соглашения в процессе переживания горя нуждаются:
  • В наличии возможности поговорить и выразить свои чувства относительно  кровной семьи, приемных родителей, друзей и близких.
  • В регулярном межличностном или другом подходящем контакте.
  • В постоянных, не содержащих угрозы, поддерживающих напоминаниях, что не важно, что они делают, их все равно не выгонят, что это их дом, временный или постоянный.
  • В разрешении выразить злость, грусть и чувство вины наравне с объяснением, что возможность вернуться домой, если они находятся в приемной службе, в первую очередь зависит от поведения семьи, а не от их собственного поведения.
  • В разрешении чувствовать радость и облегчение от того, что они теперь вне тяжелой или опасной ситуации.
  • В уверенности, что они сейчас в безопасности.
 
Кроме этого, дети и подростки нуждаются в фактической и непредвзятой информации по поводу того, что с ними произошло.  Например, такой как: "Твоя мама не могла обеспечить твою безопасность, поэтому тебе нужно пожить с нами или приемной семьей, пока социальный работник и твоя мама будут придумывать план как вам безопасно жить вместе". Или: "Детям нужно расти в семье, и мы - семья, где ты можешь расти в безопасности, где о тебе будут заботиться".
 
 
III стадия: злость
Почему депрессии является частью злости?
Злость – это вторичная эмоция. Мы чувствуем злость только после того, как пережили другие чувства. Это типично и для ситуации переживания утраты. Чувство злости намного сильнее, если произошли утраты всех категорий: утрата здоровья, значимых людей и самолюбия. Вот почему мы видим столько злости, исходящей от детей и подростков, переживших утраты и потери, также, как и от их родителей. Чем опустошительней утрата, тем более вероятно, что будет реакция шока (отрицания) и соглашения перед тем, как появится злость.
Чувством злости часто сопровождается утрата самолюбия когда кто-то ранит наши чувства, не оправдывает наших ожиданий. На самом деле, если вы будете вести "дневник злости" в течение недели и записывать каждый раз, как и почему вы будете злиться, вполне вероятно, это будет из-за того, что кто-то не делает того, что вы хотите. Это и ранит наши чувства и наше самолюбие. Если происходит только утрата самолюбия, то мы можем “проскочить” стадии шока (отрицания) и соглашения, попадая сразу в стадию злости.
Что происходит с чувством злости?
3лость может быть “выпущена” наружу и проявляется в разных формах внешней агрессии, но может подавляться и быть спрятана внутри. Злость, подавляемая, загнанная внутрь - это депрессия. Иногда человек оказывается в состоянии смены между "злостью наружу" и "злостью внутри". Часто даже взрослые люди не знают, как справиться со своими чувствами, как проявлять их не подавляя в себе злость и не впадая в деструктивную разрушительную агрессию. Встречаются люди, которые проходят по жизни, загоняя злость внутрь, находясь при этом в депрессии. Все мы встречали взрослых людей, которые почти всегда злятся или пребывают в депрессии.
Дети и подростки, которые утратили здоровье, значимых людей или самолюбие из-за физической зависимости, пренебрежения или плохого эмоционального обращения, сексуального насилия, естественно будут чувствовать злость, выразят ее наружу, загонят внутрь или будут колебаться от одного состояния к другому.
Дети и подростки на стадии" злости наружу" в процессе переживания горя могут вести себя следующим образом:
  • не слушаться и вести себя вызывающе;
  •  огрызаться и грубить;
  •  проявлять внешнюю агрессию, драться и ранить других, физически или словесно;
  •  ранить домашних животных или разрушать имущество;
  • проявлять аутоагрессию, калечить себя, употреблять алкоголь или наркотики, вести себя рискованно;
  • быть сексуально агрессивными или провоцировать сексуальную агрессию в отношении себя;
  • отставать в развитии и поступать несоответственно своему возрасту;
  • проявлять временные вспышки раздражения, нытья и плача;
  • не заботиться о гигиене и не следить за одеждой;
  • мочиться в постель или пачкаться;
  • вести себя демонстративно, чтобы способа привлечь внимание;
  • чувствовать себя брошенными, думать, что они отданы своими родителями, вести себя неадекватно, некомпетентно, испытывать чувство вины;
  • понимать, что их забрали у родителей и вести себя возбужденно, боязливо или испытывать ненависть.
 
На стадии "злости наружу" в процессе переживания горя дети и подростки нуждаются:
  • в разрешении чувствовать злость, потому что эти чувства нормальны;
  • в помощи, чтобы узнать, как выразить свои чувства и злость такими способами, чтобы не ранить себя или других, не портить имущество;
  • в ежедневной, постоянной, структурированной поддержке с тем, чтобы справиться с чувством злости;
  • в приемной семье, приемных родителях, усыновителях и социальных работниках, которые понимают, что чувства злости наружу и злости внутри зависят от индивидуальных особенностей, возраста ребенка или подростка, пола, культуры, этнической принадлежности, опыта прежней семьи, способностей развития и физических условий.
Примечание: социальные работники, психологи, приемные родители или усыновители должны обладать навыками и технологиями обращения с детьми, пережившими эмоциональные травмы и потери. Уметь войти в контакт, оказать психологическую поддержку, иметь альтернативы физическому наказанию, предвидеть негативные последствия неадекватных подходов.
 
 
На стадии "злости внутри" или отчаяния в процессе переживания горя дети и подростки могут:
  • плохо засыпать, иметь плохой аппетит;
  • испытывать трудности сосредоточением внимания, выполнением даже простых инструкций или правил;
  • отказаться участвовать в мероприятиях дома, школе или общественных организациях;
  • думать о самоубийстве или планировать его;
  • постоянно ныть и плакать;
  • говорить, что они ничего не знают или ничего не умеют делать;
  • легко бросить любое дело;
  • говорить о себе как о недостойных, глупых или уродливых.
 
Дети и подростки, которые находятся на стадии "злости внутри" или в отчаянии нуждаются следующей поддержке:
  • должно пройти определенное время, чтобы ребенок почувствовал себя лучше, чтобы нормализовался сон и аппетит;
  • взрослым нужно проявить терпение, чтобы помочь ребенку сосредоточить внимание, следовать правилам и требованиям;
  • необходимо время, когда ребенок может побыть один и почувствовать горе;
  • позволить участвовать в мероприятиях хотя бы короткое время (даже по 5-10 мин.);
  • разговоры и комментарии о самоубийстве следует принимать всерьез: в таком случае нужно немедленно поговорить с социальным работником или терапевтом, учителем ребенка или подростка;
  • позволить почувствовать горе и вселить уверенность, что горе может перестать ранить через время;
  • деликатно хвалить за участие в любом мероприятии;
  • оказывать позитивную поддержку по поводу малейшего продвижения в исполнении правил. Например, "Ты встал сегодня утром без дополнительных напоминаний. Это прекрасно.", "Ты был вовремя у школьного автобуса и это хорошо" и т.п.;
  • убедить ребенка, что его ценят, что он достойный и это важно, что его любят;
  • мы все нуждаемся в искренних комплиментах.
Примечание: очень важно сохранить прогресс в умственном развитии и здоровье ребенка.
 
IV стадия: понимание (разрешение или принятие)
Эта стадия может следовать за внешней агрессией (действием) и депрессией. Было установлено, что некоторые люди так и не могут преодолеть свою злость или депрессию, оставаясь в этом состоянии длительный период времени. Состояние злости или депрессии разрушительно влияет на психику, поэтому очень важно перейти к пониманию своих утрат.
"Понимание", являясь предпоследней стадией переживания горя, идентифицируется также как стадия разрешения или принятия ситуации. В конечном итоге, чтобы не произошло, мы должны прийти к осознанию реальности нашей утраты и продолжать жить. Может быть, “разрешение” и “принятие” являются не совсем подходящими словами для описания таких глубоких переживаний, как утраты? Удивительно, что мы должны принять утраты (согласиться с тем, что уже ничего не вернуть), особенно те, которые были неожиданными.
Педагоги, воспитатели, приемные родители, усыновители и социальные работники часто задают вопрос, а реалистично ли ожидать, что дети и подростки смогут достичь какого-то уровня принятия или разрешения ситуации, связанной с большой утратой.
Теоретически, у ребенка есть право на безопасное детство. К сожалению, у части детей это право остается нереализованным.
Некоторые детям нужно достичь взрослого возраста, прежде чем они станут способными завершить процесс переживания горя принятием ситуации, связанной с большой утратой. Бывают случаи, когда этого так и не происходит.
Поэтому в данном случае предлагается использовать другое слово – “понимание”. Многие из нас не приняли утраты, которые пережили, но мы пришли к пониманию, как они произошли и почему. Для детей и подростков бывает невозможно согласиться с разрывом со своей кровной семьей, приемной семьей или усыновителями. Родителям невозможно согласиться со смертью детей, которых они пережили. Может быть, возможно лишь помочь детям прийти к пониманию того, что с ними случилось и почему это произошло. При этом, следует принимать во внимание их возраст, уровень развития эмоциональных и других способностей. Нужно помочь детям и подросткам использовать понимание (согласно их возрасту и уровню развития) для того, чтобы справиться с чувствами и построить поведение позитивным образом.
 
Дети и подростки на этой стадии понимания могут:
  • Способны выразить, почему они чувствуют стыд или вину, почему считают себя плохими, грустными, сумасшедшими или довольными. Это зависит от их возраста, уровня развития, интеллектуальных способностей и культуры.
  • Могут перейти от идеализма (прошлое было прекрасным, а будущее не обещает ничего хорошего) к реализму (прошлое не было прекрасным, и будущее не будет столь уж плохим).
Дети и подростки на стадии понимания в процессе горя нуждаются:
  • в поддержке, во времени, в уходе, в структурировании их времени;
  • в постоянстве позитивного отношения;
  • в осторожном подбадривании;
  • в информации о прошлом, настоящем и будущем;
  • в непредвзятой и подходящей для их возраста, уровня развития и ситуации.

V стадия: завершение.

Следующий шаг на пути процесса переживания горя называется “завершение”.
С определенным признанием и пониманием утраты, при наличии определенной внутренней силы и некоторой внешней помощи на этом пути дети, подростки и взрослые начинают учиться справляться со своими утратами.
 
Какие характерные чувства и поведение наблюдаются у детей и подростков на этой стадии?
Дети и подростки на стадии завершения в процессе горя могут использовать новые формы поведения, которые начинают формироваться и присоединяться к прежним моделям. Например, капризы могут уменьшаться по мере того, как ребенок учится справляться с разочарованием. Ребенок может начать интересоваться деятельностью в семье или школе, и чем более успешный опыт он приобретает, тем больший интерес у него появляется. Подросток может проявлять больше доверия, лучше обслуживать себя, одеваться и др.
Изменения в поведении происходят постепенно. Грусть и злость переживаются одновременно, но дети могут быть уже не так сильно поглощены чувствами переживания горя. В этот период дети могут отставать в развитии.
Дети и подростки на стадии завершения процесса переживания горя нуждаются в семье и друзьях, которые могут оценить и поддержать их прогрессивное преодоление утраты.

VI стадия: управление утратой.

Наконец, последний шаг в процессе переживания горя - это управление утратой.
Люди, которые доходят до этой стадии, не только научились справляться со своей утратой, но также узнали, как помочь другим справиться с болью своих утрат. Мы называем это стадией управления утратой. Социальному работнику, приемным родителям, усыновителям или педагогам необходимо понимание всего процесса и умение управлять утратами. Управлять утратой может тот, кто прошел по пути горя в своей собственной жизни и развил не только навыки справляться с этими проблемами лично, но также имеет достаточно эмоциональных ресурсов, чтобы помогать другим.
Как говорилось выше, одни люди, особенно дети, так и не могут справиться со своими утратами. Другие, после проживания и преодоления утрат, оказываются более сильными за счет приобретенного опыта.
Одна из самых важных функций, которые есть у службы сопровождения и социальной поддержки - это оказание помощи детям в процессе переживания утраты.
Важно, чтобы они смогли:
- найти подходящие способы выражения своей злости и грусти,
- прийти к пониманию своих утрат,
- сформировать некоторые навыки справляться с горем.
 
Следует помнить, что процесс горя - естественная реакция на опыт утраты. Каждый ребенок или подросток, помещенный в детский дом, интернат, приемную семью или к усыновителям последовательно, но в индивидуальном темпе проходит процесс переживания этих стадий. Можем ли мы предполагать, что 2-х летний ребенок достигнет хоть какого-то уровня понимания? Разумно ли ожидать, что подросток, который в течение нескольких лет страдал от сексуального насилия, сможет управлять горем к 18 годам?
Согласно мнению доктора Веры Фальберг, у которой за плечами многие годы опыта работы с детьми, подростками и семьями, вовлеченными в службу сопровождения: "Утрата никогда полностью не восполняется. Она может способствовать проявлению различных ресурсов и способностей, но нет причин, чтобы она стала угрозой для приемной семьи. Горе и утраты детей и подростков не должны  подвергнуть опасности приемную семью. Предполагается, что новая семья ребенка или подростка (приемная или усыновившая его) должна стать источником исцеления, а не источником проблемы".
Взрослым нужно строить взвешенные ожидания по поводу того, какой прогресс возможен для данного ребенка, и предлагать разумную и приемлемую помощь, которую возможно оказать.

В заключении следует привести факторы, влияющие на процесс переживания горя:

  • природу утраты: любимый человек, здоровье или самолюбие
  • возраст ребенка на момент утраты
  • степень привязанности к людям, от которых ребенок или подросток отделены
  • эмоциональная сила, т.е. количество психического здоровья, которое имеет ребенок.
  • обстоятельства, ставшие причиной утраты, такие как смерть родителя, оставление родителями, перемещение из-за физического насилия, сексуального насилия или пренебрежения ребенком, а также перемещение для усыновления
  • число предыдущих изъятий из семьи и количество пережитых утрат
  • уровень развития ребенка или подростка на данный момент
  • помощь, предоставленная до, вовремя и после изъятия из семьи (особенно, та степень, в которой ребенок или подросток доверяет взрослым, вовлеченным в процесс отделения: например, внезапное перемещение из социальной службы в приемную семью более травматично, чем перемещение   в семью усыновителей, последовавшее за рядом предварительных визитов, которое возрастало по мере нужд ребенка. Перемещение в службу приемных семей при поддержке кровной семьи и регулярно планируемых контактах также может оказать существенное значение.
  • способность понимать причины, которые привели к изъятию ребенка
Например, 8-ми летнему ребенку, помещенному в приемную службу из-за сексуального насилия, можно сказать: "То, что твой отец делал - против закона. Он не может видеть тебя, пока не поймет, что он делал — неправильно. Твоя мама должна понять, как она может защитить тебя и как заботиться о тебе. Естественно и понятно, что тебе плохо, ты чувствуешь отчаяние и грусть по поводу того, что произошло. Тебе будет безопасно здесь. Пока твои родители не смогут заботиться о тебе". Но 3-х летний ребенок, перемещенный по той же самой причине, не может адекватно воспринять эту информацию. Ему необходим успокаивающий голос, подходящее прикосновение и постоянство поддержки.
Стадии обдумывания процесса проживания утраты.
Часть I. Идентификация информации.
Часть II. История утраты.
Часть III. Текущая стадия в процессе горя.
Часть IV. Настоящая ситуация в семье.
Часть V. Следование по пути горя.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»