Стиль речи - стиль жизни
Костина Анжелика Владимировна
Трудно переоценить значение языка в жизни человечества и значение речи в жизни конкретного человека. И язык, и речь, и текст наши предки называли Словом, вкладывая в него сакральный смысл божественного дара человеку: не просто умение говорить, писать, общаться с себе подобными, но подразумевая Слово как инструмент творения жизни человеческой, орудие организации всей общественно – производственной деятельности, образования и воспитания человека. Можно сказать, что Мир творится словом. Вспоминается известное изречение Ф. А. Абрамова: «Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великаяэнергия на Земле – энергия человеческого духа. Словом создавалась культура, словом ковалась вера, ковались идеалы, слово двигало народы в борьбе за равенство и братство».
Почитание живительной энергии слова и признание его силы, порой разрушительной, существуют в традициях самых разных культур. В подтверждение этого можно было бы бесконечно долго приводить в качестве примера пословицы и поговорки народов мира:
«И счастье, и беда у человека на языке» (арабск.).
«Язык поможет найти правильный путь» (вьетнамск.).
«Кто из мудрых даст ответ:
Жизнь иль слово – что дороже?
Жизнь уйдет, бессмертных нет,
Слово сохранится может". (таджикск.).
«Пуля убивает тело, а слово – душу» (еврейск.).
«Язык – стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает» (русск.).
«Сабля порубила одного, а язык – армию» (армянск.).
«Если бы не способность выражать свои мысли языком, то человек был бы картинкой или бессловесным животным» (арабск.).
Современная наука говорит о том, что и самим своим существованием как вида, человечество обязано языку: из мира животных человека выводит культура, а язык лежит в ее основе. Эта мысль не нова - Н. Ф. Кошанский (первый учитель русского языка и словесности А. С. Пушкина) считал человека созданием словесным, чье отличие от других одушевленных созданий - “сила ума и дар слова”.
Через язык человек формируется, речью он характеризуется. В речи выражается вся его сущность: мысли, чувства, воля, дела («Заговори, чтобы я тебя увидел» - Сократ). Язык, сформировавший человека, организовывает и определенный образ жизни общества, ведь с помощью языка описывается и организуется всякая деятельность. Язык здесь – «сознательно управляемое орудие взаимодействия людей, выразитель благотворных или злотворных мыслей и чувств ... Это закон активного формирования языком образа жизни общества» (Аннушкин В. И. «Как говорим, так и живем: русский язык и духовное состояние общества» // Глинские чтения. 2007, июль – август. ).
Исходя из этого, можно говорить, что каков язык, такова и жизнь, а, следовательно, что стиль речи – стиль жизни; это относится в равной степени
и к отдельному человеку, и к обществу в целом. И опять не могу не привести слова В. И. Аннушкина: «Многие благие намерения современного общества испорчены безнравственностью идей и безвкусицей слова. Уныние, которое прочитывается в глазах очень многих наших учеников, вытекает из стиля современной общественной речи в СМИ, нарочито примитивного, настроенного на пагубные страсти и развлечения. Смените стиль мысли и речи — и изменится состояние духа!». Такими словами определяет современное состояние общества в его речедеятельности заслуженный деятель искусств России, академик Петровской академии науки и искусств, кандидат искусствоведения, профессор З. В. Савкова: «В нашей жизни, к сожалению, отсутствует высокий стиль речи. Исчезли торжественные фразы и слова. Говорим на бытовом уровне. Низкий стиль, который принимают за «язык народа», лег сегодня в основу литературного языка. И подтверждение этому можно найти во многих произведениях современных авторов. Люмпенизацией, подравниванием под самый низкий стиль, охвачены мы все. Это и смешение стилей и неразличение жанров, вообще искажение всех мыслимых пропорций в употреблении слова. Происходит утрата внутреннего лада между человеком и его языком. Восстанавливая его, подстраиваясь под становящийся нормой жаргон, личность неминуемо изменяется в силу обратной связи: мы говорим, как думаем, и думаем, как говорим».
Современное информационное общество расширило власть языка до опасных пределов. Язык как универсальная семиотическая система имеет свои законы, общение людей также осуществляется по определенным законам (коммуникативные законы). Как не процитировать: «незнание законов не освобождает от ответственности». «Слово – это союзник, всегда готовый стать предателем» - предупреждал П. С. Пороховщиков – выдающийся судебный оратор. Непонимание законов языка или пренебрежение ими, неумение выразить свою мысль и контролировать свою речь приводят не только к отсутствию ожидаемых результатов речевого воздействия, бесполезности речевой деятельности – язык в данном случае может быть опасен. Иллюстрацией к этим словам могут послужить современные СМИ (увы! в подавляющем большинстве). Речекультурная деятельность СМИ, не отягощенная ответственностью за произносимые слова (так понимается свобода слова), предлагает обществу новый стиль речи: без опоры на культурную традицию, понятия вкуса и нравственности. Создается впечатление, что многие из современных коммуникативных лидеров не осознают что говорят, забывая, что «Речь — это акт деятельного сознания, а не автоматизированное отправление психофизического организма. … Она есть объект культурного преодоления, нуждается в некоторой стилистической организации» так говорит З. В. Савкова в своём труде «Искусство оратора».
Новое информационное общество, в котором мы живем, должно понять и правильно осмыслить огромное влияние Слова (сказанного или напечатанного) и придти к устроению жизни и совершенствованию человека через речь.