Математика и счастье
Спахова Наталия Владимировна
Статистика говорит, что пришло время «правополушарников»! Их становится больше с каждым годом, а школа пока к этому не готова. Что делать с теми, кого принято называть гуманитариями, на том лишь основании, что им не даётся математика? Для педагогического колледжа проблема осложняется тем, что студенты, которые выбрали профессию учителя начальных классов, не только должны освоить программу средней школы, но научиться преподавать азы математики. Тот самый предмет, который им самим даётся с большим трудом. Это объясняется спецификой математики как школьного предмета, которая проявляется в том, что
1. Изложение учебного материала требует от учащихся преимущественно аналитической деятельности, что предполагает активизацию левополушарных компонентов мышления.
2. Работа проводится, в основном, с абстрактным материалом, что также приводит к развитию левополушарного мышления.
3. Математические обоснования носят, как правило, дедуктивный характер, что свойственно левополушарным стратегиям.
4. Специфика математического учебного материала затрудняет связь с субъектным опытом учащихся, в то время как в других школьных дисциплинах связь с жизнью присутствует.
Конечно, каждый учитель может включить в конкретные уроки задания для «гуманитариев», тем самым осуществить индивидуальный подход к учащимся, но эффективность таких «вкраплений» невелика. Студенты, пришедшие из школ с серьёзными пробелами в знаниях, неуверенные в своих силах, точнее, уверенные, что математика для них предмет тёмный, мучительный, а значит лишний, обречённо преодолевают отвращение к урокам и ждут, когда курс завершится. И в памяти их навсегда поселяется тоска от слова «математика». Размышления и поиски решения этой проблемы привели нас к убеждению, что внеклассная творческая работа по предмету может существенно повлиять на изменение отношения к нему. Стоит использовать новые, живые технологии для приближения математики к сердцу и уму наших учащихся. Три года назад мы впервые услышали смешное слово «Печа-Куча», которое занесла к нам преподаватель литературы Ж.О.Андреева. Она начала проводить эти «печи» о современной литературе по теме: «Книга с моей полки». И тут мы обнаружили, что студенты, вопреки нашему убеждению, будто книг они не читают, весьма увлечённые и осведомлённые читатели. А после проведения этого увлекательного творческого дела появились новые желающие взять в руки книги, о которых им поведали сокурсники.
Если можно побудить к чтению, то почему нельзя этим способом привлечь к математике. Попробуем приблизить математику к субъектному опыту наших студентов. Так мы придумали математическую «Печу-Кучу».
Историческая справка о технологии.
«Печа-Куча» – слово, известное во многих странах, но по-русски оно звучит неожиданно уютно и по-домашнему: куча хороших людей вокруг теплой большой печки. Вечерняя болтовня, как водится. В сущности первая ассоциация – самая верная. В переводе с японского Печа-Куча – это «болтовня». Но не бесцельная, не пустая. Так назвали лет десять назад новый формат продуктивного общения двое молодых австрийцев, работавших в Японии.
Их замысел был вполне рабочим: в целях экономии времени, убиваемого на долгих совещаниях и заседаниях, решено было докладчиков «поставить в жесткие рамки», определяемые короткой формулой 20х20. Каждые 20 секунд автоматически меняются слайды на экране. Слайдов ровно 20. Всего 6 минут 40 секунд на то, чтобы объяснить аудитории свою идею. И потом еще столько же на вопросы слушателей. Для разумной мысли – достаточно, при отсутствии таковой – не слишком много времени потрачено напрасно.
Схема оказалась эффективной. Причем не только для японской фирмы, с которой сотрудничали изобретатели. В самых разных целях эту коммуникативную технологию используют в десятках стран, сотнях городов
http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201115
Математическая «Печа-Куча»
Внеучебное занятие
Цель: Создание условий для мотивации студентов к изучению математики и исследовательской работе по предмету.
Задачи:
1.Познакомиться с литературой и материалами Интернет в области математических знаний, самостоятельно сформулировать тему и провести исследование.
2. Создать презентацию на тему «Математика и…» (по самостоятельному выбору студента) в заданном формате (20 слайдов).
3. Подготовить устное выступление в заданном формате (20 секунд на слайд – всего 6 мин. 7 сек.).
4. Освоить новую творческую форму внеклассной познавательной работы.
Этапы подготовки:
1. Реклама.
2. Приём заявок
3.Подготовка выступлений и презентаций. Консультирование участников
4. Событие «Печа-Куча»
5.Награждение победителей
6. Рефлексия.
Текст рекламного обращения.
Уважаемые студенты и преподаватели!
Предлагаем вам новую форму интеллектуального развлечения «Печа-Куча» - это настоящий «тренажёрный зал мозга»!
Многие жалуются: «Математика не даётся или мне очень тяжело её понять»!
Попробуем подойти к проблеме с другой стороны, взглянуть на «трудную и нудную» математику сквозь те занятия, которые нам нравятся, чем мы занимаемся с удовольствием!
Если вы увлекаетесь театром, то подготовьте выступление «Математика и театр», спортом – «Математика и спорт»,
или вовсе порассуждайте на тему «Математика и счастье».
Уверены, что нас всех ждут открытия!
«Математика и ... »
Заявки принимаются в кабинете 17 до 10 февраля 2014 г.
Темы, предложенные студентами в 2013 и 2014 г.г. «Математика и …»
2013 |
2014
|
Спорт Мода Музыка Война Фэнтези Детектив Живопись Кулинария Психология |
Игра Цветы Архитектура Театр Медицина Поэзия Деньги Человек Природа |
Задание
Создайте презентацию из 20 слайдов, в которых минимум текста, есть только картинки, схемы и т.п. Представьте свою презентацию, сопроводив ее рассказом, комментарий к каждому слайду не должен превышать 20 секунд. В целом должен получиться видеоролик - представление презентации длительностью 6 минут 40 секунд – таковы правила Печа-Кучи.
Печа-Куча в рамках нашего конкурса должна представлять собой спич, отражающий ваш взгляд на выбранную тему, это итог исследования, размышления, яркие примеры и факты. Главное – дать оригинальный взгляд на математику, обнаружить такие стороны и связи, которые неочевидны для большинства. Но оригинальность суждений должна опираться на научные знания.
Событие.
В назначенный час участники и зрители (могут быть группы поддержки выступающих) собираются в помещении, где можно свободно разместиться, хорошо, если есть маленькие столики.
Обязательное оснащение: мультимедийный проектор, большой экран, колонки, микрофон.
Желательно: чайники, одноразовые чашки или стаканчики для воды, кофе; кофе, чай, сушки, печенье, сухарики, сахар, салфетки.
Желательно, чтобы можно было совмещать кофе и выступления. Если таких условий нет, то необходимо предусмотреть кофе-паузу.
Ведущий (примерное слово): Уважаемые студенты и преподаватели! Участники нашей «Печи-Кучи! Здесь собрались люди, которые умеют проводить свой досуг с пользой для ума, здесь собрались настоящие интеллектуалы! Сегодня разговор вокруг математики – царицы всех наук! Мы услышим и увидим весьма смелые и оригинальные сообщения, каждый из участников поделится своими знаниями, соображениями, открытиями. Нам же предстоит быть внимательными и активными слушателями, чтобы оценить по достоинству каждую идею. У любого из нас будет возможность задать выступающим вопросы, дабы удостовериться в их убеждённости и глубине знаний предмета. Выступление длится 6 мин. 40 сек. За временем будут следить его хранители (представляет).
По истечении этого времени звучит гонг и выступающий вынужден будет остановиться.
Далее 2 минуты - ответы на вопросы. Стараемся формулировать вопросы кратко и точно.
После выступления всех «докладчиков» жюри подводит итоги по пяти критериям, а остальные участники голосуют за самое запомнившееся выступление (приз зрительских симпатий) – у каждого три жетона, которые можно разделить между двумя-тремя, участниками или отдать всё одному.
Слово первому выступающему (по жребию или внутренней логике события).
Вопросы.
Слово второму выступающему.
Вопросы.
…………………………………………….
После 4-5 выступлений проводится музыкальная кофе-пауза, можно сделать её танцевальной.
После выступления и вопросов последнему участнику ведущий объявляет музыкальную паузу для принятия решения жюри и зрителей.
Проводится вручение жетонов.
Звучит сигнал к подведению итогов.
Слово председателю жюри.
Награды в номинациях:
· Самое научное, содержательное выступление
· Самое эмоциональное
· Самое оригинальное слово
· Самая креативная презентация
· Самая стильная презентация
· Самый интересный диалог
· Самое убедительное выступление
· Самое заразительное выступление
· Самое весёлое выступление
· Приз зрительских симпатий
Вопросы рефлексии:
Захотелось ли вам выступить на следующей «Пече-Куче»?
Поколебалось ли ваше отношение к изучению математики?
Какое выступление заставило задуматься?
Какой темы вам не хватило?
Что в организации «Печи-Кучи» надо изменить, дополнить?
Какую номинацию вы предлагаете?
В какой роли Вы себя видите (докладчик, ответственный за комфорт, отв. за музыкальные паузы, ведущий, организатор рекламы, техническое сопровождение).
Первая математическая «Печа-Куча» вызвала не очень большой энтузиазм в массах, но обсуждали бурно, поэтому 2-ая - удивила количеством желающих выступить и послушать. Да и темы участники предложили более сложные. Ныне возникло даже небольшое сообщество организаторов. Уверены, что их будет больше с каждым годом!