Внеучебная работа как фактор формирования и развития ключевых компетенций
Милош Дмитрий Вадимович
воспитатель
Нестерова Ольга Михайловна
воспитатель
Федеральное государственное казённое
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
Аннотация. Рассмотрены вопросы воспитания в Кронштадтском морском кадетском корпусе через призму компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентностный подход в воспитатнии, внеучебная деятельность.
Модернизация содержания российского образования изменила подход к воспитанию подрастающего поколения. Как неотъемлемая часть процесса обучения, оно также должно рассматриваться в контексте компетентностного подхода, строящегося на основе формирования компетенций.
Компетенция – это интегративный синтез знаний, умений и навыков, способность осуществить свою компетентность на практике. Под компетентностью понимается владение компетенциями, умение их применять на практике.
Развитие личности проходит через процесс социализации, формирования личностных качеств. Воспитание рассматривается как средство адресной и сознательно контролируемой социализации, таким образом, оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании компетенций у обучающихся, обеспечивающих возможность их дальнейшей социализации.
Воспитание, являющееся напредметным понятием, ориентировано на формирование ключевых компетенций, носящих также метапредметный характер. В системе отечественного образования определены следующие ключевые (базовые) компетенции.
Ценностно-смысловые компетенции – это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающихся, способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.[1]
Общекультурные компетенции – это познание и опыт деятельности в сфере общечеловеческой и национальной культуры; духовно-нравственные и культурологические основы жизни человека, разных народов, национальных традиций, социальных и общественных явлений; роль науки в жизни человека; компетенции в культурно-досуговой сфере и в быту.
Учебно-воспитательные компетенции – это совокупность компетенций обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы методологической, логической, общеучебной деятельности (способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки). В ходе обучения обучающиеся овладевают креативными навыками: приобретением знаний из окружающей действительности, обучение приёмам учебно-воспитательных задач и действий в нестандартных ситуациях.
Информационные компетенции – это навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации (магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, телефон, факс, модем, копир и т.д.) и информационными технологиями (аудиозапись, видеозапись, электронная почта, средства массовой информации, Интернет); поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции – это знание языков, способность взаимодействия с событиями и людьми; навыки работы в коллективе, владение социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д.
Социально-трудовые компетенции – это реализация обязанностей гражданина, наблюдателя, избирателя, члена семьи; права и обязанности в области профессионального самоопределения, в вопросах экономики и права.
Компетенции личностного совершенствования обращены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального развития личности, саморегуляции и самоподдержки. Обучающиеся осваивают компетенции в собственных интересах, в соответствии со своими возможностями, что выражается в их постоянном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании информированности, культуры мышления и поведения.[2]
Совершенно очевидным выглядит тот факт, что большинство указанных компетенций сложно сформировать только в процессе проведения учебных занятий. Наиболее вероятно, что многие могут быть привиты лишь в процессе воспитательной и внеучебной деятельности, а значит, роль этих видов работы будет только возрастать.
Рассмотрим некоторые технологии и формы воспитательной работы в Кронштадтском морском кадетском корпусе с точки зрения компетентстного подхода и формирования ключевых компетенций.
Кадеты пятых классов традиционно сталкиваются с проблемой адаптации в новом образовательном пространстве и поиска путей самореализации. Ценностно-смысловые компетенции гарантируют механизм самоопределения обучающихся в учебной и внеучебной деятельности. От них зависит индивидуальные образовательные маршруты обучающихся и жизнедеятельность в целом. Формирование данной компетенции возможно через участие в опросе пятиклассников для определения широты их интересов.
Традиции Кронштадтского морского кадетского корпуса, культурно-досуговая деятельность формируют общекультурные компетенции кадет. Самой яркой традицией является День Кронштадтского морского кадетского корпуса – праздник кадет, преподавателей и воспитателей. Проведение различных викторин, конкурсов, дебатов, интеллектуальных игр способствует интеллектуальному росту обучающихся, приобретению опыта освоения картины мира, организации личного времени.
Развитие коммуникативных компетенций реализуется через участие в разнообразных творческих конкурсах.
Компетенции личностного самосовершенствования формируются в процессе участия в различных проектах, являющихся составной частью воспитательного процесса. Организаторы воспитательного процесса поддерживают и стимулируют кадет в подготовке к различным конкурсам и проектам.
Формирование информационных компетенций проявляется через владение технологиями общения, включая Интернет, социальные сети.
Какие бы новые формы и схемы не использовались в воспитательном процессе, именно человек является частью большого сообщества, которое объединяется и регулируется нравственными постулатами: добра, любви, порядочности, честности, справедливости и т.д. Каждый человек уникален – у каждого свои интересы, способности, потребности, увлечения. Чем в больших сферах человек пробует реализовать себя, тем успешнее он будет в жизни.
Ещё в глубокой древности великий мыслитель Аристотель высоко ценил миссию воспитателя, ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: «Воспитатели ещё более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь».