Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

К вопросу о социальной активности студентов вуза

Деркачева Юлия Евгеньевна 
Социальная активность является высшей формой активности. Она присуща лишь человеку, как общественному существу, группам людей, обществу. Термин «социальная активность» используется для обозначения как интенсивной деятельности людей в определённой системе общественных отношений, так и способности к её осуществлению.
Проблема формирования социальной активности личности всегда находилась в центре внимания исследователей. Она по-разному ставилась и решалась в различные периоды развития нашего общества.
Весомый вклад в педагогику по вопросам формирования личности будущего педагога и разработки конкретных путей практической организации его общественной активности внесли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др. Социальная активность личности изучается на разных уровнях. Методологический аспект данной проблемы изучали К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Л.П. Буева, В.Г. Мордкович и др.; социальный аспект – А.С. Капто, Т.С. Лапина и др.; психологический аспект – Б.Ф. Ломов, В.Г. Маралов и др.; педагогический аспект – В.Ф. Бехтерев, Т.Н. Мальковская, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин и др.
Определенное развитие получило изучение и анализ проблемы активности личности с середины 60-х до 80-х г.г. К этому периоду относится обширная литература, освещающая проблемы формирования социальной (общественной) активности личности (Б.Л.Алексеев, Т.Ф. Крылова, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, А.А. Шулупова и др.).
Вопросы формирования социальной активности личности в новых социально-экономических условиях (с 90-х гг. ХХ в.) рассматривали в своих научных работах И.М. Андрамонова, С.О. Грунина, В.А. Ельцова, Р.И. Желбанова, А.И. Норец, В.П. Ростовский, Е.М. Харланова, З.А.Шогенов и др. Данные исследователи рассматривают социальную активность обучащихся как необходимое условие развития личности через определенные виды деятельности (трудовую подготовка, культурно-досуговую деятельность, личностное самоопределение).
Развитие социальной активности личности – одна из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса, в котором особую роль играет высшая школа. Важнейшая социальная функция университета как образовательного учреждения заключается в создании условий для развития социальной активности студента, реализации его возможностей, профессионального становления, позволяющих ему содействовать научно-техническому и социальному прогрессу общества.
Целью нашей работы является исследование социальной активности студентов 1 и 3 курса направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям).
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: факторы и условия, влияющие на социальную активность студентов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, нужно решить следующие задачи:
  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть признаки проявления социальной активности у студентов.
  3. Провести исследования уровня социальной активности студентов 3 курса направления подготовки «» и описать факторы, влияющие на проявление социальной активности.
  4. Разработать рекомендации по созданию условий, влияющих на повышения социальной активности студентов.
Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность. Оцениваются, как правило, три стороны деятельности:
  • участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;
  • проявление личностных качеств в деятельности;
  • общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.
Так что же все таки влияет на социальную активность студента? Под социально-педагогическими факторами социальной активности следует понимать движущие силы, причины, побуждающие личность к активной социальной деятельности, определяющие сущность и направленность ее формирования во внеучебной деятельности. Такие факторы мы разделяем на внутренние и внешние, а их, в свою очередь, на объективные и субъективные.
Под внешними факторами понимаются силы, которые воздействуют извне, предопределяя логику поведения и саморазвития личности студента; внутренние факторы включают в себя установки, социальные потребности и интересы, формирующие отношение будущего специалиста к внешнему миру и к самому себе, к реалиям своего социального и профессионального бытия.
Объективные факторы – это те силы, которые не зависят от воли конкретных субъектов, в том числе от воли самого студента, являясь комплексом социокультурных, экономических, политических, профессиональных, возрастных обстоятельств. В процессе формирования социальной активности студентов следует учитывать влияние таких внешних объективных факторов, как социальная инфраструктура и социальные институты. Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры (отраслей и видов деятельности, органов и учреждений, материальных объектов среды) является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его социальных (бытовых, духовных, культурных и др.) потребностей. Использование же ресурсов социальных институтов общества в воспитательном процессе придает организуемой в университете внеучебной деятельности социальную ориентированность, что позволяет формировать целый комплекс характеристик социальной активности студентов (инициативности, ответственности, организаторских способностей).
Внешние субъективные факторы связаны со степенью готовности вуза к организации социально-педагогических условий формирования социальной активности через внеучебную деятельность. К внешним субъективным факторам следует отнести: особенности получаемой профессии; тип воспитательной среды вуза; особенности внеучебной деятельности; существующие социально-педагогические условия формирования социальной активности; организацию социального опыта студентов; уровень оказания индивидуальной помощи студентам в процессе социализации.
Важным аспектом данной группы факторов выступает включение студентов вуза в социально-ориентированную многофункциональную внеучебную деятельность, которая выражается через различные виды социальной деятельности и социальные отношения.
Внутренние объективные факторы обусловлены возрастными особенностями развития личности, в частности формированием самосознания, собственного мировоззрения, стремления самоутвердить свою самостоятельность, принимая ответственные решения.
Внутренние субъективные факторы социальной активности определяются индивидуальными особенностями личности студента и включают в себя: состояние здоровья студента, обстоятельства его биографии, прошлый социальный опыт, внутренние потребности, интересы, сформированность таких свойств и качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность.
При формировании социальной активности личности в процессе профессиональной подготовки очень важна система средств, методов и форм, обеспечивающих эффективное формирование этого единства в деятельности учебных групп.
Внутренним источником активности любого человека являются потребности. Потребность – это состояние нужды человека в предметах, объектах, условиях, без которых жизнедеятельность невозможна, либо ощущается таковой. Потребности могут быть осознанными и неосознанными. Когда они осознанны и опредмечены, у человека возникает побуждение к деятельности или мотив. Мотив – это материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок, ради которого они осуществляются. Мотивацию, в свою очередь, можно определить как внутреннее побуждение к деятельности, исходящее от желаний, интересов, позиции человека.
Понятие «стимул», в отличие от понятия «мотив», имеет отношение к внешним по отношению к человеку факторам, побуждающим его к деятельности. В одном случае речь идет о человеке, стремящемся получить благо посредством деятельности (мотив), в другом – о структуре, обладающей набором благ, необходимых человеку, и предоставляющей их ему при условии эффективной деятельности (стимул).
Стимулирование предполагает создание условий, при которых социальная активность, дающая определенные, заранее закрепленные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей человека, формирования у него мотивов деятельности.
Говоря об основных видах стимулирования, следует сказать, что  различают материальное и нематериальное стимулирование. При этом следует понимать, что это разделение условно, поскольку оба вида взаимосвязаны. Так, к материальным методам стимулирования активности студентов ПензГТУ можно отнести: назначение именных стипендий (стипендии Президента РФ, стипендий Правительства РФ, стипендий Губернатора Пензенской области, повышенной государственной академической стипендии), поощрение в виде отдыха или премии и т.д.
Материальные стимулы далеко не всегда стоят на первом месте и не могут быть единственной формой поощрения. Не менее важным для человека является привлекательность деятельности, интерес к ней, ее творческий характер. Помимо этого, студенту необходимы ощущение собственной значимости, признание наличия у него творческого потенциала и объективная оценка достигнутых результатов. В этом случае большую роль играют нематериальные факторы деятельности. К ним можно отнести уважение, самоутверждение, чувство принадлежности, похвалу, осознание себя членом команды, возможность внесения идей и предложений, личностный рост, независимость, творческую атмосферу и др.
К нематериальным методам стимулирования активности студентов ПензГТУ относятся: публикация статей о достижениях студентов в университетской газете «Оптимист», в газете факультета информационных и образовательных технологй «ПроФИОТ», на сайте ПензГТУ, в группе в Вконтакте «Шепот ПензГТУ»; размещение их фотографий на специальных стендах («Досках почета»); награждение особо отличившихся грамотами, дипломами; похвала и оценка заслуг на общих собраниях и праздниках факультетов и т. д.
Однако, несмотря на существующие формы поощрения уровень социальной активности студентов ПензГТУ, по-прежнему, остается невысоким. С целью анализа данной проблемы было проведено исследование «Стимулирование и мотивация студентов ПензГТУ». Исследование осуществлялось методом анкетирования и проводилось среди студентов 1 и 3 курсов направления подготовки «Профессиональное обучение».
 
Выборочная совокупность исследования составила 30 человек, из которых 23 девушки и 7 молодых людей. Цель исследования заключалась в выявлении проблем в системе стимулирования и мотивации социальной активности студенческой молодежи ПензГТУ и разработке эффективных механизмов их решения. Для достижения поставленной цели необходимо было решить несколько задач:
во-первых, определить уровень социальной активности студентов в ПензГТУ в различных сферах жизнедеятельности, а именно научной, спортивной, культурно-массовой и общественной;
во-вторых, выявить мотивы и стимулы, побуждающие студентов к тем или иным вида социальной деятельности;
в-третьих, проанализировать причины пассивности студентов;
в-четвертых, оценить эффективность существующей системы стимулирования и мотивации социальной активности студентов в ПензГТУ.
В  результате  анализа  полученных  данных  были  сделаны  следующие  выводы:
Уровень социальной активности у студентов 1 и 3 курсов специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» невысокий;
Научно-исследовательская  деятельность.  Менее  четверти  опрошенных  респондентов  принимают  участие  в  научных  мероприятиях,  проводимых  в  вузе,  при  этом  наиболее  активными  из  них  являются  студенты  третьего  курса  (38  %).  Основными  мотивами,  побуждающими  молодых  людей  к  занятию  наукой,  являются  использование преимуществ у преподавателя при сдаче зачета или экзамена (68 % ),  возможность  использования  научных  работ  в  учебной  деятельности  (25  %)  и  наконец,  перспективы  получения  материального  вознаграждения  (3  %) и самоутвердиться (3%).  В  качестве  факторов  неучастия  в  научной  деятельности  большинство  студентов  называют  отсутствие  интереса  (62  %),  недостаток  времени  (48  %)  и  боязнь неудачи или стеснение выступать перед публикой  (30  %).  Проанализировав  полученную  информацию,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  мотивация  к  научной  деятельности  у  студентов  низкая,  поскольку  активность  в  данной  сфере  объясняется  в  основном  действием  внешних  факторов,  а  пассивность  –  напротив,  внутренних. 
Спортивная  деятельность.  Участвуют  в  спортивных  мероприятиях,  проводимых  университетом  лишь  2  %  всех  опрошенных  студентов.  Молодые  люди  в  качестве  причин  неучастия  в  спортивной  жизни  вуза  называют,  во-первых,  отсутствие интереса  (53  %),  во-вторых,  отсутствие  способностей  или  возможностей  (42  %), в-третьих, отсутствие времени (5 %).
Культурно-массовая  деятельность.  В  данной  сфере  социально  активны  49%  опрошенных.  Особенно  проявляют  себя  в  культурно-массовой  деятельности  первокурсники  (57  %).  Основными  мотивами  участия  в  культурно-массовых  мероприятиях  вуза  студенты  называют  интерес  и творческую  атмосферу  (27  %),   и  желание  проявить  себя,  самоутвердиться  (70  %).  Из  полученных  данных  следует,  что  мотив  самореализации  является  преобладающим  в  выборе  студентами  культурно-массовой  деятельности.  Напротив,  свою  пассивность  в  указанной  сфере  студенты  объясняют  недостатком  времени  (34  %),  отсутствием  способностей  или  возможностей  (26%),  боязнью  неудачи  и  стеснением  (25  %).
Общественная  деятельность.  В  общественно-значимых  мероприятиях  университета,  таких,  как  поездки  в  детский  дом,  дом  престарелых  и  т.  д.,  принимают  участие  13  %  респондентов.  Центральным  мотивом,  побуждающим  студентов  к  активности  в  данной  сфере,  является  желание  помочь.  Об  этом  заявили  98  %  опрошенных.  На  втором  месте  среди  мотивов  общественной  деятельности  стоит  интерес  (36  %).  Вопрос  о  причинах  бездействия  в  общественной  сфере  вызвал  среди  студентов  резонанс.  В  результате  ответы  распределились  следующим  образом:  отсутствие  информации  о  проводимых  мероприятиях  —  57  %,  недостаток  времени  —  20  %,  отсутствие  интереса  —  21  %,  отсутствие  материальной  или  физической  возможности  —  2  %.
Среди  форм  поощрения  социальной  активности  студентов,  используемых  вузом,  респондентам  более  всего  известны  возможность  получения премии (90%) и использование преимуществ участия в мероприятиях при сдаче сессии (78%).  Чуть  меньше  информированы  респонденты  о  возможности  отдыха  на  Черноморском  побережье (27%)  и  еще меньше - об именных  стипендиях (10%).  Самой  эффективной  формой  поощрения  социальной  активности  студентов  в  ПензГТУ  являются  премии. 
Опросив студентов, в  качестве  методов  стимулирования  мы предлагаем  добавить  следующие:  зачеты  и  экзамены  «автоматом»,   выдачу  бесплатных  билетов  на  концерты  и  выставки,  денежные  вознаграждения,  прибавки  к  стипендии,  поездки  и  экскурсии  за  счет  университета  или  со  скидкой,  предоставление  работы  или  рекомендаций  на  работу. Кураторам (тьюторам) групп необходимо планировать деятельность обучающихся на основе мониторинга уровня развития их социальной активности, тем самым стимулируя социальную активность, которая направлена на их самореализацию и саморазвитие. Проводить  встречи,  собрания  с  первокурсниками,  где:
  • увлекающиеся  наукой  преподаватели  будут  объяснять  важность  участия  в  научной  деятельности,  отвечать  на  интересующие  вопросы,  раздавать  ориентирующие  брошюры;
  • студенческий конвент,  студсовет,  будут  информировать  о  существующих  в  университете  видах  деятельности  и  возможностях  проявить  себя:
  • проводить  занятия,  способствующие  формированию  навыков  написания  научных  статей,  проектов.
 
 
Список литературы:
  1. Потапова С.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города. СПб.: Инфро-да, 2005. – 142 с.
  2. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 09.04.2013).
  3. Соколова Е. С. Социальная активность современной российской молодёжи // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1.
  4. Социальная активность молодёжи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б. И. Лившица. – Екатеринбург: УГПУ, 2010.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
  1. Ваша группа ________________
  2. Ваш пол
  • Мужской
  • Женский
  1. Как часто вы участвуете в культурно- массовых мероприятиях университета?
  • Всегда
  • Часто
  • Иногда
  • Не участвую
  1. Основной мотив, побуждающий вас к участию в культурно- массовых мероприятиях?
  • Желание проявить себя, самоутвердиться
  • Интерес, творческая атмосфера
  • Использование при сдаче зачетов (экзаменов)
  • Перспектива получения материального вознаграждения
  • ___________________________________________________
  1. Если не участвуете, то по какой причине?
  • Недостаток времени
  • Отсутствие способностей или возможностей
  • Отсутствие интереса
  • Боязнь неудачи или стеснение
  • Отсутствие информации о проводимых мероприятиях
  • Считаю это бессмысленной тратой времени
  • ___________________________________________________
  1. Как часто вы участвуете в научных конференциях, олимпиадах университета?
  • Всегда
  • Часто
  • Иногда
  • Не участвую
  1. Основной мотив, побуждающий вас заниматься научно- исследовательской деятельностью?
  • Желание проявить себя, самоутвердиться
  • Возможность использования научных работ в учебной деятельности
  • Перспектива получения материального вознаграждения
  • Использование преимуществ у преподавателя при сдаче зачета (экзамена)
  • ___________________________________________________
  1. Если не занимаетесь научно- исследовательской деятельностью, то по какой причине?
  • Недостаток времени
  • Отсутствие необходимых способностей
  • Отсутствие информации о проводимых мероприятиях
  • Отсутствие интереса
  • Боязнь неудачи или стеснение выступать перед публикой
  • Считаю это бессмысленной тратой времени
  • ___________________________________________________
  1. Как часто вы участвуете во внутриуниверситетских акциях помощи кому-либо (волонтерство, сдача крови, поездки в детские дома, дома престарелых)?
  • Всегда
  • Часто
  • Иногда
  • Не участвую
  1. Основной мотив, побуждающий вас к участию в таких акциях?
  • Желание помочь
  • Интерес
  • Перспектива получения вознаграждения
  • ___________________________________________________
  1. Если не участвуете в такого рода акциях, то по какой причине?
  • Недостаток времени
  • Отсутствие информации о проводимых мероприятиях
  • Отсутствие интереса
  • Отсутствие материальной или физической возможности
  • ___________________________________________________
  1. Как часто вы участвуете в спортивно- оздоровительных мероприятиях университета?
  • Всегда
  • Часто
  • Иногда
  • Не участвую
  1. Основной мотив, побуждающий вас к участию в таких мероприятиях?
  • Желание проявить себя и самоутвердиться
  • Интерес
  • Общение с единомышленниками и осознание себя членом команды
  • Получение зачета по физической культуре
  • ___________________________________________________
  1. Если не участвуете в спортивно- оздоровительных мероприятиях, то по какой причине?
  • Недостаток времени
  • Отсутствие способностей или возможностей
  • Отсутствие интереса
  • Страх неудачи и неуверенности в себе
  • ___________________________________________________
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»