Военно-патриотическое воспитание студентов
колледжа во внеклассной деятельности
Широков Антон Дмитриевич
Актуальность проблемы патриотического воспитания
Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. События последнего времени подтвердили, что эти изменения оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. Детская преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и другие проявления “свободного образа жизни” достигли таких размеров, что поневоле заставляют задуматься, есть ли будущее у подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают юноши – будущие защитники Родины. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Взросление будущего гражданина и патриота своей Родины начинается в семье и в общеобразовательных учреждениях, в связи с этим одним из важнейших направлений учебно-воспитательной работы обозначено гражданско-патриотическое воспитание.
Что же такое патриотизм?
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Идея патриотизма сегодня претерпела определенные изменения, она может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция молодежи, обеспечивающая её готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Сегодня мы должны понять, что патриотическое воспитание является необходимым условием существования страны.
Цель патриотического воспитания: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
Основные задачи патриотического воспитании: подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии. Воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу, воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам, физическое и духовно-нравственное развитие подростков, совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Основными принципами являются: принципы добровольности, взаимодействия, учета индивидуальных и возрастных особенностей, равноправия и сотрудничества, самостоятельности, ответственности, коллективности. В нашем образовательном учреждении патриотическое воспитание обучающихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у них высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Она спланирована и проводится по направлениям:
- урочная деятельность;
- учебные сборы;
- внеурочная деятельность;
Патриотическое воспитание через урочную деятельность.
Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых понятием «патриот».
В программе курса ОБЖ предусмотрен раздел «Основы военной службы», в процессе изучения которого подростки знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск.
Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах: «Патриотизм и верность военному долгу – качества защитника Отечества», «Памяти поколений - Дни воинской Славы», «Дружба и воинское товарищество – основы боевой готовности частей и соединений», «Государственные символы Российской Федерации», « Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы», « Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе».
В курсе дисциплины ОБЖ и БЖД содержится раздел «Основы воинской обязанности и обороны государства», где даются понятия о воинской обязанности, военной присяге, происходит знакомство с правовыми основами прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих и законодательством РФ в области обороны.
На данных уроках мне помогают видеозаписи телепрограмм, наглядные изображения. На занятиях по теме «Организация воинского учёта и его предназначение», «Обязательная подготовка граждан к военной службе» Я рассказываю об армии, о своих друзьях, о военной технике, о том, что дала мне служба в Российской армии. Такие беседы благотворно влияют на студентов, развеивают страх перед армией, пробуждают желание тоже быть полезными своей стране.
В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. В памятный день, посвященный выводу войск из Афганистана и памяти Псковской роте десанта погибшей в Чечне со студентами мы были приглашены в Починковский краеведческий музей на встречу с воинами-интернационалистами нашего района. В разделе «Основы военной службы» провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется, прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость.
Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения. В своей работе я применяю различные активные формы познавательной деятельности, это: семинары, обсуждение сообщений, ролевые игры, видеоуроки, ситуационные задачи, экскурсии, практические работы, защита рефератов, практикум, смотр знаний и умений. В процессе преподавания курса ОБЖ использую следующие типы уроков: - урок изучения нового материала,- урок применения и совершенствования знаний, умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-практикум.
Важное место в учебной работе занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 курса, которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. В тестовые задания включаются некоторые вопросы, интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология) для расширения кругозора обучающихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.
Таким образом, процесс патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.
Патриотическое воспитание через учебные сборы.
Учебными сборы проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ и БЖД, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе и защите своей Родины. Сборы проходят на базе нашего техникума,
На сборах подготовка проходит по следующим направлениям:
- Истории и боевые традиции Вооружённых Сил России даёт знания истории создания РВС, боевых традиций Вооружённых Сил России их состава, структуры, организации управления и комплектования, государственная и военная символика России, история, состав и символика ВС. Воспитывает у подростков чувство гордости за наше Отечество и его Вооружённые Силы.
- Занятия по огневой подготовке . Они позволяют юношам научиться обращаться со стрелковым оружием, производить прицеливание и выстрел из стрелкового оружия, развить выносливость, меткость, выдержку, отработать правильное дыхание при стрельбе и метании гранат.
- Занятия по строевая подготовке. В ходе отработки строевых приёмов юношам прививаются навыки строевой подтянутости, выправки, развивается правильная осанка и координация движений, дисциплинированность и выдержка.
- На занятиях по уставам Вооружённых Сил РФ – юноши изучают основные положения общевоинских уставов и законов РФ по воинской обязанности и военной службе, обязанности, права, гарантии социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
- В ходе физической подготовки у юношей развивается сила, выносливость, ловкость, координация движений, вырабатываются скоростные и волевые качества.
- Занятия по радиационно-химической и биологической защите позволят юношам закрепить знания о современных средствах массового поражения и методах выживания в условиях их применения. Отработать умения и навыки в пользовании индивидуальными средствами защиты. Научиться пользоваться приборами радиационного и химического контроля.
- Изучение медицинской подготовки позволяет юношам приобрести знания, умения и навыки в правилах оказания первой помощи и самопомощи при различных травмах и ранениях.
Юноши все , без исключения проходят сборы, успешно сдают все нормативы.
Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.
В ходе своей работы, я убежден, что образование должно работать на результат. Но на результат в патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.
Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, который закладывает основы морально-психологической подготовки, способствует физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.
Внеурочная деятельность как компонент системы патриотического воспитания и обучения является логическим продолжением урочной деятельности. Мероприятия, проводимые в рамках внеурочной работы стали традиционными - это:
- уроки Мужества,
- посещение музеев,
- районный военно - спортивный праздник «Мальчишник»,
- внутритехникумовский этап областного смотра-конкурса «Нижегородская школа безопасности – Зарница»,
- день призывника.
Надо отметить, что ребята с большим желанием участвуют в этих мероприятиях.
Разумеется, это далеко не все возможные формы и методы воспитательной
работы с ребятами по воспитанию патриотизма. Но общие принципы этой работы можно сформулировать следующим образом: необходимо обеспечить добродетельную мотивацию подростков, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинственную непримиримость. Воспитание основам патриотизма – это нескучное назидание и морализаторство, а активный поиск оптимальных решений.