Курс внеурочной деятельности для учащихся колледжей
Занимательная химия
Федорущенко Алла Алексеевна
Актуальность создания курса внеурочной деятельности "Занимательная химия" в колледже обусловлена тем, что учащиеся слабо владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований в области естественно - научного цикла; у них слабо сформированы или вовсе не сформированы инструментальные навыки и умения логического мышления, необходимые для решения исследовательских задач; они привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в освоении учебного содержания; низкий уровень способности самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы, искать новую информацию и обрабатывать ее. Все это создает препятствия процессам самообучения, саморазвития и самовоспитания личности.Ведущей идеей создания курса внеурочной деятельности является поиск средств, способов организации таких занятий, в ходе которых произойдет освоение механизмов исследовательского подхода к изучаемым проблемам, самостоятельного поиска и обработки новых знаний через повседневную практику взаимодействия с современным миром.
Целью создания курса является повышение у учащихся уровня умений и навыков исследовательского поиска посредством создания побуждающей учебной среды, позволяющей обучать через открытия.
Педагогическая целесообразность курса состоит в том, что учащимся хорошо усваиваются и эффективно применяются, а так же успешно запоминаются сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Систематически организованная работа по обучению исследовательской деятельности позволяет учащемуся без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала. В процессе экспериментальной деятельности происходит также обмен опытом, предположениями и познаниями, их обсуждение. Учащийся обдумывает не только свои предположения, но и взвешивает и проверяет предположения других учащихся. Идеи, которыми обмениваются учащиеся в процессе работы, совместно проверяются ими на практике, что позволяет в дальнейшем легко работать в коллективе.
Такие занятия, основанные на активной практической деятельности, способствуют развитию интереса к исследованиям и совершенствованию открытий, развивают мышление, формируют навыки построения коммуникационных связей при работе в группах, создают хорошую базу для освоения профессионально значимых предметов и с легкостью освоить выбранную профессию .
Особенности внеурочной работы можно объединить в две группы. Первую группу образуют особенности, обусловленные спецификой внеурочной работы как организационной формы, вторую группу – 6 особенности, определяемые спецификой задач, решаемых данной школой (например, в лицее - подготовкой специалистов). Первая группа особенностей позволяет реализовать следующие образовательные возможности: углубление программного материала; изучение внепрограммного материала; выполнение общественно полезной деятельности; разнообразие форм, методов и средств организации (организационно-методические возможности); организация досуга учащихся. Вторая группа особенностей внеурочной работы дает возможность осуществить: интеграцию и дифференциацию задач, содержания и методов обучения разных учебных предметов (общеобразовательных, специальных, гуманитарных, естественных и технико-технологических); допрофессиональную подготовку. Только в процессе внеурочных занятий могут быть реализованы такие виды работы, как оформление и выпуск газет, химические олимпиады, экскурсии на химические производства и др. Внеурочные занятия, в отличие от урочных и факультативных, связаны с выполнением общественно полезной деятельности учащихся (оснащение химического кабинета наглядными пособиями, выпуск химических календарей, подготовка химического эксперимента к предстоящим урокам, изготовление макетов и т.п.). Внеурочная работа - единственная и оптимальная форма организации досуга учащихся. Проблема организации свободного от уроков времени является одной из актуальных в современной педагогике, дидактике и частной методике. Правонарушения подростков, увлечение алкоголем, наркомания среди учащихся - это следствие не только низкой их обученнности и воспитанности, но и также плохой организации их свободного времени. Внеурочная работа по химии должна сыграть лидирующую роль в решении проблемы организации свободного времени учащейся молодежи. Термин "внеурочная работа" более точно характеризует ее сущность, чем название "внеклассная работа". Суть не в том, что образовательная работа осуществляется вне класса, школы, а в том, что внеурочная работа - это образовательная (обучающе-воспитательно-развивающая) работа с учащимися, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной нормативной государственной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий.
Содержание внеурочной деятельности.
Под содержанием внеурочной работы по химии понимается система знаний, умений и ценностных отношений, обеспечивающих развитие у учащихся индивидуальных способностей, интересов, потребностей, воспитание заданных интерсоциальных свойств личности.
В содержании внеурочной работы по химии следует выделить три системных блока: "Знания", "Умения", "Ценностные отношения".
В блок "Знания" входят важнейшие химические факты, понятия, химические законы, теории, методы и язык химической науки.
Блок "Умения" составляют четыре группы умений (общетрудовые, общелогические, общеучебные, предметные).
Предметные умения классифицируются на следующие:
1) организационно-предметные;
2) содержательно-информационные;
3) операционно-деятельностные;
4) информационно-коммуникативные;
5) экспериментально-исследовательские;
6) расчетно-вычислительные;
7) символико-графические;
8) ценностно-ориентационные;
9) методологические;
10) оценочные.
Ценностные отношения, формируемые в процессе внеурочной работы, группируются по отношению к разным объектам.
Это следующие объекты: труд; культура (духовная и материальная); наука (химическая и др.); образование; природа; общество; человек; техника; технология; производство.
Таким образом, в содержании внеурочной работы по химии можно выделить предметное ("чисто химическое") и педагогическое содержание (часть умений и ценностных отношений).
На содержание внеурочной работы по химии оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.
К объективным факторам необходимо отнести:
- социальный заказ общества (цели, задачи и функции внеурочной работы);
- особенности социально-экономического развития страны: региона, города, села, типа учебного заведения;
- динамичное изменение социально-педагогического содержания внеурочной работы.
Важнейшими субъективными факторами внеурочной работы по химии являются индивидуальные особенности преподавателя химии, учащихся и других субъектов внеурочной работы (родители, преподаватели смежных предметов, мастера производственного обучения, новаторы производства и др.).
Отбирая содержание внеурочной работы по химии, необходимо руководствоваться основными критериями. К критериям отбора содержания внеурочной работы относятся:
1. Достижение целей и задач химического образования.
2. Реализация функций внеурочной работы.
3. Учет социально-экономических особенностей региона.
4. Развитие интересов, склонностей, потребностей учащихся и преподавателя химии.
5. Реализация важнейших принципов внеурочной работы, в частности, принципа интеграции и дифференциации содержания.
В качестве основных направлений в реализации содержания внеурочной работы рекомендуются следующие:
I. Изучение работ и биографий выдающихся химиков мира.
II. Работа с научно-популярной, химической и специальной литературой.
III. Изучение вопросов истории и достижений химической науки, химической промышленности в нашей стране.
IV. Углубленное изучение программного материала (химических элементов, веществ, химических реакций, процессов и производств, хими-ческой технологии, методов и языка химической науки).
V. Изучение внепрограммного материала (агрохимии, электрохимии, химии космоса, земли, морей, океанов, биосферы, атмосферы, плодов, овощей, минералов и т.п.).
VI. Химическое экспериментирование (изучение лабораторной тех-ники, основ химического анализа, препаративной химии и др.) и связанная с ним исследовательская работа.
VII. Общественно полезная деятельность (оснащение химического кабинета стендами, самодельными приборами, наглядными пособиями, моделями и т.п.).
VIII. Конструирование, химико-техническое, другие виды творчества.
IX. Составление и решение химических задач, использование средств информационной технологии.
X. Краеведческая и страноведческая работа (экскурсии на заводы, выставки, природу, лаборатории и музеи).
XI. Организация и проведение массовых мероприятий по химии.
XII. Воспитание через предмет (экологическое, этическое, гуманистическое, эстетическое, интернациональное и др.).
Содержание внеурочной деятельности по химии подчиняется строго определенным требованиям:
- научность,
- доступность,
- актуальность,
- практическая значимость,
- занимательность.
Организация внеурочной работы
Организация внеурочной работы по химии включает следующие основные компоненты:
1. Организация деятельности самого преподавателя химии по реализации целей и задач внеурочной работы.
2. Организация деятельности учащихся.
3. Организация анализа результатов, достигнутых при реализации целей и задач внеурочной работы.
В организации деятельности преподавателя можно выделить несколько последовательных этапов:
- постановка целей и задач внеурочных занятий;
- отбор содержания в соответствии с уровнем химической подготовки учащихся, с их индивидуальными особенностями и специализацией учебных групп;
- выбор оптимальной формы внеурочной работы, адекватной ее содержанию; - выбор методов, адекватных содержанию и форме внеурочной работы;
- выбор средств осуществления и проведение внеурочной работы;
- организация, подготовка и проведение внеурочной работы;
- анализ результатов внеурочной работы.
Методы и средства внеурочной работы находятся в диалектическом единстве. Казалось бы средства внеурочной работы занимают подчиненное по отношению к методам положение. Однако наличие и возможности средств внеурочной работы определяют часто выбор оптимальных методов. Средства внеурочной работы по химии - это система объектов (идеальных и материальных), используемых для реализации целей, задач, содержания и методов внеурочной работы.
В процессе необходимо применять как психолого-педагогические, так и учебно-материальные средства. Психолого-педагогические средства - первичные фундаментальные средства, учитывающие определенные типы и схемы ООД (ориентировочной основы действий). Полная схема ООД в соответствии с конкретной ООД служит в качестве средства внеурочной работы для слабых учащихся, а неполная схема в соответствии с обобщенной ООД - для сильных учащихся. Именно с неполной схемой ООД связана учебно-исследовательская деятельность в процессе внеурочной работы. Но и полная конкретная ООД, полученная учащимися в готовом виде, создает хорошие предпосылки для развития их творческих способностей. К учебно-материальным средствам внеурочной работы относятся предметы оборудования учебного кабинета химии: натуральные объекты, их изображения, описание химических объектов условными знаками, ТСО, ПЭВМ, печатные пособия и средства информационной технологии.
Мощным и специфическим средством и методом внеурочной работы является химический эксперимент. Целесообразно составление и использование картотеки химических опытов (тематических, занимательных, профессионально значимых). В картотеке должна быть характеристика химического эксперимента, включающая: 1) название опыта; 2) задачи постановки опыта; 3) перечень оборудования, реактивов, материалов, приспособлений; 4) описание техники химического эксперимента и мер безопасности при его проведении и устранении последствий эксперимента; 5) описание методики химического эксперимента; 6) объяснение сущности химического процесса; 7) интерпретация результатов эксперимента.
Виды внеурочной деятельности по химии.
Формы работы могут быть разными: индивидуальные, групповые, массовые. Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно исследовательская, практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.
Индивидуальная форма — это работа с отдельными учащимися. Учителя осуществляют ее в процессе консультаций, советов. Отдельным учащимся рекомендуют литературу, привлекают к проведению наблюдений, постановке опытов, помогают оформлять первые записи и т. д. Сначала учитель дает индивидуальные задания наиболее заинтересованным ребятам, проявляющим особый интерес к химическим наукам.
Массовые формы — праздники, сборы, устные журналы, беседы, работа с химической литературой и др. Их характерной особенностью является общественно полезная направленность, огромное воспитательное воздействие, участие большого числа учащихся. Наибольшее значение имеют массовые формы внеклассной работы, которые позволяют привлечь к участию в мероприятии весь коллектив школьников. Дети могут выполнять самые различные виды работ: рисовать, лепить, клеить, мастерить самодельные приборы, придумывать или подбирать загадки и шарады, готовить песни или стихотворения для тематических вечеров и т. д.
Во внеурочной деятельности проводятся практикумы, дискуссии, т.е. такие мероприятия, которые требуют культуры общения. И, конечно же, активизация обучающихся в жизни группы, колледжа социума. Используются различные виды взаимодействия учащегося со средой, с помощью которых он активно приобщается к общественной жизни и усваивает социальный опыт.
Из опыта внеурочной работы по химии.
1.Организация вечера « Д.И.Менделеев – патриот, ученый, педагог»
Оформление. Плакаты с высказываниями о Менделееве, газета о Д.И.Менделееве, коллекция веществ « Периодическая система у нас дома», видеофильм « Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева», записи музыки Бетховена, Верди, Моцарта, Бордина.
План проведения:
1.Выступление ведущего.
2.Страницы жизни Д.И.Менделеева.
3.Открытие великого закона
4.Ученый и педагог.
5.В благодарной памяти потомков.
6.Конкурс « У периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
2.Устный журнал «В гостях у благородных газов».
Цель. Углубить знания учащихся о подгруппе инертных газов, показать их значение для практики и теории. Вызвать интерес к химии.
Оформление.Видеофильм « Инертные газы», название и эмблема каждой страницы устного журнала изображены на листах ватмана, костюмы у учащихся, выступающих в роли инертных газов, крупное изображение клетки периодической системы, содержащей каждый элемент.
План проведения:
1-я страница – « История открытия инертных газов»
2-я страница – « Гелий»
3-я страница –« Аргон и Неон»
4-я страница – «Криптон»
5-я страница – «Ксенон»
6-я страница – «Радон»
7-я страница – «Соединения инертных газов»
8-я страница – викторина
3.Конференция «Химия вокруг нас»
План проведения:
- Открытие конференции. Вступительное слово учителя.
- Выступление учащихся с докладами:
«Химия на нашем столе»;
«Химия в белом халате»;
«Химия в криминалистике»;
« Перерыв. Химическая викторина»;
«Химия в фотографии»;
«Химия в археологии»;
- Общая дискуссия
- Выступление почетных гостей
- Награждение докладчиков, победителей викторины, конкурса наглядных пособий.
- Закрытие конференции.
4.Игры-задачи
Логогриф - химическая загадка, в которой загаданное слово меняет свое смысловое значение при прибавлении к нему (или отнятии от него) букв.
Примеры: 1. Отбросьте от названия благородного металла первый слог - получите название настольной игры (золото - лото). 2. Отбросьте первый слог из названия благородного газа - получите название реки (радон - Дон). 3. Из названия ядовитого газа уберите вторую букву - получите слово, обозначающее певческий коллектив (хлор - хор). 4. К названию химического элемента прибавив две буквы, получите название корабля, затонувшего от столкновения с айсбергом (титан - Титаник).
Метаграмма - загадка, в которой загаданное слово можно получить, заменив в исходном слове лишь одну букву на другую.
Примеры: 1. Заменив первую букву в названии химического элемента, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор - Босфор).
2.Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.(Титан - Тиран)
Анаграмма - загадка, в которой загаданное слово получают из данного слова путем перестановки букв и слогов, а также при обратном чтении (справа налево). Примеры:
1.Я – газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец,
Но если переставить буквы мне,
То я уже – истории творец.( Радон – народ)
2.Две вещи с различным совсем назначеньем,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая – в опытах очень значима.
Вторая – сосуд для хмельного вина.( Колба – Бокал)
Шарада - загадка, в которой загаданное слово состоит из таких частей, каждая из которых является самостоятельным словом. Примеры:
Корень слова – выраженье
Наподобие «хитрец»
Суффикс же – местоименье,
Только это не коней.
Окончание найдешь,
Думаю, в один момент,
Меня сразу назовешь –
Актиноид – элемент. (Плутоний)
Если к слову, обозначающему студнеобразный пищевой продукт, добавить одну треть от слова «золото», то получим название металла, широко применяемого в народном хозяйстве. Какой это металл? (Железо)
Цель современного образования – не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика, а также формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
3.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 -2013.
4.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2010.
5Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
6.Григорьев Д.В., Степанов П.Н. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2013
7.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
8.Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек.- М: Интеллект-Центр, 2009
9.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 15-26
10.Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей.- М: Белый город, 2009
11.Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – Химия, 1986
12.Мойе Стивен У. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – АСТ, 2007
13.Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
14.Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 18-29
15.Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996
16. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
17.Твои первые научные опыты.- М: Литерра, 2011
18.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. № Пр-271
19.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р
20.Примерная программа основного общего образования (базовый уровень)