Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Курс внеурочной деятельности для учащихся колледжей

Занимательная химия

Федорущенко Алла Алексеевна
Актуальность создания курса внеурочной деятельности "Занимательная химия" в колледже обусловлена тем, что учащиеся слабо владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований в области естественно - научного цикла; у них слабо сформированы или вовсе не сформированы инструментальные навыки и умения логического мышления, необходимые для решения исследовательских задач; они привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в освоении учебного содержания; низкий уровень способности самостоятельно мыслить, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы, искать новую информацию и обрабатывать ее. Все это создает препятствия процессам самообучения, саморазвития и самовоспитания личности.
Ведущей идеей создания курса внеурочной деятельности является поиск средств, способов организации таких занятий, в ходе которых произойдет освоение механизмов исследовательского подхода к изучаемым проблемам, самостоятельного поиска и обработки новых знаний через повседневную практику взаимодействия с современным миром.
Целью создания курса является повышение у учащихся уровня умений и навыков исследовательского поиска посредством создания побуждающей учебной среды, позволяющей обучать через открытия.
Педагогическая целесообразность курса состоит в том, что учащимся хорошо усваиваются и эффективно применяются, а так же успешно запоминаются сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Систематически организованная работа по обучению исследовательской деятельности позволяет учащемуся без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала. В процессе экспериментальной деятельности происходит также обмен опытом, предположениями и познаниями, их обсуждение. Учащийся обдумывает не только свои предположения, но и взвешивает и проверяет предположения других учащихся. Идеи, которыми обмениваются учащиеся в процессе работы, совместно проверяются ими на практике, что позволяет в дальнейшем легко работать в коллективе.
Такие занятия, основанные на активной практической деятельности, способствуют развитию интереса к исследованиям и совершенствованию открытий, развивают мышление, формируют навыки построения коммуникационных связей при работе в группах, создают хорошую базу для освоения профессионально значимых предметов и с легкостью освоить выбранную профессию .
Особенности внеурочной работы можно объединить в две группы. Первую группу образуют особенности, обусловленные спецификой внеурочной работы как организационной формы, вторую группу – 6 особенности, определяемые спецификой задач, решаемых данной школой (например, в лицее - подготовкой специалистов). Первая группа особенностей позволяет реализовать следующие образовательные возможности: углубление программного материала; изучение внепрограммного материала; выполнение общественно полезной деятельности; разнообразие форм, методов и средств организации (организационно-методические возможности); организация досуга учащихся. Вторая группа особенностей внеурочной работы дает возможность осуществить: интеграцию и дифференциацию задач, содержания и методов обучения разных учебных предметов (общеобразовательных, специальных, гуманитарных, естественных и технико-технологических); допрофессиональную подготовку. Только в процессе внеурочных занятий могут быть реализованы такие виды работы, как оформление и выпуск газет, химические олимпиады, экскурсии на химические производства и др. Внеурочные занятия, в отличие от урочных и факультативных, связаны с выполнением общественно полезной деятельности учащихся (оснащение химического кабинета наглядными пособиями, выпуск химических календарей, подготовка химического эксперимента к предстоящим урокам, изготовление макетов и т.п.). Внеурочная работа - единственная и оптимальная форма организации досуга учащихся. Проблема организации свободного от уроков времени является одной из актуальных в современной педагогике, дидактике и частной методике. Правонарушения подростков, увлечение алкоголем, наркомания среди учащихся - это следствие не только низкой их обученнности и воспитанности, но и также плохой организации их свободного времени. Внеурочная работа по химии должна сыграть лидирующую роль в решении проблемы организации свободного времени учащейся молодежи. Термин "внеурочная работа" более точно характеризует ее сущность, чем название "внеклассная работа". Суть не в том, что образовательная работа осуществляется вне класса, школы, а в том, что внеурочная работа - это образовательная (обучающе-воспитательно-развивающая) работа с учащимися, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной нормативной государственной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий.
Содержание внеурочной деятельности.
Под содержанием внеурочной работы по химии понимается система знаний, умений и ценностных отношений, обеспечивающих развитие у учащихся индивидуальных способностей, интересов, потребностей, воспитание заданных интерсоциальных свойств личности.
В содержании внеурочной работы по химии следует выделить три системных блока: "Знания", "Умения", "Ценностные отношения".
В блок "Знания" входят важнейшие химические факты, понятия, химические законы, теории, методы и язык химической науки.
Блок "Умения" составляют четыре группы умений (общетрудовые, общелогические, общеучебные, предметные).
Предметные умения классифицируются на следующие:
1) организационно-предметные;
2) содержательно-информационные;
3) операционно-деятельностные;
4) информационно-коммуникативные;
5) экспериментально-исследовательские;
6) расчетно-вычислительные;
7) символико-графические;
8) ценностно-ориентационные;
9) методологические;
10) оценочные.
Ценностные отношения, формируемые в процессе внеурочной работы, группируются по отношению к разным объектам.
Это следующие объекты: труд; культура (духовная и материальная); наука (химическая и др.); образование; природа; общество; человек; техника; технология; производство.
Таким образом, в содержании внеурочной работы по химии можно выделить предметное ("чисто химическое") и педагогическое содержание (часть умений и ценностных отношений).
На содержание внеурочной работы по химии оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы.
К объективным факторам необходимо отнести:
- социальный заказ общества (цели, задачи и функции внеурочной работы);
- особенности социально-экономического развития страны: региона, города, села, типа учебного заведения;
- динамичное изменение социально-педагогического содержания внеурочной работы.
Важнейшими субъективными факторами внеурочной работы по химии являются индивидуальные особенности преподавателя химии, учащихся и других субъектов внеурочной работы (родители, преподаватели смежных предметов, мастера производственного обучения, новаторы производства и др.).
Отбирая содержание внеурочной работы по химии, необходимо руководствоваться основными критериями. К критериям отбора содержания внеурочной работы относятся:
1. Достижение целей и задач химического образования.
2. Реализация функций внеурочной работы.
3. Учет социально-экономических особенностей региона.
4. Развитие интересов, склонностей, потребностей учащихся и преподавателя химии.
5. Реализация важнейших принципов внеурочной работы, в частности, принципа интеграции и дифференциации содержания.
В качестве основных направлений в реализации содержания внеурочной работы рекомендуются следующие:
I. Изучение работ и биографий выдающихся химиков мира.
II. Работа с научно-популярной, химической и специальной литературой.
III. Изучение вопросов истории и достижений химической науки, химической промышленности в нашей стране.
IV. Углубленное изучение программного материала (химических элементов, веществ, химических реакций, процессов и производств, хими-ческой технологии, методов и языка химической науки).
V. Изучение внепрограммного материала (агрохимии, электрохимии, химии космоса, земли, морей, океанов, биосферы, атмосферы, плодов, овощей, минералов и т.п.).
VI. Химическое экспериментирование (изучение лабораторной тех-ники, основ химического анализа, препаративной химии и др.) и связанная с ним исследовательская работа.
VII. Общественно полезная деятельность (оснащение химического кабинета стендами, самодельными приборами, наглядными пособиями, моделями и т.п.).
VIII. Конструирование, химико-техническое, другие виды творчества.
IX. Составление и решение химических задач, использование средств информационной технологии.
X. Краеведческая и страноведческая работа (экскурсии на заводы, выставки, природу, лаборатории и музеи).
XI. Организация и проведение массовых мероприятий по химии.
XII. Воспитание через предмет (экологическое, этическое, гуманистическое, эстетическое, интернациональное и др.).
Содержание внеурочной деятельности по химии подчиняется строго определенным требованиям:
  • научность,
  • доступность,
  • актуальность,
  • практическая значимость,
  • занимательность.
Как показывает практика, проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны были овладеть. Это происходит потому, что у учеников нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над материалом, который изучен. Необходимы дополнительные знания. Вполне естественно, что умственную работу можно совершенствовать во время деятельности. В процессе собственной деятельности личность развивается более органично. Поэтому получая дополнительные знания по химии, во внеурочной работе можно научить учащихся качественно использовать знания по предмету. Во внеурочное время помимо знаний формируются навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как источнику познания. Совместные размышления в диалоге с учителем, одноклассниками, работа с дополнительными источниками информации и поиск истины, развивают у учащихся умения анализа, синтеза, обобщения. Знания, приобретенные самостоятельно, не забываются и имеют для учащихся особую ценность и значимость.
 
Организация внеурочной работы
 
Организация внеурочной работы по химии включает следующие основные компоненты:
1. Организация деятельности самого преподавателя химии по реализации целей и задач внеурочной работы.
2. Организация деятельности учащихся.
3. Организация анализа результатов, достигнутых при реализации целей и задач внеурочной работы.
В организации деятельности преподавателя можно выделить несколько последовательных этапов:
- постановка целей и задач внеурочных занятий;
- отбор содержания в соответствии с уровнем химической подготовки учащихся, с их индивидуальными особенностями и специализацией учебных групп;
- выбор оптимальной формы внеурочной работы, адекватной ее содержанию; - выбор методов, адекватных содержанию и форме внеурочной работы;
- выбор средств осуществления и проведение внеурочной работы;
- организация, подготовка и проведение внеурочной работы;
- анализ результатов внеурочной работы.
Методы и средства внеурочной работы находятся в диалектическом единстве. Казалось бы средства внеурочной работы занимают подчиненное по отношению к методам положение. Однако наличие и возможности средств внеурочной работы определяют часто выбор оптимальных методов. Средства внеурочной работы по химии - это система объектов (идеальных и материальных), используемых для реализации целей, задач, содержания и методов внеурочной работы.
В процессе необходимо применять как психолого-педагогические, так и учебно-материальные средства. Психолого-педагогические средства - первичные фундаментальные средства, учитывающие определенные типы и схемы ООД (ориентировочной основы действий). Полная схема ООД в соответствии с конкретной ООД служит в качестве средства внеурочной работы для слабых учащихся, а неполная схема в соответствии с обобщенной ООД - для сильных учащихся. Именно с неполной схемой ООД связана учебно-исследовательская деятельность в процессе внеурочной работы. Но и полная конкретная ООД, полученная учащимися в готовом виде, создает хорошие предпосылки для развития их творческих способностей. К учебно-материальным средствам внеурочной работы относятся предметы оборудования учебного кабинета химии: натуральные объекты, их изображения, описание химических объектов условными знаками, ТСО, ПЭВМ, печатные пособия и средства информационной технологии.
Мощным и специфическим средством и методом внеурочной работы является химический экспериментЦелесообразно составление и использование картотеки химических опытов (тематических, занимательных, профессионально значимых). В картотеке должна быть характеристика химического эксперимента, включающая: 1) название опыта; 2) задачи постановки опыта; 3) перечень оборудования, реактивов, материалов, приспособлений; 4) описание техники химического эксперимента и мер безопасности при его проведении и устранении последствий эксперимента; 5) описание методики химического эксперимента; 6) объяснение сущности химического процесса; 7) интерпретация результатов эксперимента.
 
 
Виды внеурочной деятельности по химии.
Формы работы могут быть разными: индивидуальные, групповые, массовые. Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно исследовательская, практическая работа детей под руководством учителя, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.
Индивидуальная форма — это работа с отдельными учащимися. Учителя осуществляют ее в процессе консультаций, советов. Отдельным учащимся рекомендуют литературу, привлекают к проведению наблюдений, постановке опытов, помогают оформлять первые записи и т. д. Сначала учитель дает индивидуальные задания наиболее заинтересованным ребятам, проявляющим особый интерес к химическим наукам.
Массовые формы — праздники, сборы, устные журналы, беседы, работа с химической литературой и др. Их характерной особенностью является общественно полезная направленность, огромное воспитательное воздействие, участие большого числа учащихся. Наибольшее значение имеют массовые формы внеклассной работы, которые позволяют привлечь к участию в мероприятии весь коллектив школьников. Дети могут выполнять самые различные виды работ: рисовать, лепить, клеить, мастерить самодельные приборы, придумывать или подбирать загадки и шарады, готовить песни или стихотворения для тематических вечеров и т. д.
Во внеурочной деятельности проводятся практикумы, дискуссии, т.е. такие мероприятия, которые требуют культуры общения. И, конечно же, активизация обучающихся в жизни группы, колледжа социума. Используются различные виды взаимодействия учащегося со средой, с помощью которых он активно приобщается к общественной жизни и усваивает социальный опыт.
Из опыта внеурочной работы по химии.
1.Организация вечера « Д.И.Менделеев – патриот, ученый, педагог»
Оформление. Плакаты с высказываниями о Менделееве, газета о Д.И.Менделееве, коллекция веществ « Периодическая система у нас дома», видеофильм « Жизнь и научная деятельность Д.И.Менделеева», записи музыки Бетховена, Верди, Моцарта, Бордина.
План проведения:
1.Выступление ведущего.
2.Страницы жизни Д.И.Менделеева.
3.Открытие великого закона
4.Ученый и педагог.
5.В благодарной памяти потомков.
6.Конкурс « У периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
2.Устный журнал «В гостях у благородных газов».
Цель. Углубить знания учащихся о подгруппе инертных газов, показать их значение для практики и теории. Вызвать интерес к химии.
Оформление.Видеофильм « Инертные газы», название и эмблема каждой страницы устного журнала изображены на листах ватмана, костюмы у учащихся, выступающих в роли инертных газов, крупное изображение клетки периодической системы, содержащей каждый элемент.
План проведения:
1-я страница – « История открытия инертных газов»
2-я страница – « Гелий»
3-я страница –« Аргон и Неон»
4-я страница – «Криптон»
5-я страница – «Ксенон»
6-я страница – «Радон»
7-я страница – «Соединения инертных газов»
8-я страница – викторина
 
3.Конференция «Химия вокруг нас»
План проведения:
  1. Открытие конференции. Вступительное слово учителя.
  2. Выступление учащихся с докладами:
«Химия нашего организма»;
«Химия на нашем столе»;
«Химия в белом халате»;
«Химия в криминалистике»;
« Перерыв. Химическая викторина»;
«Химия в фотографии»;
«Химия в археологии»;
  1. Общая дискуссия
  2. Выступление почетных гостей
  3. Награждение докладчиков, победителей викторины, конкурса наглядных пособий.
  4. Закрытие конференции.
 
4.Игры-задачи
Логогриф - химическая загадка, в которой загаданное слово меняет свое смысловое значение при прибавлении к нему (или отнятии от него) букв.
Примеры: 1. Отбросьте от названия благородного металла первый слог - получите название настольной игры (золото - лото). 2. Отбросьте первый слог из названия благородного газа - получите название реки (радон - Дон). 3. Из названия ядовитого газа уберите вторую букву - получите слово, обозначающее певческий коллектив (хлор - хор). 4. К названию химического элемента прибавив две буквы, получите название корабля, затонувшего от столкновения с айсбергом (титан - Титаник).
Метаграмма - загадка, в которой загаданное слово можно получить, заменив в исходном слове лишь одну букву на другую.
Примеры: 1. Заменив первую букву в названии химического элемента, можно получить слово, обозначающее название пролива между Европой и Азией (фосфор - Босфор).
2.Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.(Титан - Тиран)
 
Анаграмма - загадка, в которой загаданное слово получают из данного слова путем перестановки букв и слогов, а также при обратном чтении (справа налево). Примеры:
1.Я – газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец,
Но если переставить буквы мне,
То я уже – истории творец.( Радон – народ)
2.Две вещи с различным совсем назначеньем,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая – в опытах очень значима.
Вторая – сосуд для хмельного вина.( Колба – Бокал)
Шарада - загадка, в которой загаданное слово состоит из таких частей, каждая из которых является самостоятельным словом. Примеры:
Корень слова – выраженье
Наподобие «хитрец»
Суффикс же – местоименье,
Только это не коней.
Окончание найдешь,
Думаю, в один момент,
Меня сразу назовешь –
Актиноид – элемент. (Плутоний)
Если к слову, обозначающему студнеобразный пищевой продукт, добавить одну треть от слова «золото», то получим название металла, широко применяемого в народном хозяйстве. Какой это металл? (Железо)
Цель современного образования – не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика, а также формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
 
 
ЛИТЕРАТУРА
1.Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и средств бытовой химии.// Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
2. Баженова О.Ю. Пресс-конференция "Неорганические соединения в нашей жизни"// Химия в школе.-2005.-№ 3.-с. 67-74.
3.Габриелян О.С. Химия. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010 -2013.
4.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс.- М.: Дрофа, 2010.
5Головнер В.Н. Практикум-обобщение по курсу органической химии.// Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 58-64
6.Григорьев Д.В., Степанов П.Н. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2013
7.Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985
8.Добротин Д.Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек.- М: Интеллект-Центр, 2009
9.Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту".// Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 15-26
10.Лаврова С.А. Занимательная химия для малышей.- М: Белый город, 2009
11.Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – Химия, 1986
12.Мойе Стивен У. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. – АСТ, 2007
13.Северюхина Т.В. Старые опыты с новым содержанием. // Химия в школе.-1999.- № 3.- с. 64-70
14.Стройкова С.И. Факультативный курс "Химия и пища".// Химия в школе.-2005.- № 5.- с. 18-29
15.Штемплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя химическая лаборатория: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1996
16. Яковишин Л.А. Химические опыты с лекарственными веществами. // Химия в школе.-2004.-№ 9.-С. 61-65.
17.Твои первые научные опыты.- М: Литерра, 2011
18.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г. № Пр-271
19.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р
20.Примерная программа основного общего образования (базовый уровень)
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»