Интеграция предметной и внеурочной деятельности -
условие повышения качества образования
Федорова Марина Валерьевна
Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить пути решения проблем. Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. В связи с этим возникает необходимость создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности обучающихся, учета их личностных особенностей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Существенной особенностью ФГОС СОО является принципиальная ориентированность на результативность обучения: вся деятельность образовательного учреждения направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Введение метапредметных результатов в государственный стандарт позволяет говорить о том, что современное образование ориентированно не только на обучение (приобретение предметных знаний), но и на развитие обучающегося.
Решить это можно с помощью интеграции внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства и создания дополнительных условий для развития обучающихся, и учебной (предметной) деятельности, что и позволяет реализовать требования ФГОС СОО в полной мере.
Процесс интеграции (от лат. Integration – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимодополняемости. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения учебных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как подросток выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь». Преподаватель сегодня должен уметь конструировать такие педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Использование проектной технологии как раз и позволяет приобщить студента к такой деятельности, которая ориентирована на развитие его мышления, закрепление навыков и практических умений, его социализацию и вовлечение в самостоятельное добывание знаний и необходимой информации, а преподаватель выступает в роли консультанта. В течение определённого отрезка времени обучающиеся выполняют индивидуальную, парную, групповую работу, которая позволяет им проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, представить публично достигнутый результат. Существует множество типов проектов. Но на уроках литературы мы чаще всего обращаемся к творческому проекту, например: создание буктрейлеров по прочитанным книгам. Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшими литературной классикой. Работая над созданием буктрейлера, обучающиеся выполняют различные роли, например: сценариста, художника-постановщика, режиссера, монтажера. Каждому проектанту выдаются листы самоконтроля для работы над проектом в соответствии с его обязанностями, к завершающему этапу листы должны быть заполнены полностью.
Процесс создания буктрейлера развивает творческие способности обучающихся, мотивирует их на чтение книг, помогает развить навыки создания видеоролика, прививает чувство прекрасного, расширяет кругозор, развивает «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Такая учебная деятельность способствует социализации подростков, формируя в них необходимые для «взрослой жизни» качества: организованность и ответственность, что всегда приветствуется работодателями. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Меняется и стиль общения преподавателя с обучающимися: на смену авторитарности приходит сотрудничество.
Перед преподавателем всегда встают вопросы: «Как сформировать положительную мотивацию у обучающихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала студента, развития их познавательных интересов?» Эти вопросы требуют непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Примером ещё одного интересного проекта является «Интервью с литературным персонажем». Студентам выдаётся задание: составить 8-10 вопросов, которые они хотели бы задать своему любимому литературному герою, а также ответы (вопросы и ответы должны перекликаться с содержанием произведения). Состав творческой группы 3-4 человека. В самом начале проекта определяются сроки выполнения и задачи каждого члена микрогруппы. Студентам необходимо составить план работы над проектом, распределить задания, определить нормативно-правовую базу для проведения официального интервью, составить вопросы и предполагаемые ответы, оформить свою работу в виде презентации или печатного продукта.
Работа над любым проектом проходит в несколько этапов, но наверно, самый значимый и продуктивный – заключительный этап – представление проекта. Цель данного этапа: представить продукт проектирования и проанализировать рабочий процесс. В ходе презентации студенты демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность, делятся своими идеями и замыслами, которые у них возникли на первом этапе, о трудностях, с которыми они столкнулись, и как они их преодолевали. Что получилось? Что не получилось? Каков личный вклад каждого в решение проблемы? Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволяют студентам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений.
Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в процессе обучения на уроке. Для того, чтобы поддерживать интерес обучающихся к предмету, необходимо их удивлять и разнообразить их деятельность. Совместно с преподавателем истории Кузбасского колледжа архитектуры, строительства и цифровых технологий Поляковой А.И. был разработан проект «Межрегиональный культурный диалог студентов «Санкт-Петербург – Новокузнецк»».
Основная цель проекта – создание коммуникационной площадки и комплекса мероприятий для взаимодействия двух образовательных учреждений, направленных на знакомство с историей и культурой двух городов России (Санкт-Петербург и Новокузнецк), в течение 2020-2021 учебного года. Проект представлял собой серию видеоконференций и научных исследований, позволяющих целевым группам проекта познакомиться с исторической и культурной составляющей двух городов России. Проект был направлен на решение одновременно двух взаимосвязанных задач: формирование у студентов ориентиров в современном культурном пространстве различных регионов страны и налаживание диалога между студентами средних профессиональных учреждений. Для активизации культурного диалога студент-студенту использовались приемы активного включения участников проекта в научно-исследовательскую деятельность, участие в научно-практических конференциях и разработки собственных индивидуальных проектов.
На первой видеоконференции состоялось знакомство творческих групп. Студенты представили презентации о своих городах, о тех местах, где они любят бывать и отдыхать. В ноябре 2020 года была проведена видеоконференция «Два города в судьбе Ф.М. Достоевского», приуроченная ко дню рождения писателя. Студенты из Новокузнецка рассказали о каторге и ссылке Достоевского, о тех событиях, которые привели его в небольшой провинциальный городок Кузнецк Томской губернии, о первой супруге М.Д. Исаевой и о том, какое место она заняла в творчестве великого писателя. Студенты из Санкт-Петербурга представили презентации о тех достопримечательностях, которые так или иначе связаны с именем писателя: Михайловский замок, Петропавловская крепость, конечно же о таком литературном феномене как «Петербург Достоевского», все вместе совершили виртуальные экскурсии в музеи Достоевского в Новокузнецке и Петербурге.
В январе 2021 года состоялся Круглый стол «День памяти блокадного Ленинграда», на котором выступили студенты двух образовательных учреждений с докладами о памятниках, посвящённых тем страшным событиям, о вкладе Кузбасса в Победу советского народа в Великой Отечественной войне, рассказали о дневниках жителей блокадного города, представили видеоролик «Мадонна Ленинграда», посвящённый Ольге Берггольц.
Эта видеоконференции вызвала наибольшее количество отзывов, потому что прошла на высоком эмоциональном подъёме. В ходе подведения итогов мероприятия студенты пришли к выводу, что такие мероприятия, как это, необходимы, они пополняют исторические и культурологические знания, воспитывают патриотизм и способствуют духовному и эмоциональному обогащению личности. По материалам круглого стола был издан сборник материалов.
Изучение городской среды и архитектурных достопримечательностей студентами Санкт-Петербурга и Новокузнецка нашло свое отражение в проектах: создание и разработка собственных экскурсионных маршрутов и путеводителей («Мой Петербург», «Санкт-Петербург – город для молодежи»). Студенты из Кузбасса смогли виртуально посетить музеи А. С. Пушкина и А. А. Ахматовой, прогулялись по Васильевскому острову, познакомились с архитектурой 18-19 вв., окунулись в историю Санкт-Петербурга. Посетили один из ярких музеев современного искусства Эрарта, отдохнули в Новой Голландии и заглянули в Лофт Проект Этажи. Интересной и познавательной для студентов-архитекторов была экскурсия в Александровский парк в Царском Селе.
Студентами Кузбасского колледжа была разработана и представлена настольная игра «Прогулки по Новокузнецку», в рамках которой предлагается ознакомиться с краеведческими фактами о городе и ответить на вопросы. Защита проектов состоялась во время видеоконференции «Я люблю этот город …». Довольно занимательными оказались проекты, посвящённые созданию памятников студентам, которые могут быть размещены около учебных заведений. Для современной молодёжи очень важно получать информацию в новых форматах, поэтому особый интерес вызвали видеоролик «Мой Петербург», рассказывающий об одном из самых красивых храмов страны Спас на Крови, и электронное издание «Путеводитель по Гатчине». В каждой творческой группе была проведена квиз-игра «Что узнали мы о городах Новокузнецке и Санкт-Петербурге».
В процессе реализации данного образовательного проекта: разработано шесть методических разработок уроков и сценариев мероприятий проекта; издано 20 экземпляров сборников студенческих конференций в рамках тематических встреч;студентамиразработано и оформлено 30 презентаций с визуальными эффектами по темам видеовстреч;составлено5 квестов для двух ПОО с возможностью изучения в реальном городском пространстве архитектурного своеобразия и схожести стилей двух городов;разработано4 экскурсионных маршрута по Санкт-Петербургу и Новокузнецку. И всё это способствует приобретению студентами-участниками проекта необходимых в будущем профессиональных и коммуникативных компетенций.
Вовлекая обучающихся в такие формы работы, мы способствуем созданию комфортной среды для развития коммуникативных умений и навыков, личностной самореализации, мотивации к достижению успеха, формированию ценностных ориентаций. Практика показывает, что интеграция предметной и внеурочной деятельности позволяет более эффективно организоватьучебно-познавательную деятельность студентов,развиваетнавыки исследовательской и проектной деятельности, что способствует повышению качества образования.
Список литературы
- Буктрейлер как инструмент продвижения книги: методическое пособие [Текст] / Департамент культуры и туризма Вологод. обл., Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; [сост. О. В. Рыкова ; отв. ред., отв. за вып. Беляева Г. А.]. – Вологда: ВОУНБ, 2016. – 23 с
- Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход как ядро российского образования.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teacher-of-russia.ru - Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта: пособие для учителей и студентов педагогических
вузов. М., 2008. - Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия, или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М., 2010.
- Рахманов А.Б. Структура привлекательности городов России: переночевать в Москве, погулять по Петербургу и поесть в Казани // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. №49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-privlekatelnosti-gorodov-rossii-perenochevat-v-moskve-pogulyat-po-peterburgu-i-poest-v-kazani (дата обращения: 22.11.2020).