Преподавание математики на подготовительном отделении
для иностранных граждан
Данилова Татьяна Владимировна,
старший преподаватель кафедры математического анализа,
алгебры и геометрии Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова
В соответствии с Программой развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» (САФУ) на 2010 — 2020 годы доля иностранных студентов в университете к 2020 году должна составить 5%. Основной приток студентов на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры наблюдается из стран ближнего зарубежья: Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Туркмении, Молдовы, Белоруссии. В САФУ за знаниями приезжают студенты из Нигерии, Индии, Китая, Перу, Судана, Анголы, Ирана, Сирии и других стран. В университете открыто подготовительное отделение по работе с иностранными учащимися, осуществляющее довузовскую подготовку по русскому языку и учебным дисциплинам, необходимым для поступления в университет. В конце обучения учебное заведение проводит экзамены и выдаёт сертификаты, на основании которых студенты зачисляются на первый курс бакалавриата. На подготовительном отделении обучение рассчитано на один год. Как правило, половина учебных часов предназначена для изучения русского языка, остальные часы распределяются между профильными дисциплинами.
Курс математики обычно стартует на третьем месяце обучения и составляет около 300 академических часов, из которых от 130 до 200 часов аудиторных. Программа по математике для иностранных учащихся подготовительных отделений составляется на основе программ по математике общеобразовательных школ Российской федерации, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с дополнениями для иностранных граждан и Сборника документов по организации учебного процесса на довузовском этапе обучения иностранных учащихся по медико-биологическому профилю.
Цель курса математики – изучение иностранными учащимися минимального объема знаний по всем разделам математики, необходимых для обучения в высших учебных заведениях. Задачи курса: изучение математической терминологии и естественно – научной лексики на русском языке; систематизация знаний, приобретенных учащимися на родине; восполнение пробелов, имеющихся в базовом образовании учащихся; приобретение навыков конспектирования, самостоятельной работы с литературой. Требования к уровню освоения дисциплины: студенты должны знать математическую терминологию; уметь самостоятельно работать с учебной литературой; на базовом уровне уметь выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, уметь выполнять действия с функциями, знать геометрические фигуры, уметь строить и исследовать простейшие математические модели, уметь использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса «Математика»:
Изучаемые темы |
Краткое содержание каждой темы |
Количество часов |
Раздел 1. Арифметика. |
||
Числа. |
|
6 |
Операции с числами. |
|
8 |
Дроби. |
|
6 |
Множества. |
|
2 |
Делимость целых чисел. |
|
4 |
Проценты. |
|
2 |
Раздел 2. Уравнения и неравенства. |
||
Уравнения. |
|
8 |
Неравенства. |
|
8 |
Раздел 3. Элементарные функции. |
||
Функции и их графики. |
|
6 |
Прямая функция. |
|
4 |
Квадратичная функция. |
|
6 |
Другие функции. |
|
4 |
Раздел 4. Показательная и логарифмическая функции. |
||
Степень. |
|
8 |
Показательная функция. |
|
4 |
Показательные уравнения и неравенства. |
|
4 |
Логарифмы. |
|
6 |
Логарифмическая функция. |
|
4 |
Логарифмические уравнения и неравенства. |
|
4 |
Раздел 5. Тригонометрия. |
||
Функции синус, косинус, тангенс, котангенс. |
|
14 |
Тригонометрические формулы. |
|
6 |
Графики тригонометрических функций. |
|
10 |
Тригонометрические уравнения и неравенства. |
|
12 |
Раздел 6. Геометрия. |
||
Плоские геометрические фигуры. |
|
8 |
Стереометрия. |
|
4 |
Раздел 7. Производная. |
||
Предел и производная. |
|
18 |
Исследование функции. |
|
14 |
Раздел 8. Первообразная функции и интеграл. |
||
Первообразная функции и интеграл. |
|
12 |
Поиск площадей и объёмов. |
|
8 |
ВСЕГО |
200 |
Особенности преподавания:
По собственному опыту двухгодичной работы на подготовительном отделении Поморского государственного университета, вошедшего в состав САФУ, хочу отметить, что преподаватель подготовительного отделения для иностранных граждан сталкивается с трудностями языкового и культурного характера. Имеют значение: родной язык обучающегося, возраст, вероисповедание, особенности системы образования в родной стране, личная мотивация к обучению, уровень общеобразовательной подготовки, социальный статус семьи обучающегося.
Студенты из стран ближнего зарубежья хорошо владеют русским языком, но не всегда имеют достаточный уровень знаний по школьному курсу математики. Для студентов из стран дальнего зарубежья больший акцент делается на изучении математических терминов на русском языке и оформлении пояснений к действиям; при необходимости для объяснения нового материала можно прибегнуть к английскому языку, как языку-посреднику. На занятии следует посвятить не менее 15 минут для чтения вслух. Особые трудности возникали с чтением дробных чисел, например, «одна пятая плюс шесть пятых во второй степени», когда применяются правила падежей. Для тренировки восприятия информации на слух рекомендуется проводить математический диктант.
Первый месяц занятий необходимо уделить внимание записи конспектов занятий. Например, нигерийские обучающиеся привыкли сначала слушать преподавателя, а уже потом делать записи в тетрадь, и им нелегко перестроится на одновременное конспектирование лекции.
Важную роль играет социальная и биологическая адаптация учащихся. Наблюдались случаи, когда студенты пропускали занятия по причине желания поспать, которую они считали уважительной. А в зимний период усиливалась тоска по родной стране, что негативно сказывалось на учебном процессе.
Вопросы и билеты к выпускному (одновременно вступительному) экзамену составляются вузом. Билет состоит из двух частей: лексической и математической. В первой части проверяется знание терминов на русском языке и умение комментировать действия. Вторая часть составляется по типу первой части ЕГЭ по математике.
Подготовительные курсы существенно помогают иностранному абитуриенту адаптироваться к учебному процессу в новой языковой среде. От того, насколько успешным будет вводный курс математики на подготовительном отделении, зависит дальнейшая способность иностранного студента освоить вузовский курс высшей математики.
Литература и интернет-ресурсы:
1) Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» на 2010 — 2020 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.narfu.ru/upload/medialibrary/614/development_program_2010_2020.pdf
2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2009 N 841 «Об утверждении Порядка приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/150496
3) Громов А.И., Жаров В.К., Кузьминов В.И., Суркова М.В. Математика для иностранных студентов подготовительных вузов России. Изд.2. [Текст] /А.И. Громов, В.К. Жаров, В.И. Кузьминов. М.В. Суркова.- Издательство: Янус-К, 2005. ISBN: 5-8037-0242-0.
4) Громов А. И., Кузьминов В. И., Суркова М. В. Математика. Серия: Для студентов-иностранцев. [Текст] / А. И. Громов, В. И. Кузьминов, М. В. Суркова. - Издательство Российского Университета дружбы народов, 2010 г. ISBN: 978-5-209-03169-7.
Сведения об авторе
ДАНИЛОВА Татьяна Владимировна
Институт математики, информационных и космических технологий САФУ имени М.В.Ломоносова,
старший преподаватель кафедры математического анализа, алгебры и геометрии,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
(+7) 9214823121