в художественном мире В. М. Шукшина
А. И. Куляпин, Л. С. Вакорина
Алтайский государственный педагогический университет
Аннотация: В художественном мире В.М. Шукшина особое внимание уделяется сопоставлению деревенского жителя с городским. Хронотоп лестницы используется во многих произведениях В.М. Шукшина, помогает отразить оппозицию деревни и города.
Лестница в рассказах символична, часто именно на лестнице происходят ключевые события. Также лестница представляет собой метафору социальных классов и карьерного роста.
Ключевые слова: хронотоп, рассказ, пространство, время, внутренний конфликт.
Одним из перспективных понятий современной гуманитарной науки и философии является хронотоп, которому с свое время уделял особое внимание отечественный философ Михаил Михайлович Бахтин.
М. М. Бахтин использует понятие «хронотоп» в литературоведении для обозначения цельности пространства и времени. Жанр и жанровые разновидности литературного произведения определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Поэтому хронотоп в литературе имеет жанровое значение.
Бахтин считает, что в литературном хронотопе время однозначно превосходит пространство, делая его более значимым и измеримым (Бахтин, 1975: 122).
В своих рассказах В. М. Шукшин описывает жизнь деревенского жителя, сопоставление его с городским жителем. Это сопоставление переходит во внутренний конфликт персонажей. Лестница в этих произведениях – это пространство, в котором разрешается конфликт.
В рассказе «Жена мужа в Париж провожала» повествует о неравном браке между «деревенским» Колькой и «городской» Валентиной, которые рано женились и родили ребенка. В данном браке не было любви, были только упреки со стороны жены, которая явно недовольна своим мужем. Ни его работой, ни зарплатой, ни деревенским и бедным происхождением. Сам Колька из-за раннего брака не получил образование, не выбрал работу по душе, а лишь пытался угодить жене. Так же, как и его мать, которая один раз приехала в город. «Устроенность» жизни, а именно жизнь деревенщины в городе с порядочной женщины, а также нежелание оставить свою дочь, заставляют Кольку жить в этих непростых условиях, жить с нелюбимой женщиной. «Мысли от машин перескакивали на родную деревню, и начинала болеть душа. Понимал, прекрасно понимал: то, как он живет, – это не жизнь, это что-то очень нелепое, постыдное, мерзкое... Руки отвыкли от работы, душа высыхает – бесплодно тратится на мелкие, мстительные, едкие чувства» (Шукшин, 2014, 5: 214).
Кульминационным моментом стала публичная насмешка жены о мечтах Кольки: о тракторе, комбайне и участке земли. Душа его не выдерживает и требует главного решения. Валентина поняла, что довела мужа до критического состояния, поэтому уходит из дома. «Вошел в комнату – Вали не было. Зашел в другую комнату – и там нет. – Убежала. – Вышел на лестничную площадку, постоял... Вернулся в квартиру. – Все правильно» (Шукшин, 2014, 5: 215). Именно на лестнице он понимает, что должен делать – уйти из жизни именно сейчас и уйти достойно. Он не пьет, оставляет записку дочери и открывает газ. «Когда рано утром пришли Валя, тесть и теща, Колька лежал на кухне, на полу, уткнувшись лицом в ладони. Газом воняло даже на лестнице» (Шукшин, 2014, 5: 216).
Лестница в данном рассказе символична. Лестница, по Шукшину, – часть пространства, где главный герой приходит к окончательному решению в своей жизни. В этом рассказе хронотом лестницы является реальным, то есть на лестнице происходит самоосознание Кольки и его прожитой жизни. Лестница в этом рассказе – это отражение промежуточного положения героя. Он застрял между городом и деревней. Лестница может вести наверх и вниз. Характерно, что герой занимает положение внизу: пьет с мясниками в подвале, пляшет во дворе (жена наблюдает за ним сверху, из окна).
В «Суразе» в отличии от других рассказах Шукшина используется лестница не «городская», то есть лестничный проем в многоэтажном здании, а «деревенская», которая также присутствует в кульминации данного произведения. Здесь повествуется о красивом деревенском мужчине Спирьке Расторгуеве, его буйном нраве и неустроенной жизни. Особенно его неустроенность проявляется во время приезда интеллигентных учителей Сергея Юрьевича и Ирины Ивановны. С Ириной Ивановной у них возникла взаимная симпатия, которая ни к чему бы не привела, а с Сергеем Юрьевичем конфликт, потому что ранее Спирька не сталкивался с умными и сильными людьми. Драка с Сергеем Юрьевичем приводит к внутреннему конфликту Спирьки. Он понимает, что должен ему отомстить, сделать что-нибудь, так как учитель впервые заставил почувствовать Спирьку физически слабым. И он решает убить его. Лестница появляется в доме, где живут учителя, во время первого визита с мыслью убийства Сергея Юрьевича: «“Берем лестницу... Ставим ее, в душеньку ее... Спокойно”. Он благополучно проник в кладовку, прислушался – тихо. Только сердце наколачивает в ребра. “Спокойно, Спиря!” Шпагатинка тоже почти бесшумно лопнула, только гвоздик, спружинив, тоненько тенькнул. Спирька, выставив вперед свободную руку, неслышно прошел сеням, легкими касаниями по стене нашарил дверь» [Шукшин, 2014, 5: 125].
Интересно, что в обоих рассказах («Сураз» и «Жена мужа в Париж провожала») главные персонажи не находят иного решения своего внутреннего конфликта, кроме самоубийства. В рассказе «Жена мужа в Париж провожала» герой вызывает сочувствие, так как он живет по принципу долга (не бросить семью и ребенка) и оказывается жертвой обстоятельств. Оба персонажа проявляют слабость характера, позволяя другим решать их судьбу, что и приводит их к подобному финалу.
В рассказах четко прослеживается биография героев, которая, по сути, хронотопична, так как показывает развитие персонажей на протяжении времени.
Противопоставление интеллигенции и деревенского жителя происходит и в рассказе «Обида», в котором присутствует не только хронотоп лестницы, но и хронотоп магазина, тесно связанные друг с другом.
Главный герой, добропорядочный семьянин, Сашка Ермолаев, пошел в магазин со своей старшей дочерью, где грубая продавщица обвинила его в пьянстве накануне. Сашку это очень обидело, и он стал разбираться в ситуации. Но его никто не защитил, а наоборот обвинили еще больше, так как для покупателей магазина Сашка олицетворяет молодого деревенского среднестатистического мужчину, злоупотребляющего спиртным. Им неважно, совершил ли он пьяный дебош днем ранее или нет. Главное весь свой негатив от поведения молодежи обратить на этого застенчивого мужчину.
Особенно Сашку оскорбил мужчина среднего возраста в плаще. «Плащ» в этом рассказе представляет собой метонимию интеллигенции, так как во второй половине XX плащ являлся неотъемлемым атрибутов гардероба этого социального класса. Поэтому В. Шукшин не называет данного персонажа никаким другим словом, кроме «плащ».
Хронотоп лестницы появляется во время визита Сашки к «плащу» с целью объяснить ситуацию. В итоге Сашку побили за его желание доказать свою правоту: «Игорь сгрёб его за грудки – этого Сашка никак не ждал, – раза два пристукнул головой об дверь, потом открыл её, протащил по площадке и сильно пустил вниз по лестнице. Сашка чудом удержался на ногах — схватился за перила. Наверху громко хлопнула дверь» (Шукшин, 2014, 5: 161).
Лестница в этом произведении представляет собой метафору социальных классов: кто на какой ступени должен находиться. «Плащ» живет на третьем этаже, а Сашка, по мнению интеллигенции, должен быть внизу.
В другом рассказе В. Шукшина «Привет Сивому!» уже не интеллигенция спускает простого человека, а наоборот. Данный рассказ повествует о любовной линии между кандидатом наук, длинным очкариком, Михаилом Александровичем Егоровым и томной барышней, любящей все иностранное, Кэт. Рассказ начинается со слов: «Эта история о том, как Михаил Александрович Егоров, кандидат наук, длинный, сосредоточенный очкарик, чуть не женился» (Шукшин, 2014, 7: 101). Кандидат наук понимал, что ему пора жениться и познакомился с легкомысленной женщиной. Отношения между ними были странными, изначально не очень серьезными, так как Егоров не понимал тяги ко всему иностранному у Кэт. Они встречались месяц как однажды, придя домой к Кэт, Егоров обнаружил у нее на диване другого мужчину. Он был ошеломлен этой ситуацией, хотя для Кэт это было нормальным. «– Знакомьтесь, – спокойно, медленно сказала Кэт, – Серж, я тебе говорила…Серж кивнул. Мишель продолжал нелепо стоять: он не знал, как ему быть. Потом он сел» (Шукшин, 2014, 7: 102). Сразу чувствуется, насколько разными являются Кэт, Серж и Егоров, их моральные принципы. Егоров это понимает и хочет оказаться на их уровне, показать себя, добиться расположения Кэт, так как до этого не был во внимании женщин. Герои начинают выпивать, Кэт, чтобы поддержать разговор, спрашивает у Сержа, как он провел время со своими знакомыми. Естественно, Егоров не знает этих знакомых. Но он начинает поддерживать беседу, будто знаком с одним из них – Сивым, тем самым раздражая Сержа.
Таким образом, Серж не выдерживает, выталкивает Егорова на лестничную площадку, избивает и спускает вниз: «Кандидат достал платок, вытер окровавленный рот и стал ощупью спускаться вниз по лестнице. Странное у него было чувство: и горько было, и гадко, и в то же время он с облегчением думал, что теперь не надо сюда приходить. То, что оставалось там, за спиной, – ласки Кэт, сегодняшнее унижение – это как больница, было опасно, был бред, а теперь – скорей отсюда и не оглядываться» (Шукшин, 2014, 7: 107).
В этом рассказе Шукшин использует антитезу, то есть он противопоставляет Егорова и его знакомых – Кэт и Сержа, которые хотят быть выше других за счет поверхностной нарочитости. Егоров же, несмотря на непримечательную внешность, сумел вывести их из себя и поставить на место. Поэтому его спуск с лестницы – это не провал по социальной лестнице, а наоборот, оказавшись внизу, он показывает свое превосходство.
В статье Шукшина «Монолог на лестнице» говорится об интеллигенции, о понятии интеллигентного человека, о требованиях, которые предъявляет 20 век современному обществу. Люди забывают радость жизни, не видят красоту, привыкают к шуму, поэтому, по мнению Шукшина, нужно иметь такой резерв в лице деревни, где уважают обычаи, нажитые веками.
Здесь стоит отметить то, что 20 век – век мечты об осуществлении коммунистической утопии, а деревня – это традиционность, русский уклад. Шукшин приводит пример со свадьбой, которую в городе отмечают как достижение, спектакль, а в деревне этого не могут понять, потому что изначально свадьба – это «таинство» со своими обычаями, выкупом и празднеством.
Шукшин рассуждает о своем неудобном положении в современном мире «одна нога на берегу, а другая – в лодке. И не плыть нельзя, и плыть страшновато» (Шукшин, 2014, 8: 27), так как не являлся городским, но уже не был деревенским.
Именно на лестнице к Шукшину, как и к его героям, приходят ответы: «…ответы – тут же, на лестнице, задним числом» (Шукшин, 2014, 8: 29).
Во всех рассказах главный герой часто оказывается один на лестнице и один со своими мыслями. Таким образом, лестница представляет собой кульминационный момент в сознании героев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин, М. М. (1975) Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Художественная литература, – 504 с.
Шукшин, В. М. (2014) Собр. соч.: в 9 т. Т. 5 / В. М. Шукшин. – Барнаул: Изд. дом Барнаул, – 408 с.
Шукшин, В. М. (2014) Собр. соч.: в 9 т. Т. 7 / В. М. Шукшин. – Барнаул: Изд. дом Барнаул, – 336 с.
Шукшин, В. М. (2014) Собр. соч.: в 9 т. Т. 8 / В. М. Шукшин. – Барнаул: Изд. дом Барнаул, – 512 с.
Тhe chronotope of the stairs in the artistic world of V.M. Shukshin
A.I. Kulyapin, L.S. Vakorina
Altai State Pedagogical University
Annotation: In the artistic world of Shukshin there pay a great attention to an opposition of a villager and a citizen. The chronotope of the ladder used in many stories of Shukshin helps to show an opposition of a village and a city.
The ladder in the stories is symbolic, the key events often happen at the ladder. Also the ladder means a metaphor of social positions and a career movement.
Key words: chronotope, story, space, time, internal conflict.
Shukshin, V.M. (2014) Collection. cit .: in 9 volumes.Vol. 5 / V.M. Shukshin. - Barnaul: Ed. house Barnaul, - 408 p.
Shukshin, V.M. (2014) Coll. cit .: in 9 volumes.Vol. 7 / V.M. Shukshin. - Barnaul: Ed. house Barnaul, - 336 p.
Shukshin, V.M. (2014) Coll. cit .: in 9 volumes.Vol. 8 / V.M. Shukshin. - Barnaul: Ed. house Barnaul, - 512 p.
.