Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теоретические особенности компетентностного подхода в СПО

Ефимова Наталья Евгеньевна
Актуальность исследования. Растущее влияние фактора глобализации в профессиональном образовании, все больше привлекает  к изучению проблемы качества и эффективности профессионально-практической подготовки студентов в различных отраслях экономики.
При этом следует признать, что в профессиональной школе стоит вопрос обеспечения сферы туризма персоналом, способным  создавать и предоставлять   услуги по организации отдыха населению.  Проблемы профессиональной и практической подготовки студентов в сфере туристской деятельности раскрывались в работах Ю. П. Апаковой, В.В. Васильева (2002), Т.В. Власовой, Н.В. Николаенко, О.В. Пироговой, Л.Г. Скоробогатовой (2001), В.А. Квартальнова,  Т.В. Мазуряк, И. Зорина (2003), А.Л. Юрченко (2004), Н.А. Гулиева (2006), Е.А. Поздеева, С.В. Ильяхина (2009) и др.
Специалисты подчеркивают актуальность изучения проблемы целенаправленной подготовки студентов и их обучения профессиональным задачам туристской отрасли, выделяют значение взаимодействия вуза и специалистов туриндустрии. Современные туристские предприятия нуждаются в специалистах с формированными профессиональными знаниями.
Введение новых Федеральных  государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго и третьего поколения и развитие Национальной системы оценки качества образования определяют коррективы в содержании профессионально-практической подготовки сферы туризма. Переход высшей школы к компетентностному обучению требует создания соответствующей образовательной среды, которая должна включать в себя формулирование новых целей и получения результатов обучения. Однако данные изменения направлены на пересмотр не только всей вузовской системы профессиональной подготовки, но и на ориентацию личностного подхода и создание условий для овладения студентами профессиональных компетенций далее реализуемых в сфере туризма. 
Сфера физической культуры развивается в направлении интеграции с другими отраслями экономики в том числе и с туризмом, поэтому возникает вопрос подготовки кадров обеспечивающих данные области. В теории методики высшего профессионального образования еще не до конца осмыслены и раскрыты содержательные и технолого-процессуальные возможности профессионально-практической подготовки будущих специалистов для сферы туризма в вузах физической культуры. Более того, данная проблема освящается в научно-методической литературе в меньшей степени на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях. Поэтому, в рамках вуза физической культуры, необходимо  изучать подходы реализации профессионально-практической подготовки студентов для сферы туристской деятельности.
Таким образом, анализ научных исследований и педагогическое осмысление проблемы указывает на наличие ряда противоречий, между:
  • современными профессиональными требованиями к работникам сферы туризма и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике организации туризма;
  • ориентацией содержания профессионально-практической подготовки на компетентностный подход и необходимостью разработки дидактических подходов к процессу подготовки кадров в вузе физической культуры;
  • необходимостью осуществления процесса формирования компетенций по туризму в рамках профессионально-практической подготовки и недостаточной разработанностью методик по формированию профессиональных компетенций у студентов в период прохождения  практик.
С учетом выявленных противоречий была выявлена тема исследования, проблема, которой  сформулирована следующим образом: какова совокупность научно-теоретических и методологических положений, тенденций, принципов и условий, определяющих содержание профессионально-практической подготовки студентов и формирование у них необходимых профессиональных компетенций в процессе прохождения производственного обучения.  
Цель исследования – определить и экспериментально обосновать методику формирования профессиональных компетенций в рамках профессионально-практической подготовки студентов на предприятиях туристской сферы.
Объект исследования – профессионально-практическая подготовка студентов в сфере туризма.
Предмет исследования – процесс формирования профессиональных компетенций  в вузе физической культуры.
Гипотеза исследования состоит в том, что профессионально-практическая подготовка студентов по туризму  будет эффективной, если:
- разработать методику формирования профессиональных компетенций во время прохождения производственного обучения на предприятиях сферы туризма;
- разработать и внедрить систему структурных, содержательных и критериальных характеристик в процесс организации производственной практики по туризму со студентами, обучающимися в вузе физической культуры;
- экспериментально обосновать процесс формирования профессиональных компетенций в рамках профессионально-практической подготовки на предприятиях сферы туризма.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:
- обосновать совокупность теоретико-методологических походов к профессионально-практической подготовке в вузах и определить роль компетентностного подхода в производственном обучении студентов;
- определить и систематизировать структурные, содержательные и критериальные характеристики процесса организации производственной практики со студентами вуза физической культуры в туристской сфере;
- разработать и внедрить методику профессионально-практической подготовки студентов в процесс организации производственного обучения в рамках действующих предприятий сферы туризма;
- экспериментально обосновать и разработать рекомендации процесса формирования профессиональных компетенций в рамках профессионально-практической подготовки сферы туризма.
Теоретико-методологическая основа исследования. Разработка методологической базы исследования основывалась на фундаментальных работах крупнейших специалистов в области теории педагогики (В.Ф.Шаталова, Е.И. Ильиной, , И. П. Волкова Б.. Бин- Бада.) и психологии (Е.А. Климова) а также были использованы положения об основополагающих аспектах образования в туризме, отраженные в работах Е.А. Алилуйко, Г.И. Бабий, Т.В. Ворошиловой, Е.Н. Гараниной, Н.А. Гультяевой, М.А. Домбровская, Е.Н. Каниной, Т.К. Горячевой, Л. Спенсер, М. Спенсер, С. Уиддет, С. Холлифорд и др.
Исследования проблемы профессионально-практической подготовки студентов в вузе и применения компетентностного подхода в обучении были выделены следующие концептуальные идеи специалистов в области туризма:
  • идея научной организации процесса профессиональной подготовки;
  • идея организации профессионального туристского образования на основе стратегии развития туристского рынка;
  • идея содержания профессионального образования на основе современных требований компетентностного подхода;
  • идея оптимизации образовательного процесса;
  • идея требований к специалистам туристского образования;
  • идея подготовки специалиста для сферы туризма с учетом организации профессионально-практической подготовки в туристской сфере.
Теоретическим фундаментом исследования являются теории содержания образования Блума А, Комбса Д, теория и концепция профессионального туристского образования В. А. Квартальнова , теория личностного подхода  И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада и А. В. Петровского, психологические теории личности С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, теории и технологии обучения И. П. Подласыго, фундаментальные работы А. А. Остапца-Свешникова и В. П. Голова, в которых туризм раскрывается как специфический дидактический комплекс и средство воспитания; труды, посвященные профессионально-педагогическим функциям детско-юношеского туризма И. А. Дрогова, Т. А. Зиминой, Ю. С. Константинова, А. М. Кузьминова, С. Н. Талызова, Т. В Усковой;.
Методы исследования.  Решение поставленных задач исследования обеспечивалось использованием следующих методов: анализ и  обобщение научно-педагогической литературы,  анкетирования и тестирования, включенного наблюдения, самооценки, педагогический  эксперимент,  метод математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась работа на кафедре социальных технологий социально-гуманитарного факультета Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург. Диссертационное исследование осуществлялось с 2005 – 2012 гг. и включало нескольких этапов. На каждом из них решались конкретные задачи в соответствии с логикой исследования.
Организация и этапы исследования:
На ориентировочно-диагностическом этапе (2006 – 2009 гг.) выполнялось формулирование концепции и создание методики обучения студентов туристской деятельности.
На формирующем этапе  (2009-2010 гг.) происходила проверка рабочей гипотезы в рамках опытно- экспериментального обучения.
Итоговый этап (2011 год) включал организацию констатирующего  эксперимента для оценки опытно-экспериментальной работы, анализ систематизацию и обобщение  полученных  данных. С помощью методов математической статистики были оценены результаты обучающего эксперимента, проведено сравнение с результатами промежуточного и констатирующего этапов.
Научная новизна исследования:
- обоснована совокупность теоретико-методологических походов к профессионально-практической подготовке в вузах и аргументирована роль компетентностного подхода в обучении студентов;
- впервые разработана система структурных, содержательных и критериальных характеристик процесса организации производственной практики по туризму со студентами вуза физической культуры;
- впервые внедрена в процесс обучения методика формирования профессиональных компетенций у студентов, во время прохождения производственного обучения на предприятиях сферы туризма;
- экспериментально обоснован процесс формирования профессиональных компетенций в рамках профессионально-практической подготовки на предприятиях сферы туризма и разработаны рекомендации по ее организации производственного обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и методики профессионального туристского образования и уточнения идей и теоретических положений, раскрывающих сущность профессионально-практического обучения студентов в рамках действующих предприятий сферы туризма.
 В результате исследования:
  • выявлены требования и содержание профессионально-практической подготовки к выпускникам в соответствии с современными подходами к организации сферы туризма;
  • раскрыты особенности конструирования содержания процесса профессионально-практической подготовки кадров по туризму;
  • уточнены и конкретизированы основания отбора содержания по организации и проведению производственной практики в процессе подготовки студентов по туризму на основе компетентностного подхода.
  • обоснована методика по формированию профессиональных компетенций в процессе прохождения профессионально-практической подготовки студентов в сферы туризма.
Перечисленные положения диссертационного исследования могут быть применены при решении проблем подготовки и формирования у студентов профессиональных компетенций сферы туризма в образовательном процессе вузов страны.
Практическая значимость исследования: обоснованы походы к профессионально-практической подготовке в вузах,  и аргументирована роль компетентностного подхода в обучении студентов туризму; разработана и экспериментально обоснована методика формирования у студентов профессиональных компетенций во время прохождения производственного обучения на предприятиях сферы туризма; разработана система структурных, содержательных и критериальных характеристик процесса организации производственной практики по туризму со студентами вуза физической культуры; обоснован процесс формирования профессиональных компетенций в рамках профессионально-практической подготовки на предприятиях сферы туризма.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке студентов обучающих по направлению подготовки «Туризм», при разработке систематических курсов при обучении кадров сферы туризма. Отдельные положения исследования могут быть применены в практике обучения студентов при составлении рабочих планов и учебно-методических пособий по дисциплинам подготовки сферы туризма. Практические рекомендации представляют интерес для системы переподготовки кадров, педагогов по туризму, менеджеров туристских фирм и т.п.
Положения, выносимые на защиту.
       1. Вхождение России в Европейское образовательное пространство соответственно ускорило ход реорганизации в отечественной педагогической науке, одним из них является введение компетентностного подхода. Обоснованием процесса производственной подготовки студентов в туристской отрасли является совокупность теоретико-методологических походов к профессионально-практической подготовке в вузах, где аргументирована роль компетентностного подхода в обучении студентов.
2. Методика формирования практико-ориентированных компетенций в процессе производственного обучения студентов, способствует их подготовке к профессиональной ориентации и адаптации направленной на деятельность рынка туристской отрасли.
3. Современная практическая вузовская подготовка студентов удалена от требований отрасли. Разработка методик профессионально-практической подготовки, является инструментом практического применения и обеспечивает тесную взаимосвязь с поставленными задачами развития отрасли. Подготовка кадров для отрасли туризма должна обеспечиваться определенной системой структурных, содержательных и критериальных характеристик процесса организации производственной практики на предприятиях данной сферы.
4. Важным компонентом новых образовательных программ для сферы туризма является ориентация их на результат обучения. Исследование вопроса компетентностного подхода в производственной практике должен осуществляться для определения профессионально-практической подготовленности студентов к профессиональной деятельности.
Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается логичностью исходных методологических и теоретических положений, применением методов адекватных объекту,  предмету  задачам исследования, использованием статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественных и качественных параметров.
Апробация и внедрение результатов осуществлялась посредством публикаций научных статей и тезисов, а также выступлений, которые получили одобрение на конференциях различного уровня:
Внедрение методики осуществлялось в процессе обучения студентов на практических и теоретических занятиях ФГБОУ Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург и при прохождении производственного обучения на предприятиях отрасли туризма г. Санкт-Петербурга. 
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 180  страницах, состоит из введения, четырех глав, выводов, заключения, рекомендаций, библиографического списка и приложений. Работа иллюстрирована 15 таблицами.  
 
Глава I.  Теоретические основы профессионально - практической подготовки кадров для индустрии туризма. 
Важнейшим компонентом высокого качества обучения является практическая подготовка кадров с учетом современного уровня профессиональных достижений в сфере трудовой деятельности. Существующая проблемная ситуация характеризуется   как несоответствие амбиций выпускников и реального потенциала, а также требований рынка труда.  Изменение среды  профессионального развития относится к проблеме подготовки кадров в туризме и определяется  значимостью адаптивных технологий включения студента в профессиональную деятельность.
         Изменение сложившегося положения требует поиска новых подходов в организационных формах и опыта повышения практической подготовки студентов.
1.1. Становление и развитие системы   профессионального туристского образования в России
Под туризмом рассматривается сфера обслуживания, форма организации отдыха и проведения досуга. В Российской Федерации индустрия туризма играет существенную роль в жизни общества и достаточно выделить, что по объему услуг туризм занимает второе место (после нефтепереработки) среди всех отраслей мирового хозяйства .
По данным Всемирной туристской организации (ЮВТО) туризм является также одним из  важнейших работодателей: ежегодно более 20 млн. человек в мире участвуют в предоставлении туристских услуг населению, и создается около 3 млн. новых рабочих мест (WTO, 1992, Квартальнов А.В., 1993). Вместе с тем показатели развития туризма в том или ином государстве существенно отличаются. В частности, материалы Международной организации по туризму свидетельствуют о том, что одно из 15-17 рабочих мест в мире относится к сфере индустрии туризма, в то время как в России только одно рабочее место из 300 может быть отнесено к сфере туризма. Несколько выше этот показатель в Москве – 1 из 130. В целом же в индустрии туризма, согласно экспертным оценкам, представлено около 7% от общей занятости населения .
Зарубежный опыт подготовки кадров для сферы туризма изучался И.В. Зориным и В.А. Квартальновым. В их работах был представлен опыт подготовки кадров на примере Англии, Франции, США, Мальты, Швеции и др., обобщена методология профессионального туристского образования. В ходе проведенного исследования профессионального туристского образования в Германии Зверева О.А. акцентировала внимание на практической подготовке студентов. Отмечала, что в вузе или академии (вид образовательного учреждения) отводится 50% на теорию и 50% на практику. В университете 75 % на теорию и 25% на практику. Организация практики и стажировки в Германии интегрированы в процессе обучения с действующим предприятием. Автор отмечает о дуальной системе обучения, т.е.  теоретические знания получаются в блочно-модульной системе с посещением производственных коллективов. Компетентностный подход в Германии ориентируется на построении учебного процесса сообразно результатам образования: в учебную программу закладываются отчетливые и сопоставимые параметры описания, того, что должен будет знать и уметь студент на «выходе».
         О французской модели         профессиональной подготовки в сфере туризма писала  Л.Ф. Сахибгареева.[i][1] Профессиональное обучение во Франции направлено на приобретение необходимых компетенций, которые отражены в учебных программах, сформулированных в министерстве высшего образования.  Для постоянного обновления программ привлекаются не только преподаватели, но и профессионалы, студенты, представители  государственного  и частного сектора экономики. Данное обучение включает в себя длительную профессиональную стажировку (минимальная продолжительность 13 недель). Стажировки («производственное обучение») происходят при обязательном участии «руководителя стажировки». Стажеры на предприятиях участвуют в подготовке будущих специалистов добровольно, и действуют традициям организации или как отмечают «социальной ответственности за судьбу предприятия». При этом важной характеристикой профессиональной подготовки является постоянная озабоченность соответствием между уровнем подготовки, содержанием обучения и востребованностью на рынке труда.
Заслуживает внимания опыт подготовки кадров в США, где на базе образовательных учреждений сформированы специализированные отделы (кадровые агентства), соединенные единой информационной системой с предприятиями индустрии туризма, которые занимаются регулярным мониторингом потребностей рынка труда, трудоустройством молодых специалистов и коррекцией набора абитуриентов по профильным специальностям. Соответственно, образовательные учреждения имеют возможность быстро реагировать на меняющиеся потребности отрасли в кадрах того или иного профиля и квалификационного уровня. Преимуществом американской модели также, является: тесная интеграция с общественными профессиональными организациями; глубокое изучение общетеоретических положений в области управления; наличие большого количества разнообразных курсов повышения квалификации и переподготовки и др.
Для выявления сущности и отличительных образовательных программ  необходимо сопоставить основные компоненты стандартов первого и второго поколения проанализировать принципы , положенные в основу разработки  ГОС ВПО, а также задачи, реализуемые на базе этих принципов. (Росенко С.И. c.25)
Переход к непрерывному, в течение всей жизни, образованию, выдвигает проблему модернизации системы подготовки кадров, в том числе, и для сферы туризма. Современная экономическая ситуация требует от человека высокого уровня профессиональной подготовленности к быстро меняющимся условиям. Эту задачу может решить адекватная современным требованиям система профессиональной подготовки кадров, которая своевременно реагирует на вызовы новой экономики, ориентированной на инновационное развитие.
Теорию становления и развития системы непрерывного профессионального туристского образования, его квалификационно-дидактическую структуру, уровни и ступени рассматривали И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, А.И. Зорин, С.И. Лукьянченко, Л.В. Ляшева и др. Профессионально-значимые качества специалиста в сфере туризма разрабатывали Е.А. Алилуйко, Г.И. Бабий, И.Б. Будик, Т.В. Ворошилова, Е.Н. Гаранина, Н.А. Гультяева, М.А. Домбровская, Е.Н. Канина, Т.К. Горячева, Л. Спенсер, М. Спенсер, С. Уиддет, С. Холлифорд и др.
Обобщение накопленного теоретического и практического опыта показало, что многие актуальные вопросы развития системы подготовки кадров для индустрии туризма не нашли должного научного отражения. В существующих работах недостаточное внимание уделяется как системе подготовки кадров для индустрии туризма в целом, так и отдельным ее составляющим: нет требуемого методологического обоснования профессиональной системы подготовки кадров; отсутствуют модели прогноза  потребности в специалистах для сферы туризма; проблемы подготовки кадров в регионах не получили системного и аргументированного освещения.
Система высшего образования в области туризма, по нашему мнению, развивается с начала 1990-х годов.  В советский период практически не было опыта подготовки специалистов по туризму в рамках высшей школы. Ведущими учебными заведениями являлись:  курсы Госкоминтуриста и Высшая школа профсоюзного движения имени Н. Шверника.
С конца 1970-х годов специальность « Массовая физкультурно-оздоровительная работа и туризм» вводится во всех физкультурных ВУЗах страны. (Соколова М.В.,  с. 300). Первый выпуск состоялся в 1978 году, однако под туризмом в данном случае понималось  « физкультурно- спортивное» направление . Проблема профессиональной компетенции специалиста по разработке, формированию и реализации туров не рассматривался.
   Научными исследованиями  проблем туризма занимались и специалисты в области рекреационной географии, активное изучение которой начинается на географических факультетах педагогических ВУЗов с конца 1970-х годов.  Основным фактором и условием рекреационной активности cчиталось «  свободное время населения».  Речь не шла об усталости, восстановлении сил, то есть об основных мотивах туризма. Основным туристским ресурсом советского человека считалось Черное море. ( Николаенко, с.36). 
Федеральный Закон «Об образовании» принимается  10 июля 1992 года ( N 3266 -1). Данный закон  с поправками действует и в настоящее время.  Стандарт 1 поколения закреплял требования к учебному процессу , а не к результату образования.  В этом стандарте были прописаны общие требования к развитию личности. Что в нашем понимании является опережающей тенденцией по сравнению с европейскими требованиями образования того периода.
В 1990-е годы начитается резкий рост числа высших учебных заведений в России, появляются негосударственные ВУЗы, готовящие специалистов в различных сферах, в том числе и в туризме.  По данным Министерства образования  в 2003 году 300 вузов выпускали специалистов , имеющих отношение к туризму. ( Титова,  с. 314).
В 1996 году  принимается Федеральный Закон « Об основах туристской деятельности» , в котором прописаны требования кадрам, работающим в индустрии туризма.  В тот же период был введен ГОС ВПО 230500 «Социально- культурный сервис и туризм».   На наш взгляд, ГОС был перегружен дисциплинами , относящимися к сфере услуг, а не к туризму,  при этом иностранный язык и география были представлены недостаточно.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2000 году были введены в действие государственные образовательные стандарты второго   поколения,    регламентирующие   следующий перечень программ высшего профессионального образования в области менеджмента (061100, Менеджмент организаций ), со  специализацией - туризм.
  Изменившийся состав  программ менеджмент - образования отразил современные тенденции  научно-технического и общественного прогресса, состояние рынка специалистов, процессы специализации и дифференциации профессиональной деятельности. ([Росенко С.И.]
 
Следующим этапом развития российской системы образования является принятие Федерального Закона « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года, № 125- ФЗ ( Законы… 2001). На этом этапе вводится 3-х ступенчатая система образования: бакалавр ( не менее 4 лет обучения) , специалист, (не менее 5 лет обучения) , магистр ( не менее 6 лет обучения.)
Стандарты второго  поколения в полной мере не изменили ориентацию высшего образования на информационно-знаньевую модель, где акцент делается  на формирование перечня дисциплин, их объема и содержания, а не на требования к усвоению материала (Гогленков, с. 105). Во 2 поколении ГОС ВПО  по специальности « Социально-культурный сервис и туризм»  появляются новые дисциплины: речевая коммуникация, культурология. Но дисциплины :туроперейтинг и география отсутствуют.
В 2004 году на основании приказа Министерства образования № 1656  начинается эксперимент по созданию новой специальности - « Туризм». Для согласования  действий  в 2005  создается Межведомственный экспертный Совет,  в который включаются представители органов управления образованием, органов управления туризмом. В результате совместной деятельности создается ГОС ВПО по специальности 230800 « Туризм». Данный стандарт ориентирован на умения и навыки,  но некоторые дисциплины дублировали друг друга. В 2006 году  экспериментальный стандарт заменен  на 100200 « Туризм», который ввел 2-х уровневую систему подготовки: бакалавр - магистр. В программе  появились дисциплины туристской направленности и география.
  В настоящее время в связи с интеграцией России в международное образовательное пространство произошел  переход к новому третьему поколению образовательных программ в области туризма. 
Особенностью ГОС ВПО третьего  поколения является:
  1. Четко выраженный компетентностный  характер не в виде фиксированных по содержанию учебных курсов, а в виде требований к формируемым у студентов, в результате изучения  цикла дисциплин, компетенциям.
  2. Замена Федерального, национально-регионального и вузовского компонента на базовый и вариативный блоки с одновременным значительным расширением академической, творческой свободы ВУЗов части  разработки основных образовательных программ.( ООП) Базовой частью ( по ФГОС ВПО) является 50% образовательных программ бакалавра и 30% магистров. Вариативная часть наполняется ВУЗом  на основе образовательной программы ( ПООП) по конкретным направлениям подготовки.
  3.  Установлена новая форма трудоемкости :  в виде зачетных единиц, вместо применяемых ранее часов).
  4. Внедрение бально -рейтинговой технологии обучения. На основании этой технологии значительно расширились виды оценочных работ . В результате- все набранные баллы студентом суммируются в определенный рейтинг на протяжении семестра и учебного года.
  5. Внедрение модульного формата построения образовательного стандарта .
  6. Связь сферы труда и образовательных учреждений.
Дальнейшее развитие  туристского образования  - третьего  поколения связано с новой образовательной парадигмой, где наблюдаются коренные изменения  в подходах к целям  и результатам образования , в том числе в контексте Болонского процесса. В ФГОС ВПО 100400 «Туризм» включены    общепрофессиональные и профессиональные компетенции, область профессиональной деятельности  квалификации « бакалавр», включающая разработку и реализацию туристского продукта.
Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются:
1. Потребители туристских услуг,
2.Туристский продукт.
3.Технологии производства и предоставления услуг туристской индустрии,
4. Результаты интеллектуальной деятельности,
5.Средства размещения, предприятия питания, транспортные средства , объекты жизнедеятельности и другие , связанные с разработкой и реализацией  туристского продукта.
6. Нематериальные активы, являющиеся собственностью субъекта туристской индустрии на законных основаниях.
К видам профессиональной деятельности  можно отнести: проектную, производственно- технологическую, сервисную, организационно- управленческую, научно- исследовательскую.
Профили по направлению подготовки 100400 « Туризм», одобренные решением Совета УМО  по образованию в области сервиса и туризма при   РГУТ  от 05.09.2010 года :
1. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности.
2. Технология и организация экскурсионных услуг.
3. Технология и организация транспортных услуг.
4. Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг.
5.Технология и организация развлечений.
Стандарты образования нового поколения включают образовательно-квалификационные характеристики, образовательно-профессиональные программы и средства диагностики качества. В образовательно-квалификационной характеристике отражены цели образовательной и профессиональной подготовки специалиста и определены  требования к его компетентности. На основе этих требований к содержанию подготовки специалистов, разрабатываются учебные планы и программы. Профессиональные требования к специалисту предусматривают выделение основных видов его деятельности, усвоение которых достигается путем реализации конкретных задач и умений[2]
Согласно Федерального ГОСТ ВПО 100400 ( 62) третьего поколения  «Туризм» за № 489 утвержденный 28 октября 2009 определены основные виды профессиональной деятельности. К ним относятся проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная и научно-исследовательская. Кроме того, в разделе образовательной программы бакалавриат  установлено, что обязательными являются: учебная и производственная практики. Данные виды учебных практик направлены непосредственно не только на профессионально-практическую подготовку обучающихся  туристской деятельности, но и в соответствии с выбором вуза профиля.В нашем случае исследование проводилось в «Национальном университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта», где профиль подготовки определен как: «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг».
Структура подготовки кадров для индустрии туризма в РФ складывалась стихийно, исходя из потребностей отрасли в период перехода страны к рыночной экономике. В настоящее время система подготовки включает в себя, такие уровни профессионального образования, как: довузовское (школьное профильное), начальное, среднее, высшее, послевузовское (аспирантура, докторантура) и дополнительное (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
В Санкт- Петербурге  профессиональную подготовку кадров для туризма  на 2011 год осуществляют более 100 учебных заведений. Количество образовательных учреждений, численность выпускников, потребность в них сферы туризма, представлены в таблице 1.
 
Таблица 1 – Образовательные учреждения и объем выпускаемых ими специалистов для  предприятий туризма :

 
  Количество образовательных учреждений Количество выпускников, чел. Потребность в выпускниках, чел.
Профессиональные училища ( лицеи) 21 1850 10000
Колледжи 52 2200 11500
Вузы 101 5100 3500
Курсы повышения квалификации и переподготовки 11 1570 23237
Итого Более 100.
Некоторые колледжи и лицеи входят  в структуру ВУЗов.

 
11120
Без курсов ПКиП 9550
48237
Без курсов  ПКиП 25000
Таблица рассчитана автором на основании данных образовательной и кадровой  статистики , представленной  на сайтах: www. edu.ru. , www.rabota.ru
Анализ  таблицы показывает,  что существующая система подготовки кадров не отвечает  потребностям рынка  труда ни по количественному, ни по качественному составу работников, что приводит к нехватке кадров  без высшего образования.
Довузовская профессиональная подготовка носит, в основном, профориентационный характер и включает в себя формирование профильных классов. Ее цель – ориентировать школьников на профессиональную деятельность и выявить у них предрасположенность к выбираемой профессии. Сегодня лишь 14 школ в  Санкт-Петербурге (0,78% от общего их количества) имеют профильные классы, ориентированные на дальнейшее получение выпускниками профессионального образования в сфере туризма. Низкая доля профильных классов в общем количестве школ приводит к тому, что довузовской подготовкой для индустрии туризма охвачено менее 0,52% выпускников школ Санкт- Петербурга .
Более 20 государственных и негосударственных учебных заведений Санкт- Петербурга осуществляют подготовку кадров начального профессионального образования, по профессиям «Администратор», «Горничная», «Официант, бармен», «Повар» и т.п.  За 2010 г количество выпускников составляет всего лишь 20% от спроса отраслевого рынка труда;  24% выпускников продолжают обучение в профильных

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»