Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные проблемы развития электронного взаимодействия
органов местного самоуправления и сельского населения и пути их решения


Сафин Р.Г.
студент 4 курса направления подготовки «ГМУ»
Ханнанова Т.Р.
к.ю.н., профессор кафедры «ГМУ и права»
ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа
 

 
В современных условиях становится все более очевидной проблема недостаточного использования потенциала местного самоуправления. Муниципальная власть является своего рода первоосновой федеральной и региональной власти. Именно она непосредственно связана с местным сообществом, отражает его интересы и опирается на него в своей деятельности. Но в практике взаимоотношений органов муниципальной власти и местного социума сохраняется множество нерешенных вопросов организационного порядка, а также проблем, связанных с продуктивным выполнением общественно-политических функций основными политическими субъектами. Для решения конкретных социально-экономических задач необходимо тесное взаимодействие и взаимовлияние органов муниципальной власти и населения конкретной территории.
Можно сказать, что актуальность этих вопросов обусловлена необходимостью более эффективной работы муниципальных органов власти, а также привлечения широких слоев населения к участию в наиболее значимых проектах, реализумых по месту жительства, и повышения социально-политической активности различных социальных групп.
Общепринятая схема, связанная с пониманием управления как воздействия субъекта на объект, приведением его в желаемое состояние в практической жизни, далеко не всегда реализуется. Особенно это относится к системе местного самоуправления, в которую включены два основных компонента: органы муниципальной власти и население, которые должны находиться в тесном взаимодействии.
Первый компонент в силу своего статуса является субъектом действия и призван выполнять возложенные на него законом функции.
О населении же пока приходится говорить лишь как о потенциальном субъекте самоуправления. Оно может включаться в процесс управления в качестве субъекта только в том случае, если будет выражать готовность к действию, направлять свои усилия на решение конкретных вопросов своего жизнеобеспечения [8].
Пока его мотивация на участие в самоуправлении невысока. Причины этого обусловлены не только недостатком гражданской ответственности, но и тем, что население зачастую не видит в местном самоуправлении механизма решения актуальных жизненных проблем.
Между тем, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] предоставляет гражданам право влиять на деятельность органов МСУ. Они, например, имеют возможность выступать с правотворческой инициативой, проводить публичные слушания, брать под свою ответственность реализацию собственных инициатив по вопросам местного значения.
Для характеристики населения, потенциально или реально участвующего в самоуправлении, целесообразно использовать понятие «местное сообщество».
Можно сказать, что с законодательно-юридической точки зрения в систему самоуправления входят муниципальные образования, включающие городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения. Но фактическими участниками МСУ являются реальные люди, т. е. местное сообщество, определение которого, однако, имеет неоднозначную трактовку.
В частности, местное сообщество отражает состояние повседневных практик жителей конкретной территории. В широком смысле местное сообщество означает наличие какой-либо общности, чего-либо общего для определенной группы людей [4].
Но существует разная степень развития местного сообщества, которая определяется на основе целого ряда признаков. К основным таким признакам относятся: взаимодействие социальных групп, самоорганизация, консолидация, мобилизованность населения на защиту своих интересов и т. д.
В условиях современного российского общества лишь намечаются некоторые тенденции формирования местного сообщества, способного самостоятельно решать вопросы местного значения. Однако в данном случае мы используем понятие «местное сообщество» в его более общей трактовке, т. е. как группу людей, проживающих на определенной территории и имеющих общие интересы. Это позволяет рассматривать население территории как реальный и потенциальный актор местного самоуправления.
Включенность местного сообщества в общественно-политические процессы может происходить на различных уровнях, вплоть до общегосударственного. Но непосредственные мотивы политического участия граждан все-таки осуществляются на местном уровне, поскольку формирование их интересов обусловлено теми условиями, в которых они живут. Осознанные интересы побуждают людей к действию, которое наиболее полно может быть реализовано в рамках местного самоyправления.
Развитие местного сообщества не происходит автоматически. Как показывает мировой опыт, более эффективной представляется модель, согласно которой со стороны государства осуществляется оптимальная поддержка инициатив граждан и создание условий для деятельности самоуправляемых ассоциаций [4].
Согласно принципам Европейской хартии местного самоуправления, большинство западных стран осуществило перераспределение полномочий и ответственности между различными уровнями власти.
Децентрализация власти позволила повысить уровень самоуправления, передать часть полномочий местным органам власти.
Попытки решения данной проблемы предпринимаются и в условиях российского общества. Однако опыт закрепления за местными властями некоторых государственных полномочий представляется весьма противоречивым.
Первый вывод следует сделать о явном несоответствии социальной активности местных сообществ требованиям общественного развития. Это проявляется в пассивном (и негативном) отношении населения к формированию органов местного самоуправления, в незнании острых проблем, в отсутствии у рядовых граждан представления о функциональных обязанностях органов местного самоуправления, в низкой удовлетворенности людей результатами их деятельности и др.
Второй вывод связан с очевидным несовпадением интересов органов местного самоуправления с потребностями населения. Данное противоречие порождено пробелами в профессиональной подготовке представителей органов местного самоуправления, ориентацией их деятельности на решение узкого круга проблем, подменой общественных интересов личными потребностями и др.
В то же время, с ростом демократизации, в обществе увеличивается потребность как в общем информировании о деятельности органов власти, так и в быстром и эффективном взаимодействии, основанном на оперативном обмене информацией, в получении качественных и в полном объеме муниципальных и государственных услуг. Вследствие этого, сегодня активно развивающейся формой взаимодействия выступает предоставление услуг в рамках «Многофункциональных центров».


 
Библиографический список
 
  1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации  [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ: принят ГД ФС РФ 18.11.2003 г.: одобр. Советом Федерации 26.11.2003 г.: (ред. от 11.07.2013 № 200-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. .
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // ИПС "КонсультантПлюс".(ред. от 11.07.2013 № 200-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  4. Васецкий, А. А., Шубина, Н. В. Проблемы развития местного самоуправления. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2015. С. 237-264.
  5. Васильев, А.В. Демократия: теоретические аспекты и практика современной России // Право и государство: теория и практика. 2015. -  N 12. - С. 4 - 12.
  6. Данилов, Н.А. Правовое регулирование электронного правительства в зарубежных странах: Дис. на соискание ученой степени к.ю.н. М., - 2013.  - С. 56.
  7. Илюхина, Е.А. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере информатизации // Правовые вопросы связи. - 2012. - N 1. - С. 7 - 9.
  8. Халий, И. Местные сообщества в России — носители инноваций и традиционализма // Власть. 2015. № 5.С.19-25.
  9. «Проблемы местного самоуправления в России» Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 198-200.
  10.  «Роль компьютерных технологий в сфере принятия управленческих решений» Гарифуллина А.Ф., Хайдарова Л.Р. В сборнике: Развитие информационных технологий и их значение для модернизации социально-экономической системы Материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 39-42.
  11.  «Информационная политика органов исполнительной власти республики Башкортостан: проблемы и пути решения» Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Состояние, проблемы и перспективы развития АПК Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет. 2010. С. 187-189.
  12.  «Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России» Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571.
  13.  «Концептуальные основы государственной аграрной политики В РФ»
    Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»