Методическое сопровождение процесса формирования общих и профессиональных компетенций при освоении профессиональных модулей по профессии «Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования»
Королева Наталья Алексеевна
В настоящее время остро стоит вопрос о подготовке конкурентоспособных специалистов, которые в современных социально-экономических условиях будут способны развивать производство, стремиться к профессионализму, чтобы сразу включиться в производственный процесс. Эти показатели непосредственно связаны с содержанием образовательных программ и педагогических технологий их реализации. Очевидно, что формирование профессиональных компетенций должно занимать значительное место в образовательном процессе. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый его элемент способствовал формированию соответствующих компетенций. Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения: в период введения в процессию, в период овладения профессией, в контрольно-заключительный период. 1. Период введения в профессию. Необходимо всесторонне раскрыть перед обучающимся всестороннюю значимость осваиваемой профессии, ее роль в промышленности и перспективы развития. Первоначальный интерес к профессии возникает тогда, когда обучающийся получает самые первые сведения о ней. Занимательные приемы используются для первоначальной организации внимания или для того чтобы вызвать любопытство, удивление, эмоциональное переживание. С этой целью рассказывается о применении лазерной сварки в медицине и других областях, электронно-лучевой сварки в космосе, сварке взрывом и т.д. Чувство гордости за свою страну, сознание причастности к профессиональной общности можно развить, обратив внимание обучающихся на то, что Россия – родина электросварки, рассказать о замечательных русских ученых, прославивших нашу страну. 2. Период овладения профессией. В этом периоде формирование общих и профессиональных компетенций следует проводить путем развития интереса к профессии через активизацию познавательной деятельности по нескольким направления. 2.1. Связь теоретического и производственного обучения. Принципом единства связи теории и практики в обучении и воспитании пронизана вся педагогическая система А.С. Макаренко. «Оказалось, что процесс обучения и производство продукции, - писал он, - крепко определяют личность, потому что они уничтожают ту грань, которая лежит между физическим и умственным трудом». Так, изучение темы «Классификация покрытых электродов» рассматривается на конкретном примере условного обозначения электрода по ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, которые обучающиеся используют в процессе производственного обучения. Далее задача усложняется: обучающимся предлагается самостоятельно разобрать другой пример условного обозначения, опираясь на полученные знания. Преподаватель управляет учебной деятельность, консультирует, не допуская снижения интереса к уроку. Приобретенное умение самостоятельно разбираться в многообразии современных сварочных материалов способствует формированию профессиональных компетенций. Необходимо разъяснять обучающимся научные основы производства в трудовых процессах, составляющих содержание учебного материала и являющихся средством конкретизации изучаемых понятий, обеспечить углубленное изучение материалов по тем разделам технологии сварочных и наладочных работ, которые особенно важны для более глубокого овладения профессией, для осуществления прикладной, практической (профессиональной) направленности в преподавании. 2.2. Применение учебно-наглядных пособий. Обучающиеся системы профессионального образования с первых дней обучения имеют дело с материалами, инструментами, приспособлениями и оборудованием. Эффективному изучению этих вопросов поможет применение принципа наглядности, который является одним из принципов педагогики. Наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным и содействует, таким образом, логическому мышлению. Слово, не подкрепленное наблюдением, зрительным восприятием или соответствующей практической деятельностью, перестает быть средством мышления. Например при изучении темы «Типы сварных соединений» словесное описание преподаватель иллюстрирует эскизами соединений. При закреплении учебного материала демонстрируются сварные образцы, что неизменно вызывает в группе живой интерес, активизирует работу обучающихся. 2.3. Применение продуктивных методов, ориентированных на организацию активной деятельности самих обучающихся. Такое обучение носит не чисто сообщающий, а поисковый характер, в значительной степени моделирующий процесс мышления, а потому гораздо больше развивает. Дидактическую проблему преподаватель должен организовать, совместное с обучающимися ее осмысление должно привести к возникновению проблемной ситуации. Например, в ходе занятия по теме «Электрическая дуга» можно поставить проблемный вопрос: «Почему в столбе свободной дуги самая высокая температура, а выделяется меньше всего тепла?» Проблемную ситуацию можно создать при помощи разнообразных методических приемов. В ходе обсуждения обучающиеся получают способность к самообразованию, самооценке и дальнейшему совершенствованию знаний и методов их приобретения. 3. Контрольно-заключительный период. Характеризуется усилением работы по становлению профессионального интереса. Приоритетным в этот период является разработка тем выпускных письменных квалификационных работ, направленных на формирование умений самостоятельного решения проблем и поиска путей достижения цели выпускником. Требования к подготовке активной личности рабочего, который сможет быстро осваивать изменяющуюся технику и оборудование, диктуют необходимость самого пристального внимания при индивидуальных консультациях в ходе написания выпускных работ и подготовки к их защите на выпускных квалификационных экзаменах. Обучение приобретает личностный смысл, если оно тесно связано с подготовкой к профессиональной деятельности. У обучающихся складывается представление о своей профессии, что содействует развитию сознания причастности к профессиональной общности. «Образ профессии» становится основанием выбора ориентиров для подражания (профессионал – мастер своего дела). Поэтому «образ профессии» является важным психологическим условием формирования адекватных целей и мотивов обучения. Профессиональная и социальная компетентность выпускников является интегральным критерием качества профессионального обучения, залогом их успешного трудоустройства, личностной реализации, готовности к дальнейшему профессиональному росту и самосовершенствованию.