Структура бизнес-плана
Шабанова Ольга Валентиновна
С переходом к новым условиям хозяйственной деятельности, руководство предприятия подчеркивает важность и актуальность планирования хозяйственной деятельности. Построение бизнес-плана актуально не только для новых (вновь создаваемых предприятий), но и существующим предприятиям. Так как бизнес-планирование позволяет принять решения о направлении развития бизнеса, оценить конкурентные преимущества, учесть интересы всех заинтересованных лиц. Бизнес план позволяет выработать стратегию организации, которая включает в себя следующие шаги: 1. Критерии выбора стратегических целей (SMART-критерии) 2. SWOT анализ, разработка маркетинговой стратегии (маркетинг mix или правило 5Р) 3. Управление финансами. Отчет о прибыли и убытках; управление оборотными средствами (планирование товарных запасов и контроль их уровня);анализ безубыточности 4. Система сбалансированных показателей, включает в себя пять шагов: 4.1.стратегия и видение - чего ваша компания хочет достичь сейчас и в ближайшем будущем; 4.2.финансы-какие показатели являются критически важными для вашего бизнеса; 4.3.обслуживание клиентов - определиться с показателями, которые покажут степень удовлетворенности клиентов; 4.4.бизнес-процессы-какие действия увеличивают ценность продукции; 4.5.обучение сотрудников и инновации -какими должны быть квалификация и навыки сотрудников, чтобы компания могла конкурировать на рынке. Детально проработав каждый пункт, и получив четкое представление и порядок своих действий, предприниматель может рассчитывать на успех своего бизнеса. Структура бизнес-плана. Нет жестких требований по структуре, ниже приведена структура, сформированная на базе нескольких источников, не противоречащих, а дополняющих друг друга. 1. Резюме 2. Описание бизнеса (компании) 3. Юридический план 4. Анализ рынка, план маркетинга 5. План производства 6. Организационный план 7. Финансовый план 8. Анализ и оценка риска 9. Приложение 1.Резюме. Краткое изложение предмета бизнес-плана, т.е. обоснование привлекательности нового бизнеса, коммерческого предложения или инвестиционного проекта для адресата бизнес-плана. С самого начала в бизнес-плане обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходима новому бизнесу, и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить (краткий обзор того, в чем будет состоять суть вашего бизнеса и какие потребности рынка он будет удовлетворять). В резюме необходимо: 1.1. Представить название компании 1.2. Определить роль каждого члена команды в бизнесе 1.3. Обосновать выбор сферы бизнеса (почему это хорошая возможность для бизнеса) 1.4. Описать какие-либо из потребностей клиентов, которые ваш бизнес будет удовлетворять 1.5. Указать следующую информацию: 1.5.1 Объем производства и реализации продукции(услуги) 1.5.2 Сумма ежемесячных затрат 1.5.3 Объем инвестирования 1.5.4 Финансовые показатели(прибыль, рентабельность продаж, рентабельность производства, окупаемость, остаток денежных средств на конец первого года) 2.Описание бизнеса (компании), целевого рынка. Описываются цели (финансовые и нефинансовые) и стратегии бизнес-плана, предмет бизнес-плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса; описывается управленческая команда, которая будет заниматься проектом. Необходимо: 2.1. Описать отрасль, к которой будет относиться ваш бизнес 2.2. Дать обзор вашего целевого рынка в рамках выбранной отрасли 2.3. Перечислить цели и задачи вашей компании 2.4. Представить миссию вашей компании 2.5. Описать философию вашего бизнеса. Что является важным для вашего бизнеса? 2.6. Описать потенциального клиента (потребители, производители, промежуточные продавцы, рынок гос.учреждений, международный рынок) 3.Юридический план. Обосновать форму собственности компании и необходимые правовые шаги для ее установления. Необходимо: 3.1. Проанализировать различные формы собственности и обосновать свой выбор 3.2. Дать оценку выбора формы собственности 3.3. Описать требуемые разрешения, лицензии, сертификаты и т.д., в том числе условия их получения 3.4. Описать общую систему отношений между владельцами и работниками компании. 3.5. Проанализировать то, как бизнес будет укреплять общественные отношения 3.6. Указать состав и объем Уставного капитала. Юридический и фактический адрес 3.7 Кратко обозначить налоговое окружение (выбранная система налогового учета, ставки по налогам) 4.Анализ рынка, план маркетинга. Проанализировать рынок для вашего бизнеса и обсудить результаты исследований. Необходимо: 4.1. Определить сегмент рынка описать демографию вашего целевого рынка 4.2. Исследовать поведение на рынке 4.3. Собрать количественную и качественную рыночную информацию (обратная связь) по вашим продуктам и бизнес -концепции. Маркетинг mix, правило 5Р. Если возможно, продемонстрировать достигнутые предварительные соглашения с потенциальными покупателями, указать сумму контракта. 4.4. Оценить и подготовить отчет по найденным материалам. Swot анализ, маркетинговая среда. 4.5. Определить и составить список конкурентов. Оценить их сильные и слабые стороны. 4.6. Разработать конкурентный анализ и определить уникальность и ценность вашего предложения. Оценка конкурентоспособности по параметрам. 4.7. Описать качество и тип местоположения, которое вам требуется для размещения вашего бизнеса 4.8. Объяснить, как вы планируете позиционировать свой бренд на рынке и достичь целевого клиента 4.9. Разработать маркетинговый слоган и логотип 4.10. Разработать образцы маркетинговых и рекламных материалов, описать методы стимулирования сбыта, продвижения товара 4.11. Предложить виды конкурентных стратегий. 5. План производства. Обсудить продукты (услуги), которые будут предложены бизнесом. 5.1. Описать предлагаемые продукты (услуги) 5.2. Объяснить необходимые шаги для изготовления продуктов/услуг. Описать производственное помещение, представить список оборудования, поставщики, условия поставок, аренда, вспомогательных материалов, сырья и тд необходимого для производства. 5.3. Изучить затраты на производство продукции (производственная себестоимость: переменные (прямые) затраты, общепроизводственные расходы вкл. амортизационные отчисления, оплата производственного персонала). 5.4. Представить список цен на каждый из продуктов/услугу, представить календарный график выпуска 5.5. Дать варианты возможных стратегий ценообразования, которые могут быть использованы на рынке продукции или услуг 5.6. Дать обзор ценообразования конкурентов 6.7. Изучить преимущества и недостатки ваших товаров (услуг). 6. Организационный план. Разработать систему управления и операции (процессы), необходимые для удовлетворения спроса бизнеса. Необходимо: 6.1. Объяснить каждодневные бизнес-процессы, составить календарный план работ. 6.2. Показать организационную структуру вашего бизнеса 6.3.Представить штатное расписание с указание заработной платы. 6.3. Наметить все ключевые релевантные риски, характерные для вашего бизнеса, отрасли в которой вы будете работать, а также другие общие условия, которые могут существенно повлиять на ваш бизнес (например, экономические колебания, инфляция, валютные курсы и т.д.). 6.4. Привести конкретные примеры, если возможно, сопоставимых предприятий, которые подверглись негативному влиянию упомянутых выше факторов, и пояснить, в чем их отличия от успешных предприятий. 7. Финансовый план. Дать прогноз финансовой отчетности и разработать систему управления финансами. Необходимо: 7.1 Изучить возможные варианты финансирования запуска вашего бизнеса, описать условия инвестирования (например, акции и процент компании; кредит и процентная ставка / срок оплаты; роялти и т.д.). рассчитать капитальные затраты, указать какая требуется сумма для финансирования бизнеса. 7.2. Составить план расчета процентов по кредиту (лизинговым платежам), с указанием ссудной задолженности. 7.2 Составить перечень и рассчитать ежемесячные операционные (условно-постоянные) расходы (общефирменные, коммерческие, административные) 7.3 Показать ежемесячные прогнозы продаж 7.4 Описать свою систему учета 7.5 Разработать помесячно бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов. 8. Анализ и оценка рисков. Необходимо: 8.1. Опишите все возможные риски и ваши планы по смягчению рисков( падение продаж, инфляция, курсовые изменения, невыполнение обязательств поставщиков и тд) . 8.2. Рассчитать точку безубыточности (порог рентабельности, запас прочности) 8.3. Дать оценку и анализ экономической эффективности проекта (срок окупаемости), рентабельность производства. Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов. Раздел бизнес-плана Резюме и Описание бизнеса пишется в последнюю очередь, когда весь бизнес-план составлен.