Рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
для студентов СПО
Голушкова Наталия Николаевна
преподаватель математики
СПб ГБОУ СПО «МК № 3»
Задача современного образования заключается в подготовке компетентного специалиста, профессионала, формировании творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В этих условиях возрастает роль самостоятельной работы, на нее сделан акцент в учебных планах при реализации ФГОС третьего поколения.
Одной из важнейших стратегических задач современного СПО является формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов. Квалификационные характеристики по медицинским специальностям СПО новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, использование и анализ информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного роста; использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа, создающая условия для формирования у студентов готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимых знаний.
Внеаудиторная самостоятельная работа студента занимает особое место в современном образовательном процессе, все ее виды должны формировать компетентного профессионала.
Увеличение доли самостоятельных занятий предполагает предоставление студенту возможности в должной мере работать с литературой и сетевыми ресурсами, производить самостоятельные научные изыскания или получать практические профессиональные навыки. Всё это ставит студента перед необходимостью самостоятельно «добывать» информацию, осмысливать её, проектировать собственный результат.
Процесс обучения должен все больше основываться на способности студентов находить и обращаться к знаниям и применять их для решения задач. Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - все это становится более важным, чем запоминание конкретной информации.
Проблема организации самостоятельной работы студентов является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.
Основным документом, определяющим самостоятельную работу студентов в колледжах, являются «Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО» (Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13).
Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Разработанные рекомендации содержат материалы по планированию и организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита реферативных сообщений, докладов, составление кроссвордов, конспектов, создание презентаций.
Доклад– это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.
Составлять доклад рекомендуется по следующему алгоритму:
1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составить план доклада.
4.Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5.Прочитать текст и отредактировать его.
6.Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.
Примерная структура доклада:
- Титульный лист;
- Оглавление (содержание) с указанием страниц;
- Введение;
- Основная часть;
- Заключение;
- Список литературы. Интернет-ресурсов.
Реферативное сообщение– краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение.
Писать реферат рекомендуется по следующему алгоритму:
- Выбрать тему.
2. Продумать и написать план и введение.
3. Написать содержание и заключение реферативного сообщения.
4. Оформить реферативное сообщение в соответствии с требованиями к оформления реферативных сообщений.
5. Защита реферативного сообщения (на практическом занятии, на экзамене, студенческой конференции и пр.)
Примерная структура реферативного сообщения:
- Титульный лист
- Оглавление (содержание) с указанием страниц
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список литературы. Интернет-ресурсов.
При оформлении материала рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль – Times, размер шрифта – 14, межстрочный интервал – 1,5. Рекомендуемый объем:
Доклад - 3-5 листов формата А4;
Реферат – 10-15 листов формата А4
При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля:
- сверху 2 см
- снизу 2 см
- слева 3 см
- справа 1,5 см
Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.
- Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.
- Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое приводится после слова Рис. и её номера. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту, например:
- Цифровой материал оформляется в виде таблиц, которые располагаются непосредственно после текста. Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер таблицы размещают в правом верхнем углу, над её заголовком после слова «Таблица». Заголовок таблицы помещается над таблицей посредине. Заголовки граф начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных. Высота букв в таблице не должна быть менее 8 мм.
- Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Нужно выбирать безличные формы глагола. Например, вместо фразы «проведение мною эксперимента», лучше писать «проведенный эксперимент».
- При упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией.
- Цитата приводится в той форме, в которой она дана в источнике и заключается в кавычки с обеих сторон.
- Список использованной литературы оформляется следующим образом:
Порядковый номер в списке;
фамилия и инициалы автора;
название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);
место и год выпуска.
Оформление Интернет-информации:
Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Например: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.
Сайты, где выложены коллекции бесплатных рефератов и готовых студенческих работ, не могут быть вписаны как Интернет-источники. Это вторичная информация, уже переработанная кем-то до вас.
Достоверность и актуальность ее под сомнением.
Оформление титульного листа
На Титульном листе необходимо указать следующие данные:
Верх титульного листа.
|
Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Медицинский колледж № 3 |
Название реферативного сообщения, (доклада)
Выполнил:
ФИО студента, курс, группа
Руководитель:
ФИО преподавателя
20__ г.
Конспект-это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой.
Рекомендации к написанию конспекта:
Конспект представляет собой дословные выписки из текста источника. При этом конспект - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта. Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике
Типы конспектов:
1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
2. Текстуальный конспект– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспектпредставляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4.Тематический конспектдает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Рекомендации по составлению конспекта:
1.Прочитайте текст учебника.
2.Определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.
3. Выделите взаимосвязи; основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради.
4. Прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей.
При любом виде конспектирования важно помнить о том, что:
записи полезно делить, для этого используются:
1. Подзаголовки.
2. Абзацные отступы.
3. Пробельные строки. Такой текст удобно читать.
При конспектировании нужно пользоваться оформительскими средствами:
1. Делать в тексте конспекта подчёркивания.
2. На полях тетради отчёркивания "например, вертикальные".
3. Заключать основные понятия, формулы, правила и т. п. в рамки.
4. Пользоваться при записи различными цветами.
5. Писать разными шрифтами.
6. Страницы тетради для конспектов можно пронумеровать и сделать оглавление.
В этом случае вы быстро сможете найти необходимую вам информацию.
Презентацияот латинского слова "praesentatio" в переводе означает представление для общественности чего-либо нового. В наше время главной целью "презентации" является - информация, которую нужно донести до целевой аудитории об объекте в простой и удобной мультимедийной форме.
Структура презентации:
- титульный слайд (дисциплина, тема, ФИО студента, специальность, номер группы)
- содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
- основная часть - от 15 слайдов (текстовый материал по теме + графическое сопровождение)
- заключение - 1 слайд (выводы по теме)
- список литературы- содержит не менее 2 – 5 источников
Приветствуются: музыкальное сопровождение, мультипликация, видео, анимация.
При создании презентации рекомендуется:
- соблюдать единый стиль оформления;
- для фона выбирайте холодные тона (синий, зеленый);
- на одном слайде использовать не более 3 цветов;
- анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде;
при представлении информации
- используйте короткие слова и предложения;
- надписи располагайте под картинками;
- шрифты: для заголовков не менее 24,для информации не менее 18;
- для выделения информации используйте рамки, заливку;
- не перегружайте слайд большим объемом информации;
- ключевые факты отображайте по одному на каждом слайде;
- для обеспечения разнообразия используйте различные виды слайдов.
.
Источники информации.
1.Богомолов Н.В. «Математика» Учебник для ссузов, М.: Дрофа.,2009.
2.Богомолов Н.В., Самойленко П.И., «Практические занятия по математике» Учеб. пособие для средних спец. учеб. заведений, М.:Высш.шк.,200.
3.В.П.Омельченко, А.А.Демидова «Математика: компьютерные технологии в медицине: Учебник» Ростов н./Д: Феникс,2008.
http://www.school-collection.edu.ru
http://vera-orluk.ucoz.ru/load/0-0-1-135-20
www.uchportal.ru/load/24-1-0-17090
www.uchportal.ru/load/25-1-0-2144.
Приложение1.
Задание № 1.
Создание реферативного сообщения, кроссворда, презентации.
Раздел ( или тема) :Раздел 1. Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала.
Коды проверяемых умений, знаний, общих и профессиональных компетенций :
ЭОК1 Э1.1. Проявлять интерес в изучении основной и доп. литературы.
Э1.4. Добросовестно выполнять учебные обязанности при освоении дисциплины.
ЭОК3
Э3.5. Оценивать результаты своей деятельности по заданным показателям.
ЭОК4
Э4.2.Самостоятельно находить источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета.
Критерии оценки: итоговая оценка по выполненному заданию зачет.
Перечень тем для рефератов, презентаций, кроссвордов.
- «Метрические системы единиц»,
- «Основные метрические единицы и их соотношение»,
- « Золотое сечение»,
- «Пропорции»,
- «Проценты»,
- «История точных и приближенных вычислений»,
- « Числа точные и приближенные, их применение в медицине»,
- Математика и медицина,
- Великие математики-основоположники современной математики,
- Профилактическая стоматология и математика.
Студент может предложить свои темы для рефератов, презентаций, по изучаемой дисциплине, проконсультировавшись с преподавателем.
Приложение2.
Задание № 2.
Создание конспекта.
Раздел ( или тема) :Раздел 2.Элементы высшей математики и их применение в медицине.
Коды проверяемых умений, знаний, общих и профессиональных компетенций:
ЭОК1
Э1.4. Добросовестно выполнять учебные обязанности при освоении дисциплины.
ЭОК3
Э3.5. Оценивать результаты своей деятельности по заданным показателям.
ЭОК4
Э4.2.Самостоятельно находить источник информации по заданному вопросу, пользуясь электронным или бумажным каталогом, справочно-библиографическими пособиями, поисковыми системами Интернета.
Критерии оценки: итоговая оценка по выполненному заданию зачет.
Приложение3.
Как написать конспект по параграфу «Дифференциальные уравнения».
Перед тем как приступить к оформлению конспекта, можно прочесть параграф целиком, дабы понимать содержание текста в целом. Можно, конечно, и работать параллельно – читая и что-то выписывая.
Следует обязательно найти и выделить самые важные моменты, основные мысли, идеи, формулы. Не стоит дословно записывать всё то, что написано в учебнике. Можно даже составить таблицу, по которой вам легче будет ориентироваться.
Как только прочтёте информацию, мысленно разбейте её на пункты по важности. И вы быстро сможете сориентироваться, как писать конспект. Чтобы полностью раскрыть суть изучаемой информации, выделите основные понятия и запишите важные формулы и определения. Обязательно следует написать выводы, привести примеры и факты по рассматриваемым формулам и определениям.
Очень комфортно и практично использовать для написания конспекта самые разные схемы. Они позволяют наглядно показывать нужную информацию. Для этого подбирают материал, чтобы составить схему и выделяют общие понятия. При помощи ключевых фраз и слов раскрывают суть понятия. Рисунки также могут стать подсказкой к содержанию темы. Не забывайте о том, чтобы информация, написанная в конспекте, была легкой для восприятия и имела логическую структуру.
Для зрительного восприятия, применяйте цветные маркеры, фломастеры или пасту. Формулы, понятия, определения лучше всего заключить их в рамки. Использование сокращения, обозначения и разные виды шрифта облегчит конспектирование. Именно так должен выглядеть конспект по параграфу.
Будьте внимательны, и конспект станет личной энциклопедией всей необходимой и важной информации.
Источники информации.
Богомолов Н.В., Самойленко П.И., «Практические занятия по математике» Учеб.пособие для средних спец.учеб. заведений,М.:Высш.шк.,200. Глава 15. §1-5.
http://mathematicas0.narod.ru/edupre.html,http://www.window.edu.ru