СОГЛАСОВАНО ____________________ (Наименование предприятия) _______________________ ФИО руководителя "_____"________20__год
М.П.
РАССМОТРЕНО На заседании Педагогического совета СПБ ГБ ПОУ МК Протокол № от "___"_____20__года |
УТВЕРЖДАЮ " Малоохтинский колледж" ____________Т.М. Безубяк «_____»_________20___г.
М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП.01. «Технические измерения»
ПМ______________________________________________________________
МДК_____________________________________________________________
Для подготовки квалифицированных рабочих по профессии
151902.03 «Станочник (металлообработка)
Санкт-Петербург
201_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП. 01.«Технические измерения»
ПМ_________________________________________________________________
МДК__________________________________________________________
Разработана на основании ФГОС СПО №____ от "_____"________20___года
По профессии
151902.03 «Станочник (металлообработка)
Разработчики программы:
- Годова Н.Н.
- ________________________________________________________
Эксперты от работодателя:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
РАССМОТРЕНО
На заседании МК
Протокол № _____ от"____"_________20___года
Председатель МК ________________/ М.А. Борисов/
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
15 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
17
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО: 151902.03 «Станочник (металлообработка)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен
уметь:
- анализировать техническую документацию;
- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;
- определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;
- выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;
- применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;
знать:
- систему допусков и посадок;
- квалитеты и параметры шероховатости;
- основные принципы калибровки сложных профилей;
- основы взаимозаменяемости;
- методы определения погрешностей измерений;
- основные сведения о сопряжениях в машиностроении;
- размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;
- основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;
- стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
- наименование и свойства комплектуемых материалов;
- устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;
- методы и средства контроля обработанных поверхностей.
В результате освоения учебной дисциплины выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления.
ПК 1.2. Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы.
ПК 1.3. Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов).
ПК 1.4. Проверять качество обработки поверхности деталей.
ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.
ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.
ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе: |
|
лекции |
48 |
лабораторные работы |
6 |
практические занятия |
17 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
36 |
в том числе: |
|
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
|
|
|
Итоговая аттестация в форме зачета 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
72 |
|
|
Тема 1. Основные понятия о взаимозаменяемости, стандартизации и качестве продукции
|
Структурная модель детали
Основные понятия о взаимозаменяемости деталей, узлов и механизмов
Основные понятия о стандартизации и качестве продукции |
3 |
2 |
|
Практическая работа №1 |
1 |
|
||
Составление таблицы: виды взаимозаменяемости и их характеристика |
||||
Самостоятельная работа |
2 |
|||
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов,тематического кроссворда) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
||||
Тема 2. Основные сведения о размерах и сопряжениях
|
Линейные размеры и отклонения
Допуски линейных размеров
Условие годности размера
Посадки
Графическое изображение посадок |
5 |
2 |
|
Практическая работа №2-3 |
2
|
|
||
Определение наибольших и наименьших предельных размеров, допуска по данным чертежам и определение годности заданных размеров |
||||
Графическое изображение полей допусков валов(отверстий) по выполненным расчетам |
||||
Практическая работа №4 |
1
|
|||
Основные сведения о сопряжениях в машиностроении |
||||
Практическая работа №5 |
1
|
|||
Определение характера сопряжения (группы посадки)по чертежам сопрягаемых деталей |
||||
Самостоятельная работа |
4 |
|||
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
||||
Тема 3. Допуски и посадки гладких элементов деталей
|
Основные эксплуатационные требования к гладким цилиндрическим соединениям
Основные принципы построения системы допусков и посадок
Диапазоны номинальных размеров
Выбор и назначение квалитетов точности и посадок
Обозначение предельных отклонений размеров на чертежах.
Принципы образования посадок и их обозначение на чертежах
Методы и средства измерения и контроля гладких цилиндрических соединений |
7 |
2
|
|
Практическая работа №6 |
1 |
|
||
Принципы построения системы допусков и посадок. Графическое изображение полей допусков в ЕСДП |
||||
Практическая работа №7 |
1 |
|||
Размеры допусков для основных видов механической обработки |
||||
Практическая работа №8-9 |
2 |
|||
|
Правила нанесения предельных отклонений на чертежах Определение предельных отклонений размеров по таблице (стандартам) |
|
||
Определение характера сопряжения (группы посадки) по чертежу сборочной единицы |
||||
Самостоятельная работа |
5 |
|||
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
||||
Тема 4. Основы технических измерений
|
Основные определения
Средства измерений
Параметры и характеристика средств измерений
Виды и методы измерений
Погрешность измерений |
5 |
2 |
|
Практическая работа №10 |
1 |
|
||
Анализ причин появления погрешностей измерения |
||||
Практическая работа №11 |
1 |
|
||
Составление таблицы: погрешности измерений и их характеристика |
||||
Самостоятельная работа |
2 |
|||
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов,тематического кроссворда) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
||||
Тема 5. Средства измерений линейных размеров
|
Меры длины
Штангенинструменты
Микрометрические инструменты
Измерительные головки
Нутромеры и глубиномеры со стрелочными отсчетными головками
Скобы с отчетным устройством
Головки измерительные пружинные Штативы и стойки
Понятие о приборах с оптическим преобразователем Средства измерений с электрическим преобразователем
Калибры гладкие
Понятие об активном контроле Выбор средств измерений линейных размеров |
10
|
2
|
|
Лабораторная работа №1 |
1 |
|
||
Измерения с помощью штангенинструментом |
||||
Лабораторная работа №2 Измерение линейных размеров микрометром |
1 |
|||
Практическая работа №12 |
1 |
|||
Устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно - измерительных инструментов и приборов |
||||
Самостоятельная работа |
4 |
|||
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
||||
|
||||
Тема 6. Допуски формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности
|
Методы обработки поверхностей. Калибрование профилей простых и средней сложности и сложных
Допуски и отклонения формы поверхностей.
Допуски, отклонения расположения поверхностей Суммарные отклонения формы и расположения поверхностей
Допуски расположения осей отверстий для крепежных деталей
Шероховатость поверхности, ее параметры
Методы и средства измерения и контроля отклонений формы, расположения и шероховатости поверхностей |
6
|
2
|
|
Лабораторная работа №3 |
1
|
|
||
Измерение углов универсальным угломером |
||||
Лабораторная работа №4 |
1
|
|||
Измерение радиального биения вала, установленного в центрах, индикатором часового типа |
||||
Практическая работа №13 |
1
|
|||
Основные принципы калибрования профилей простых и средней сложности, калибровки сложных профилей |
||||
Практическая работа №14 |
||||
-Анализ связи квалитетов с параметрами шероховатости поверхности |
||||
Самостоятельная работа |
4
|
|||
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
||||
Тема 7. Допуски и посадки резьбовых цилиндрических деталей и соединений
|
Материалы. Наименование и свойства комплектуемых материалов
Основные эксплуатационные требования к резьбовым соединениям
Стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы
Характеристика крепежных резьб
Допуски и посадки резьб
Средства контроля и измерения резьбы |
6
|
2
|
|
|
||||
Лабораторная работа №5 Измерение среднего диаметра резьбы микрометром со вставками |
1 |
|
||
Практическая работа №15 |
1
1
|
|||
Составление таблицы; наименования и свойства комплектуемых материалов |
||||
Практическая работа №16 |
||||
Расшифровать условные обозначения резьбы |
||||
Самостоятельная работа -работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
3
|
|||
Тема 8. Допуски и посадки шпоночных и других соединений
|
Шпоночные соединения
Средства контроля годности шпоночного соединения
Шлицевые соединения
Контроль годности шлицевых соединений
Конические соединения
Средства контроля конусов инструментов |
6
|
2
|
|
Лабораторная работа №6 |
1 |
|
||
Измерение наружного угла конусных деталей синусной линейкой |
||||
|
|
|||
Практическая работа №17 |
1 |
|||
Расшифровка условных обозначений шлицевого соединения |
||||
Самостоятельная работа |
3
|
|||
-работа с источниками информации (подготовка конспектов, докладов, рефератов) -работа с источниками информации для подготовки к практическим работам -работа с конспектами занятий, учебной и специальной литературой по вопросам, составленными преподавателем |
||||
|
Зачет |
1 |
||
тест |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технические измерения
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- инструментальные микроскопы,
- универсальный микроскоп,
- измерительные приборы,
- образцы индикаторных приборов,
- контрольно-измерительный, поверочный инструмент
- дидактические материалы (лабораторно-практические работы,
сборник задач по допускам и техническим измерениям);
- учебно-наглядные пособия,
- макет для чтения показателей на микрометрических инструментах;
- образцы различных видов соединений, шероховатости поверхности, калибров для контроля шпоночного соединения;
- различные детали для выполнения измерений;
- техническая документация и учебная литература
(стандарт по допускам и посадкам, справочник «Допуски и
посадки»),
- средства информации (стенды и плакаты из серии
«Допуски и посадки», «Средства измерения в машиностроении»,
из серии «Основы взаимозаменяемости», из серии «Техника
измерений»).
Технические средства обучения:
- компьютеры, программное обеспечение, DVD, мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения: Лабораторно-практические работы:учеб.пособие для нач. проф. образования –М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 64с.
- Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении: Учеб. Для нач. проф. образования.- 2-е изд., стереотип.- М.: ИРПО; Издательский центр «Академия»,1999-288с.
- Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски и посадки: учебное пособие- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-64с.
- Якушев А.Н. и др. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебник для втузов-6-е изд., прераб. и дополн.- М.: Машиностроение, 1986.-352с.
Дополнительные источники:
- Багдасарова Т.А. Допуски и технические измернния: раб. Тетрадь для нач. проф. образования -4-е изд., стр. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 80с.
- Берков В.И. Технические измерения (альбом):Учебн.пособие для сред.проф.-техн. училищ. Изд.2-е., перераб. и доп.: М., «Высш.школа», 1977.
- Зинин В.С., Ройтенберг Б.Н. Сборник задач по допускам и техническим измерениям: Учебн. Пособие для сред. проф.-техн. училищ.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Высш.школа, 1983.- 11с.
Электронные ресурс:
1. Федеральные образовательные ресурсы для среднего профессионального образования
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/5/p/page.html
2.Правила образования допусков и посадок
http://cncexpert.ru/tolerances-and-landing/calculation-of-tolerances-and-landings.php
3.Электронный ресурс «Измерительный инструмент» - Режим доступа: http://www.chelzavod.ru/
4. Закон РФ
«Об обеспечении единства
измерений» http://www.kipi.ru/node/42
5.Стандартизация и сертификация в России
http://www.rospromtest.ru/content.php?id=47
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
- анализировать техническую документацию;
|
Практическая работа №2,4,5,8-9, 16,17
|
- определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации |
Практическая работа №8-9
|
- выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежам и определять годность заданных размеров |
Практическая работа №2-3
|
- выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам |
Практическая работа №2-3
|
- определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам |
Практическая работа №5,9
|
-применять контрольно-измерительные приборы и инструменты |
Лабораторная работа №1-6 Отчеты по лабораторным работам |
Знания: |
|
-основные принципы калибровки сложных профилей |
Практическая работа №13
|
- методы определения погрешностей измерений |
Практическая работа №10,11
|
- основные сведения о сопряжениях в машиностроении |
Практическая работа №4
|
- основы о взаимозаменяемости |
Практическая работа №1
|
- систему допусков и посадок; |
Практическая работа №6
|
- квалитеты и параметры шероховатости |
Практическая работа №14
|
- размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку |
Практическая работа №7
|
- основные принципы калибрования профилей простых и средней сложности |
Практическая работа №13
|
- стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы |
Практическая работа №16
|
- наименование и свойства комплектуемых материалов |
Практическая работа №15
|
- устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно - измерительных инструментов и приборов |
Практическая работа №12 Лабораторная работа №1-6 Отчеты по лабораторным работам |
- методы и средства контроля обработанных поверхностей |
Лабораторная работа №1-6 Отчеты по лабораторным работам |
В результате освоения учебной дисциплины осуществляется динамика формирования общих и профессиональных компетенций:
общие компетенции
Результаты обучения: общие компетенции |
Показатели оценки результата |
Форма контроля и оценивания |
уметь |
|
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
|
Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения, производственной практики; профессиональных олимпиадах. Активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности. |
Наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ
Наблюдение и оценка выполнения практических работ |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
|
Определение цели и задач работы. Обобщение результата. Использование в работе полученных ранее знаний и умений. Рациональное распределение времени при выполнении работ. |
|
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности Способность принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях Ответственность за свой труд |
Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы.
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
|
Нахождение и использование источников информации Оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое и эффективное выполнение профессиональных задач; |
|
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
Нахождение, обработка, хранение и передача информации с помощью мультимедийных средств, информационно-коммуника- тивных технологий. Работа с интернет-ресурсами |
|
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
|
Способность выполнять работу в команде Терпимость к другим мнениям и позициям. Оказание помощи участникам команды. Нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях. |
|
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Применение профессиональных знаний в ходе прохождения воинской службы |
профессиональные компетенции
Результаты обучения: профессиональные компетенции |
Показатели оценки результата |
Форма контроля и оценивания |
уметь |
|
|
ПК 1.1 Осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления. |
Умение осуществлять обработку деталей на станках с программным управлением с использованием пульта управления. |
Наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ
Наблюдение и оценка выполнения практических работ
Контроль и оценка выполнения самостоятельной работы.
|
ПК 1.2 Выполнять подналадку отдельных узлов и механизмов в процессе работы. |
Выполнение подналадки отдельных узлов и механизмов в процессе работы. |
|
ПК 1.3 Осуществлять техническое обслуживание станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов). |
Осуществление технического обслуживания станков с числовым программным управлением и манипуляторов (роботов). |
|
ПК 1.4 Проверять качество обработки поверхности деталей. |
Уметь проверять качество обработки поверхности деталей |
|
ПК 2.1. Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках. |
Выполнение обработки заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках. |
|
ПК 2.2. Осуществлять наладку обслуживаемых станков.
|
Уметь осуществлять наладку обслуживаемых станков.
|
|
ПК 2.3. Проверять качество обработки деталей |
Уметь проверять качество обработки деталей |