Методические рекомендации по практическим работам
(Специальность 050144 «Дошкольное образование»)
Методические разработки по ПМ 03
Исаченко Светлана Ивановна
Учебная дисциплина: «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах» - ПМ. 03, МДК 03.01.
Практическая работа № 1
Тема: Анализ методов обучения детей дошкольного возраста и форм организации детей дошкольного возраста в ООД и вне ее.
Пояснительная записка.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое обучение? В чем состоит своеобразие обучения детей дошкольного возраста.
2. Раскройте содержание понятия – метод обучения?
3. По каким основаниям классифицируют методы обучения? Какие классификации методов обучения могут быть использованы в дошкольной педагогике?
4. Как выбрать методы обучения?
Основные теоретические положения:
Методы обучения - это упорядоченная система, последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование качеств личности.
Встречаются классификации по одному основанию: если в качестве признака-классификатора выступает
1. источник знания (Н.М. Верзилин), то выделяют наглядные, словесные и практические методы;
2.дидактические цели (М.А. Данилов, М.М. Левина), то методы группируются зависимости от характера задач обучения;
3.если признаком-классификатором является уровень самостоятельной активности обучающихся (по типу, характеру познавательной деятельности) (И.Я. Лернер и др.), то ему соответствуют исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный и информационно-рецептивный методы;
4.если классификация базируется на структуре учебной деятельности, а именно по целостному подходу к процессу обучения (Ю.К. Бабанский), то выделяют методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и операций.
И так, основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?».
Задание:Используя одну из классификаций методов, составьте аннотированную библиографию, которая поможет проиллюстрировать применение методов обучения в педагогическом процессе ДОУ.
Порядок выполнения работы:
1. Ознакомиться с одной из классификацией методов обучения.
2. Найти в литературных источниках примеры использования данной классификации методов в обучении детей дошкольного возраста.
3. Докажите целесообразность применения методов с точки зрения решаемых задач обучения.
4. Оформите библиографическую карточку.
Отчёт о проделанной работе:
Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету.
Учебная и специальная литература:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения /Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПБ, Питер, 2013.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Академия, 2009.
3. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2006.
Дополнительная литература:
1. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. –М.,Мозаика-Синтез, 2000.
Практическая работа № 2
Тема: Педагогические технологии развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Разработка таблицы современных образовательных педагогических технологий.
Пояснительная записка.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое педагогические технологии развития ребенка.
2. Что такое познавательная деятельность дошкольника.
3. Образовательные педагогические технологии их роль в развитии дошкольника.
4. Назовите виды образовательных педагогических технологий и дайте краткий комментарий к ним.
Основные теоретические положения:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
- Концептуальность
- Системность
- Управляемость
- Эффективность
- Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии:
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология портфолио дошкольника и воспитателя
- игровая технология
- технология «ТРИЗ» и др.
Задание:Рассмотреть основные образовательные технологии в ДОУ и заполнить таблицу.
Название образовательной технологии |
Задачи |
Форма организации |
Проектная деятельность |
|
|
Уровневое обучение |
|
|
ТРИЗ |
|
|
Исследовательская деятельность |
|
|
Диалоговое обучение |
|
|
ИКТ |
|
|
Порядок выполнения работы:
1. Познакомьтесь с современными образовательными технологиями в ДОО.
2. Отберите ведущие.
3. Дайте подробную характеристику им.
4. Заполните таблицу.
Отчёт о проделанной работе:
Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету
Учебная и специальная литература:
1. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПБ, 2010.