Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методические рекомендации по практическим работам
(Специальность 050144 «Дошкольное образование»)

Методические разработки по ПМ 03

Исаченко Светлана Ивановна

  Учебная дисциплина: «Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах»  - ПМ. 03, МДК 03.01.                                                       

Практическая работа № 1

Тема: Анализ методов обучения детей дошкольного возраста и форм организации детей дошкольного возраста в ООД и вне ее.

Пояснительная записка.

Вопросы для обсуждения:

1.     Что такое обучение? В чем состоит своеобразие обучения детей дошкольного возраста.

2.     Раскройте содержание понятия – метод обучения?

3.     По каким основаниям классифицируют методы обучения? Какие классификации методов  обучения могут быть использованы в дошкольной педагогике?

4.     Как выбрать методы обучения?

Основные теоретические положения:

Методы обучения - это упорядоченная система, последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, включающая совокупность однородных приемов, средств, способов предъявления изучаемого материала, обеспечивающих его усвоение и преобразование в знания, умения и навыки, а также формирование качеств личности.

Встречаются классификации по одному основанию: если в качестве признака-классификатора выступает

1. источник знания (Н.М. Верзилин), то выделяют наглядные, словесные и практические методы;

2.дидактические цели (М.А. Данилов, М.М. Левина), то методы группируются зависимости от характера задач обучения;

3.если признаком-классификатором является уровень самостоятельной активности обучающихся (по типу, характеру познавательной деятельности) (И.Я. Лернер и др.), то ему соответствуют исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный и информационно-рецептивный методы;

4.если классификация базируется на структуре учебной деятельности, а именно по целостному подходу к процессу обучения (Ю.К. Бабанский), то выделяют методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности и операций.

И так, основой методической системы обучения являются методы обучения, дающие ответ на вопрос «как учить?».

 

Задание:Используя одну из классификаций методов, составьте аннотированную библиографию, которая поможет проиллюстрировать применение методов обучения в педагогическом процессе ДОУ.

Порядок выполнения работы:

1.     Ознакомиться с одной из классификацией методов обучения.

2.     Найти в литературных источниках примеры использования данной классификации методов в обучении детей дошкольного возраста.

3.     Докажите целесообразность применения методов с точки зрения решаемых задач обучения.

4.     Оформите библиографическую карточку.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету.

Учебная и специальная литература:

1.     Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения /Под ред. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. - СПБ, Питер, 2013.

2.     Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Академия, 2009.

3.     Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс, 2006.

Дополнительная литература:

1.     Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. –М.,Мозаика-Синтез, 2000.

 

Практическая работа № 2

Тема: Педагогические технологии развития ребенка как субъекта учебно-познавательной деятельности. Разработка таблицы современных  образовательных педагогических технологий.

Пояснительная записка.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое педагогические технологии развития ребенка.

2. Что такое познавательная деятельность дошкольника.

3. Образовательные педагогические технологии их роль в развитии дошкольника.

4. Назовите виды образовательных педагогических технологий и дайте краткий комментарий к ним.

 

Основные теоретические положения:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

-        Концептуальность

-        Системность

-        Управляемость

-        Эффективность

-        Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

 

    Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

 

 - логикой процесса,

 

 - взаимосвязью его частей,

 

 - целостностью.

 

Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

 

Эффективность - современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

 

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

 

Структура образовательной технологии:

 

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть - совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

 

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

 

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

 

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

-        здоровьесберегающие технологии;

-        технологии проектной деятельности

-        технология исследовательской деятельности

-        информационно-коммуникационные технологии;

-        личностно-ориентированные технологии;

-        технология портфолио дошкольника и воспитателя

-        игровая технология

-        технология «ТРИЗ» и др.

Задание:Рассмотреть основные образовательные технологии в ДОУ и  заполнить таблицу.

Название образовательной технологии

Задачи

Форма организации

Проектная деятельность

 

 

Уровневое обучение

 

 

ТРИЗ

 

 

Исследовательская деятельность

 

 

Диалоговое обучение

 

 

ИКТ

 

 

Порядок выполнения работы:

1.     Познакомьтесь с современными образовательными технологиями в ДОО.

2.     Отберите ведущие.

3.     Дайте подробную характеристику им.

4.     Заполните таблицу.

Отчёт  о проделанной работе:

Выполненная работа оформляется и вкладывается в файл, помещается в портфолио по предмету

Учебная и специальная литература:

1.     Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПБ, 2010.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»