Особенности обучения иностранному языку в техническом колледже
В «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) уделяется особое внимание тому, что при изучении иностранного языка в средне-профессиональных и высших учебных заведениях должны быть учтены профессиональная специфика и нацеленность на реализацию задач будущей профессиональной деятельности обучающихся. Вследствие этого профессионально-ориентированный подход приобретает особую актуальность в обучении иностранному языку в техническом колледже. Данный вид обучения основывается на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, которые диктуются особенностями будущей профессии. Процесс изучения иностранного языка в неязыковом учебном заведении ориентирован на чтение литературы по специальности, общение в сфере профессиональной деятельности, изучение профессиональной терминологии и лексики.
Подготовка специалистов в технических учебных заведениях заключается в формировании у студентов коммуникативных умений, которые позволяют осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке в различных сферах и ситуациях. Под сферой общения подразумевается совокупность однородных ситуаций, которые характеризуются достаточно однотипными речевыми стимулами, отношениями между участниками разговора, обстановкой общения. Коммуникация на иностранном языке может происходить как в неофициальной, так и в официальной формах, во время групповых и индивидуальных контактов.
Цель обучения иностранному языку в технических вузах - достижение студентами определенного уровня знаний, которого будет достаточного для практического пользования иностранным языком в будущей профессиональной деятельности[1].
Ранее представители технических специальностей не общались на иностранном языке, а контакты с заграничными фирмами были ограниченными. В обучение иностранному языку студентов технических вузов входил лишь перевод текстов технического содержания. Однако в наши дни все больше внимания в технических колледжах уделяется формированию коммуникативной грамотности студентов, культуры речи, знаний правил общения и умений применить их в конкретной ситуации[2]. Это обусловлено тем, что все больше в профессиональной деятельности технической направленности осуществляется контакт с иностранными специалистами.
Изучение технических дисциплин связано с изучением технического английского, который специфичен. Он имеет множество особенностей и свой формально-логический способ изложения. Технический текст содержит большое количество специальных терминов. Перед тем, как начать перевод таких текстов, необходимо приобрести специализированные технические словари.
Иностранный язык в учреждениях начального и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. Примерная программа овладения иностранным языком нацелена на достижение следующих целей:
- дальнейшее развитие коммуникативной иноязычной компетенции (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной);
- развитие готовности и способности к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка и самообразованию с его помощью, самоопределению в будущей профессии, способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на иностранном и родном языках, социальной адаптации.
Главная структурная особенность содержания обучения в техническом колледже заключается в его делении на два вида: основной - осваивается всеми обучающимися вне зависимости от профиля среднего профессионального образования, и профессионально направленный вид. Согласно первому виду, содержание направлено на усовершенствование умений и навыков, сформированных в школе. В процессе освоения профессионально направленного вида происходит изучение языка с учетом профиля профессионального образования. Основными компонентами содержания обучения иностранному языку в технических колледжах являются: речевой материал, специализированные технические тексты; языковой (лексический, фонетический и грамматический) материал; знания, умения и навыки, которые составляют иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся.
Организация содержания обучения осуществляется соответственно реализуемому в коммуникативном методе преподавания иностранного языка функционально-содержательному подходу, что предполагает функциональную, а не системную организацию изучаемого материала, соответствующую речевым функциям. При таком подходе особое внимание уделяется не форме языкового явления, а его значению. Коммуникативные задачи, которые выражают речевую интенцию пишущего или говорящего, к примеру, просьбу, приветствие, отказ и др., а также связанные с социальной активностью человека, могут быть выражены с помощью различных языковых средств или структур.
В содержании программы должно быть учтено, что обучение иностранному языку в технических колледжах происходит не в языковой среде, поэтому предпочтение необходимо отдать тому материалу, который создает естественную речевую ситуацию общения, несет познавательную нагрузку. В программе присутствует ориентация на особенности социальной, культурной, политической и научной реальности современного мира. Обращается внимание на то, какую роль играет иностранный язык в современном мире как язык межкультурного и международного общения.
В соответствии с функционально-содержательным подходом, основной вид обучения строится на уже изученном материале, тем не менее, обобщение полученных знаний и умений осуществляется на основе сопоставления и сравнения различных видо-временных форм глагола, контрастивного анализа повторяемых явлений и их использования в естественных ситуациях коммуникации. Для того, чтобы сформировать более высокий уровень коммуникативных умений и навыков, языковой материал профессионально направленного вида обучения подразумевает введение новой, более сложной и одновременно профессионально ориентированной лексики[3].
Таким образом, особенности обучения иностранному языку в технических колледжах обусловливаются преобладанием профессионально-ориентированного подхода, который направлен на формирование у студентов профессиональных навыков на иностранном языке. Преподавание иностранного языка в данном учебном заведении ориентировано на чтение технической литературы, на изучение специальной терминологии и лексики, а также на общение в сфере профессиональной деятельности. Целью обучения иностранному языку в технических колледжах является достижение необходимого уровня знаний, достаточного для практического использования иностранного языка в профессиональной сфере, а также способности работать на международном уровне. Содержание обучения иностранному языку в технических колледжах делится на два вида: основное, которое подразумевает обучение всех студентов вне зависимости от специальности, и профессионально ориентированное.