Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Использование технологии синквейна
в образовательном процессе педагогического колледжа

                      

 Попова Ирина Валентиновна,
преподаватель СПб ГБПОУ
педагогический колледж №8
Санкт-Петербурга

        Необходимость совершенствования методической работы в учебных заведениях разного типа выдвигает задачу поиска более эффективных форм, методов и средств обучения на основе овладения преподавателями современными технологиями обучения, оказание обучающимся целенаправленной помощи, оптимизации процесса обучения и воспитания.

       Принято считать, что оптимизация – это конструирование системы мер, которые позволяют получить наивысшие для конкретных условий результаты деятельности при минимально необходимых затратах. Использование принципа оптимизации (выделение главного, существенного), выбор наиболее результативного варианта из нескольких по заранее заданным критериям, превращение управляемого объекта педагогического воздействия в субъект формирования личности приводят к повышению результативности любой педагогической деятельности без дополнительных затрат учебного времени.    Поиск новых эффективных моделей обучения направлен на развитие личности учащегося, её социализацию, интеграцию в окружающий мир, на приобретение основных качеств и ценностей, необходимых для гражданина демократического общества. Те преподаватели, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и студентам (учащимся), стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая её творческой и увлекательной, вовлекают в этот процесс своих учеников.  Один из эффективнейших путей является активизация  самостоятельной творческой работы обучающихся на уроке под руководством преподавателя.

       В педагогическом колледже на уроках  по междисциплинарному курсу «Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников  (в области литературного чтения)» мы обучаем студентов использовать разнообразные приемы  в работе с детьми младшего школьного возраста. Одной из форм работы на занятиях  внеурочной деятельности в начальной школе в области литературного чтения может быть работа с синквейном.

Интересно, что синквейн – это хорошо когда-то забытая форма поэзии.

      Известно, что в начале  XXвека форму синквейна разработала американская  поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся. Сегодня синквейн - прием активной технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

        Итак, синквейн - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоций.Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Существуют общепризнанные правила написания синквейна:

1 строка- одно слово - название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое  отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

      Следует отметить, что  написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на внеклассных  занятиях , уроках литературного чтения практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любого учебного предмет.Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получать результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Студенты педагогического колледжа , составляя собственные синквейны на темы по предмету,  представляют, осознают и убедительно доказывают эффективность и значимость синквейна для развития младшего школьника, называя конкретные причины, почему синквейн можно и нужно использовать в педагогической практике:
1. Синквейн развивает речь детей, обогащает их словарный запас.
2. Он учит анализировать учебный материал, отбирать наиболее важное, существенное, делать выводы и кратко их формулировать.
3. Учит критически мыслить, иметь своё суждение и уметь его выражать и отстаивать.
4. Даёт возможность автору почувствовать себя успешным, талантливым. Ведь если мы попросим ученика написать стихотворение, получается далеко не у каждого.Синквейн же получается у всех.                                                                                                                                                                                                                             5. Каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.                                                                                                                             6. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информ.

     Обучаясь методике составления синквейнов в работе с младшими школьниками, студенты с удовольствием и интересом работают по этой    теме. Вот некоторые примеры студенческого творчества:

Игра

Увлекательная, познавательная

Заинтересовывает, организовывает, учит

Незаменимая деятельность для детей и взрослых

Радость познания!

                                                                      (Ленько Влада, студентка 311 группы)

Литературная игра

Мудрая, веселая

Притягивает, воодушевляет, вдохновляет

Собирает всех: и старших, и младших

Развитие!

                                                                                     (Дияшева Мария, 311 группа)

Литературная игра

Занимательная, обогащающая

Радует, просвещает, удивляет

Помогает привить любовь к книге

Счастливые минуты !                                                                                                                                                                                                               

                                                                                        (Мешков Юрий,412 группа)

Библиотека

Большая, нужная

Учит, хранит, отдает

Достояние нашего мира

Хранилище!

                                                                            (Фомичева Света 311 группа)

Читатель

Думающий , чувствующий

Узнает,  воспринимает, философствует

Член общества книголюбов

Мудрец!

                                                                            (Бондаренко Кристина 414 группа)

 

Книга

Занимательная, живая

Захватывает, впечатляет, привлекает

Одно из великих изобретений человечества

 

Свет!

( Ленько Влада 311 группа)

 

 

                                                         Литература

 

1.     Панюкова, С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.-224с.

2.     Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов /П.И. Пидкасистый.-2-е изд.-М.: Педагогическое общество России, 2005.-144с.

3.     Полнер Е.Д. Основы современных технологий обучения: Методическое пособие.-СПб.: ИПК СПО, 2008.-98 с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»