Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы реализации метода проекта
на дисциплинах гуманитарного цикла

Акиншина Евгения Викторовна;
Гладченко Екатерина Петровна
СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»

 

В своей профессиональной деятельности на современном этапе каждый педагог не только пользовался методом проекта, но и сталкивался с проблемами его реализации.

Что же можно считать проектом? Проект – это сумма приемов и действий обучающихся, которые проводятся в определенной последовательности с целью достижения поставленной задачи в виде некоего конечного продукта. В одной скандинавской притче рассказывается о воине, решившем покинуть свою деревню в поисках славы и побед. Перед уходом он спросил у старейшин, что ему взять с собой в этот сложный путь: теплую одежду, чтобы не замерзнуть или острый меч, чтобы победить врагов. Но старейшины сказали взять с собой лишь одно - ум, и тогда у него будет и теплая одежда и острый меч. А что такое ум? Это знания, которые возможно применить на практике для достижения конкретного результата.

Современное поколение детей значительно более активно и развито, чем предыдущее. Оно быстро осваивает  новые многочисленные  средства передачи информации. Студенты интересуются многим, поэтому преподаватель должен быть эрудирован не только в области своих знаний, но также быть компетентным во многих сферах деятельности. Чтобы удовлетворить потребность студентов в знаниях преподаватель  должен научить их искать ее, направить ребят в нужное русло, помочь определить интересные направления деятельности, увлечь своими идеями, носящими образовательный характер.

На наш взгляд, проект – это именно та  форма обучения, которая, решая образовательные задачи учебного предмета, дает возможность  студентам проявить свое творчество, фантазию, талант, возможность реализовать свои разнообразные способности, повысить самооценку.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки студентов.

2. Обучающиеся – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом. Но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут прекратить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере. Студенты имеют завышенную самооценку пользователя компьютерных технологий. Но на деле оказывается, что знаний недостаточно для реализации проекта.

4. Самая большая проблема для преподавателя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив студентов самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на преподавателя.

Как же разрешить эти проблемы?

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на студентов; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе со студентами.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить студентам возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым возможно было бы провести проект. Это позволяет  студентам более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. 
Конечно, инициатива студентов при выборе темы ограничивается на первых порах рамками курса и возможностями преподавателя, который изначально выступает в роли научного руководителя проекта. Выбор темы проекта — не самое простое занятие для руководителя. Иногда студент замахивается на проблему, которая ему явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав студенту все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, поиск которых ведёт в архивы города или музея, куда доступ бывает ограничен. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности», но чем она проще и ближе, тем сложнее её увидеть.

В число важнейших задач образования входит подготовка студентов к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологизированном обществе. Это задачи достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.

Все эти задачи возможно решать в процессе работы над проектом. К несомненным достоинствам метода проектирования относится обучение публичному выступлению и ведению дискуссии, так как при современных методах аттестации, которая проводится в виде тестирования, учить студентов «говорить», используя термины и понятия,  крайне необходимо. Эту проблему необходимо решать тщательной подготовкой устной презентации, так как даже достойные проекты проигрывают при недостаточных коммуникативных навыках студентов.

Другое достоинство проектной деятельности - групповая защита проекта, которая позволяет даже слабым студентам проявить себя и почувствовать свою необходимость в работе, то есть создается ситуация успеха, что является немаловажной частью обучения. Но при современных методах индивидуального поиска информации не все студенты умеют работать в группах и стремятся к сотрудничеству. Каждый студент «работает на себя», так как желает быть в современном обществе конкурентоспособным, что для них заключается в личном, а не групповом успехе.

Таким образом, проект учит студентов самостоятельному критическому мышлению, формирует умение размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей, учит делать обоснованные выводы, учит принимать самостоятельные аргументированные решения, направлено на самооценку и саморегуляцию.

Наши выводы: проект многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

Исходя из опыта нашей работы, применяя проектный метод обучения, мы можем сделать вывод, что проектные задания позволяют заинтересовать студентов предметом, повысить качество обучения, добиться ощутимых результатов в формировании различных навыков и умений у каждого отдельного ученика, привлечь в помощники преподавателя родителей и таким образом воспитывать социально – ориентированную личность.

Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.

Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.

Использованная литература:

1. Клименко А.В., Подколозина О.А. Проектная деятельность учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 9

2. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - № 7

4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. - № 6, - С. 39-48.

5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»