Подготовка студента педагогического колледжа
к реализации программы дошкольного образования
Королева Ирина Викторовна
Выполнение психолого-педагогических требований реализации основной образовательной программы дошкольного образования является одним из важнейших условий введения ФГОС ДО.
Педагогический работник организует предметно-пространственную среду, но для реализации всех условий он должен быть готов к деятельности . У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, поддержку индивидуальности и инициативы детей через
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.), установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях,
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. Сформированные компетенции дадут возможность развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развивать умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности, установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме,
выстраивать развивающее образование, ориентированное на зону ближайшего развития каждого воспитанника через создание условий для овладения культурными средствами деятельности, организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества, поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства, оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей. В условиях обновления на первый план выступают задачи развития личностного и профессионального самосознания и овладение навыками партнерского общения воспитателя с детьми. Важной компетенцией педагога является взаимодействие с родителями (законными представителями ) по вопросам образования ребёнка, непосредственно го вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Овладение профессиональными компетенциями и освоение видов деятельности педагога дошкольного образования является содержанием основной профессиональной образовательной программы подготовки по специальности «Дошкольное образование» в педагогическом колледже. Все содержание образовательной программы и технологии образовательного процесса подготовки воспитателя направлены на психолого-педагогическую подготовку.Однако реализация этой задачи на практике вызывает большие трудности: это связано с сильным влиянием складывающихся годами стереотипов авторитарной педагогики, ориентация на некоего «усредненного» дошкольника. Поэтому задача педагогического колледжа в преодолении стереотипов, для этого преподаватели колледжа пересматривают содержание учебных дисциплин, разрабатывают содержание междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и практик, которые дают возможность формировать общие и профессиональные компетенции ФГОС СПО по специальности «Дошкольное образование». Вопросы профессиональной компетенции человека – это проблема, связанная с решением вопросов соответствия готовности будущего специалиста решать профессионально-педагогические и психологические задачи, в условиях реальной профессиональной деятельности, продиктованные разными условиями работы, требованиями работодателей, общества и государства.
Современная профессиональная деятельность выпускников педагогического колледжа значительно осложняется спецификой работы дошкольных образовательных учреждений, а именно программно-методическим обеспечением, особенностями детей, пользующихся услугами детских садов, требованиями родителей. На сегодняшний день в ДОУ стали приходить дети с различными особенностями развития.Очевидно, в условиях такой поливариантности дошкольного образования особую значимость приобретает готовность воспитателя взаимодействовать и с такими особыми детьми. Несомненно, дошкольному работнику нужно обладать целым спектром компетентностей, в том числе и психологической. Психологическая компетентность позволяет педагогу активно пользоваться психологическими знаниями при решении педагогических задач, выстраивать взаимодействие с каждым ребенком, исходя из его особенностей, быть готовым использовать вариативные технологии общения с аутичными, застенчивыми, агрессивными детьми, с дошкольниками, имеющими особые образовательные запросы и возможности.
Выделенная особенность профессиональной компетентности воспитателя позволяет пересмотреть процесс подготовки будущих педагогов дошкольного образования, усилив психологический блок образовательной программы и сделав акцент на выбор интерактивных форм работы со студентами, позволяющих моделировать условия реальной профессиональной деятельности, способствовать становлению и наращиванию профессиональной компетентности будущих воспитателей. Важно подчеркнуть, что для современного уровня усвоения психологии характерно сочетание инновационно – содержательного уровня изучения с рефлексивно — деятельностным. Инновационно – содержательный уровень дает возможность усвоения психологических понятий и знаний о законах психического развития. Рефлексивно – деятельностный уровень изучения и усвоения психологии дает возможность научиться действовать во внутриличностном и межличностном пространствах. Внутриличностное пространство — это внутренний мир человека, межличностное пространство – это общение с детьми, родителями, коллегами, окружающими людьми.
Воспитатель – главное действующее лицо в обновлении педагогического процесса, именно поэтому к нему предъявляются новые требования.
Требования к кадрам определяют и специфику подготовки кадров в педагогических образовательных учреждениях среднего и высшего образования.