Образовательные ситуации как средство развития коммуникативных умений детей с особыми образовательными возможностями
(на примере ознакомления с графикой детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития)
Королева Ирина Викторовна,
преподаватель СПб ГБПОУ
«Педагогический колледж №8»
Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения
(Антуан Сент-Экзюпери)
Лев Семенович Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция общения. Способность к общению затрагивает сферу социальных отношений и самым естественным образом имеет выход на личностные качества ребенка, позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов.
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольников. В коллективной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно – исторического опыта, носителем которого является взрослый. При недостаточном общении темп формирования коммуникативных умений, психических процессов замедляется (Е. Д. Дмитриева 1989, Л. Г. Соловьева 1996). К моменту поступления в школу у таких детей не формируется социальный статус, в связи с этим они попадают под категорию дезадаптированных детей, поэтому сформированность коммуникативных умений имеет большое значение к моменту поступления в школу.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно и постепенно. Проблемам онтогенеза общения посвящены работы Лисиной М.И., Рузской Т.А., Смирновой Е.О.
У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонематическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (С. Я. Рубинштейн).
Дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, так как усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений. Дети с задержкой психического развития (6 – 7 лет) с большим желанием выбирают игру, чем совместную деятельность со взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.
Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с отклонениями в развитии. Эти отклонения психологи и педагоги квалифицируют, как «задержка психического развития». У детей с задержкой психического развития , из – за незрелости эмоционально – волевой сферы, имеются трудности в формировании коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, не способствует развитию познавательной деятельности. У них медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них недостаточное употребление слов, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.
Старшие дошкольники с задержкой психического развития не интересуются деятельностью сверстника (иногда короткий взгляд в его сторону). 6 – 7 летние дети с задержкой психического развития безразличны к оценкам сверстников в свой адрес, а также и к их эмоциональным состояниям. У них нет явных предпочтений в общении со ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер.
Таким образом, характеристика детей с задержкой психического развития
1. Физические и моторные особенности развития: для детей с ЗПР характерны недоразвития моторики, особенно мелкой, а так же затруднения в координации движений, проявление гиперактивности или заторможенность.
2. Психические особенности: замедление развития эмоционально – волевой сферы и личности: наблюдается эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность. Они не могут длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.
3. Познавательные процессы: познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедления приема и переработки информации, восприятие детей крайне ограничено объемом: они выделяют в исследуемом объекте мало признаков и с трудом его выделяют из фона.
4. Внимание: крайне неустойчиво, легко отвлекаемо, наглядно – образное мышление развито слабо.
5. Трудности в овладении предметным изображением у дошкольников с ЗПР связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. К тому же недостаточное развитие зрительно – двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке нарисовать предмет. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. В итоге ребенок не хочет заниматься рисованием.
Изобразительное искусство является важным средством всестороннего развития детей. А так как графика является одним из видов изобразительной деятельности, то ее развитие и совершенствование графических навыков способствует подготовке ребенка к школе и личностному развитию.
Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить только взрослый.
Здесь возможны два пути:
• Организация совместной предметной деятельности детей;
• Формирование их субъектного взаимодействия.
Поэтому появляется потребность в создании таких форм организации детей , как образовательные ситуации , которые помогут в совершенствовании графических навыков и помогут развитию коммуникативных умений.
В процессе исследования участвовали дети старшего дошкольного возраста , посещающие ДОУ с младшей группы, имеющие особые индивидуальные особенности. С пятилетнего возраста по результатам диагностики ОУ и рекомендациям медико-педагогической комиссии дети посещают группу компенсирующей направленности. Основная проблема данных детей определяется как задержка психического развития. Для изучения коммуникативных умений у детей была использована методика, разработанная О. А. Дыбиной.
Анализ результатов диагностики дает возможность утверждать, что у детей выявлен 1 и 2 уровень ( по методике О.А.Дыбиной) развития коммуникативных умений . Дети не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий или принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе, часть детей знает нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы сверстника); проявляют равнодушие к сверстникам либо замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» , необходимо констатировать ,что трудности вступления в контакт с людьми затруднят дальнейшую социализацию детей в обществе. Организуя непосредственно-образовательную деятельность , необходимо использовать разные формы общения (педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок- дети, педагог- дети) и различные формы работы, которые дают возможность для развития коммуникативных умений при выполнении коллективных панно. Вот некоторые из них:
- каждый ребенок работает над своим рисунком, а потом все дети под руководством составляют общую композицию;
- работа парами на одном листе бумаги с различными формами кооперации: каждый выполняет свою часть изображения рядом - один сделал мазок, затем другой; один руководит работой - другой выполняет;
- дети подразделены на несколько подгрупп, каждая выполняет свое задание (например, одна создает фон, другая – детали пейзажа: деревья, кусты, облака; третья изображает диких животных);
- кооперационная работа по типу конвейера: каждый ребенок выполняет свою часть общей работы, которая потом вместе с педагогом объединяется в одно изображение - образ.
Образовательная ситуация – это форма организации детей.
Она может быть заранее спланирована воспитателем, придуманная, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно – образовательные задачи. Спланированные ситуации должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в зависимости от складывающихся условий, но при этом придерживаться поставленной цели. Могут быть спонтанные ситуации, которые связаны с жизнью детей, в этом случае педагогу необходимо превратить житейскую ситуацию в образовательную.
В любых ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослыми, партнерское отношение во время поиска.
Образовательные ситуации могут быть использованы на протяжении всего образовательного процесса, и в совместной деятельности и самостоятельной деятельности ребенка и в режимных моментах. Примеры образовательных ситуаций:
Ситуация № 1. «Бабочки летают».
Ситуация № 2. «Рыбки в аквариуме».
Ситуация № 3. «Лесные жители».
Ситуация № 4. «Улица нашего города».
Предложенные ситуации были апробированы в работе с детьми . Последовательность предложенных ситуаций объясняется постепенным усложнением материала, повышением требований к процессу общения во время коллективной работы. Педагогическое наблюдение за деятельностью детей дает возможность утверждать, что проявляется тенденция к взаимодействию детей в процессе коллективной работы, дети обращаются к друг другу, к этому их вынуждает ситуация получения общего результата, интерес к деятельности В процессе коллективной работы у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать , участвовать в диалоге. Кроме того, во время работы устанавливаются партнерские отношения между участниками, включенными в образовательную ситуацию, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но иногда взаимообучение. Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов дает положительные результаты:
- - у детей формируются интегративные качества;
- - дети более свободно держатся ;
- - речевая активность повышается, они с большим желанием общаются со сверстниками и взрослыми, проявляют инициативу в общении, расширяется содержание их общения;
- - повышается уровень речевой культуры детей;
- - повышается уровень коммуникативной компетентности детей.
Формирование мотивации общения у дошкольников возможно лишь в том случае, когда происходящее вокруг ребенка интересно ему, захватывает его, вызывает желание стать участником происходящих событий.