Самостоятельная работа по математике
как фактор активизации учебно-познавательной
деятельности студентов СПО
Магда Виктория Егоровна
Призвание образовательных учреждений – формирование способности к самостоятельному, творческому мышлению, развитию осознанности и ответственности за свою жизнь и судьбу страны. Это означает, что каждый учащийся студент должен овладеть системой знаний по основам наук, быть готовым к активной трудовой и познавательной деятельности, уметь самостоятельно пополнять свои знания.Учащиеся и студенты являются не только объектами, но и активными субъектами обучения. Активность должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания к теме урока, сколько на сам процесс энергичного, самостоятельного добывания знаний, когда молодой человек может сказать, что он сам усваивает знания, сам исследует факты, делает доступные выводы и обобщения, сам контролирует свои знания, выявляет и исправляет ошибки, неточности.
Самостоятельные работы по математике как раз и являются важным и эффективным способом активизации обучения студентов. Это всегда было частью педагогического процесса и нашло свое отражение в трудах таких великих учителей, как В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталова. Именно они обращали особое внимание на то, что самостоятельная работа обеспечивает студенту активную позицию в процессе учебной деятельности и влияет в значительной мере на взаимоотношения преподаватель – студент- группа, делает труд обучающихся «победным», а значит готовит их к самостоятельному приобретению знаний.
Самостоятельная работа - это форма организации самостоятельной познавательной деятельности. Сущность ее – включение в решение познавательной задачи, либо, не овладев предложенной ему схемой решения, или поставлен перед необходимостью самому ее создавать, студент вынужден на основе цели задачи и анализа ее условий самостоятельно воссоздавать или создавать заново систему способов действий и реализовать ее в теоретической и практической деятельности.
Уровень познавательной активности и самостоятельности, достигаемой в ходе деятельности под руководством преподавателя, как раз закрепляется при условии выполнения самостоятельной работы.
Развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся требует определенного построения системы уроков, системы самостоятельных работ и проведения консультаций. Консультации для студентов мною проводятся систематически в трех направлениях: во-первых, кто пропустил занятия по уважительной причине, во –вторых, кто не вполне усвоил тему в полном объеме и в-третьих, для тех студентов, кто хочет улучшить свои результаты. Кроме этого часто используется и еще одна форма работы на занятиях – самостоятельный разбор студентами новой темы или повтор изученной и объяснение ими этих тем группе. Такой формат работы, я считаю, тоже можно отнести к самостоятельным. Организация такого вида работы позволяет выявить уровень познавательной самостоятельности студентов.
Отдельным файлом прилагаю примеры самостоятельных работ.