Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности формирования и развития
профессионально-педагогической компетентности
педагогов для реализации ФГОС нового поколения

Бачило Татьяна Петровна,
методист первой квалификационной категории,
преподаватель химии высшей квалификационной категории 
СПб ГБПОУ "Колледж Водных ресурсов"
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма преподавателя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.
В педагогической науке сущность понятия «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность профессионального труда; объем навыков, с помощью которых субъект может адекватным образом выполнять задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс профессиональных знаний и профессионально-значимых личностных качеств;
Внедрение новых стандартов образования реализуется по следующим направлениям: планирование и организация образовательного процесса и его ресурсное обеспечение; проектирование и организация индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки и хранения информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
На основании этого у педагогических работников должны быть сформированы основные компетенции, которые необходимы для реализации требований Стандарта, а также следующие умения: давать рекомендации по поиску дополнительных источников информации, организовывать и сопровождать проектную и учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуальных проектов, использовать информационно-коммуникационные технологии.
Педагогические компетентности представляют собой совокупность самых различных действий преподавателя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетентности.
При переходе к ФГОС  нового поколения неизбежны трудности, связанные с профессиональными компетенциями преподавателя.
Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:
- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:
- недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;
- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, обучающиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности).
     Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:
-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья обучающихся и преподавателей).
     Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).
 - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как преподавателя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;
- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;
- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;
- профессиональная, определяемая неготовностью преподавателя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.
Эти проблемы возникли не потому,  что преподаватель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться. 
Главный показатель качества профессиональной подготовки – способность  и готовность применять полученные знания в профессиональной деятельности, что позволяет говорить об интегративной природе компетентности, которая образуется из диалектически связанных частей (знаний, структур, способов деятельности, личностных качеств). Компетентность не существует в готовом виде. Каждый субъект должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития.
Он должен быть не транслятором знаний, не «урокодателем», а человеком, который способен проектировать образовательную среду обучающегося. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Особенно высоки требования к учителям старшей школы.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому основным направлением работы колледжа нужно считать развитие профессиональной компетентности преподавателя, который способен умело организовать деятельность обучающихся, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.
Таким образом, обобщая вышесказанное, профессиональная компетентность педагога – это способность педагога к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.
Дискуссия, которая велась в режиме реального времени, позволила коллегам получить ответы на интересующие их вопросы.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»