САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕХНИКУМ «АВТОСЕРВИС МЦПК»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕХНИКУМ «АВТОСЕРВИС МЦПК»
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ СПБ ГБПОУ «ТЕХНИКУМ АВТОСЕРВИС» (МЦПК)» ПРОТОКОЛ № 1 ОТ «_» _ 2022 |
УТВЕРЖДАЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА ДИРЕКТОР СПБ ГБПОУ «ТЕХНИКУМ АВТОСЕРВИС» (МЦПК)» _____________________ С.М. ДЬЯКОВ «___» ___ 2022 |
Методические рекомендации по выполнению практических работ
ОДБ. 02. «ЛИТЕРАТУРА»
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
ПО ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С ПОЛУЧЕНИЕМ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СРОК ОБУЧЕНИЯ – 3, 10 ГОДА
2022
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ»
- ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»
Методические указания по выполнению практических работ составлены на основании рабочей программы учебной дисциплины «Литература».
Данные методические указания предназначены обучающимся для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Литература» с целью закрепления знаний и овладения основными практическими навыками, полученными при изучении теоретического курса.
В результате выполнения практических работ обучающийся должен уметь:
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Данные методические указания предназначены обучающимся для выполнения практических работ по учебной дисциплине «Литература» с целью закрепления знаний и овладения основными практическими навыками, полученными при изучении теоретического курса.
В результате выполнения практических работ обучающийся должен уметь:
· воспроизводить содержание литературного произведения;
· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
· определять род и жанр произведения;
· сопоставлять литературные произведения;
· выявлять авторскую позицию;
· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
· аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
- ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛИТЕРАТУРА»
Практическая работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом. Перед выполнением практической работы обучающиеся должны изучить соответствующий теоретический материал и ответить на контрольные вопросы. Неподготовленные обучающиеся к выполнению работы не допускаются.
Практическая работа по дисциплине «Литература» оформляется в тетрадях в линейку.
После выполнения заданий обучающимся преподаватель проверяет правильность выполнения, указывает недостатки, ошибки, допущенные в работе, и выставляет оценку. Выполнение каждой работы оценивается по пятибалльной системе.
Показатели оценки практической работы по дисциплине «Литература»:
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень освоения обучающимися учебного материала;
- правильность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Обучающийся, не выполнивший практические работы по уважительным и неуважительным причинам, должен отчитаться по работе во внеурочное время, назначенное преподавателем.
Обязательное выполнение обучающимся всех практических работ, предусмотренных рабочей программой и календарным планом, является условием допуска к экзамену по дисциплине.
Практическая работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом. Перед выполнением практической работы обучающиеся должны изучить соответствующий теоретический материал и ответить на контрольные вопросы. Неподготовленные обучающиеся к выполнению работы не допускаются.
Практическая работа по дисциплине «Литература» оформляется в тетрадях в линейку.
После выполнения заданий обучающимся преподаватель проверяет правильность выполнения, указывает недостатки, ошибки, допущенные в работе, и выставляет оценку. Выполнение каждой работы оценивается по пятибалльной системе.
Показатели оценки практической работы по дисциплине «Литература»:
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень освоения обучающимися учебного материала;
- правильность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Обучающийся, не выполнивший практические работы по уважительным и неуважительным причинам, должен отчитаться по работе во внеурочное время, назначенное преподавателем.
Обязательное выполнение обучающимся всех практических работ, предусмотренных рабочей программой и календарным планом, является условием допуска к экзамену по дисциплине.
- КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
При выставлении оценки ответ обучающегося анализируется по следующим позициям:
• соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
При устном ответе учитывается умение выразительно читать наизусть.
При оценке развернутых ответов на вопросы (ограниченного объема или сочинения) учитывается глубина понимания проблемы. Прежде чем отвечать на вопрос, нужно внимательно прочитать его. Выделить в нем ключевые слова и понятия. Убедиться, что все слова в формулировке понятны. Не нужно писать о произведении вообще, а раскрытье только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверить, есть ли в ответе ключевые слова вопрос. Если они не встретились ни разу — наверняка дан поверхностный ответ или просто сделан пересказ текста произведения.
При формулировке развернутого ответа (ограниченного объема или сочинения) следует разделять позицию автора и читательское восприятие и понимание текста. Этот аспект обязательно учитывается при проверке работы. Нужно помнить, что прежде всего проверяется умение профессионально читать произведение, а следовательно, понимать его идейное содержание, т.е. авторский замысел, авторское видение проблем, авторское отношение к героям. Собственное восприятие прочитанного может не совпасть с авторской позицией. Это вполне допустимо при чтении художественного текста. Но сначала нужно раскрыть то, что хотел сказать автор, а уже потом собственное понимание. Подмена анализа авторской позиции читательским (а зачастую житейским) восприятием недопустима.
Формулируя развернутый ответ на вопрос (ограниченного объема или сочинение), обязательно нужно опираться на текст произведения. Главный критерий использования текста — уместность. Доказывая какое-либо положение, обязательно продумать форму работы с текстом. Это может быть выборочный пересказ, цитирование, указание на фрагменты или эпизоды, включение отдельных значимых слов или деталей текста. Главное, чтобы избранная форма включения текста действительно помогла доказать вашу мысль.
Среди критериев оценки развернутого ответа (ограниченного объема или сочинения) есть критерий — «уместное использование теоретико-литературных понятий». Если обучающийся действительно рассуждает о тексте произведения, анализирует его содержание, композицию, систему образов, изобразительно-выразительные средства, то не обойтись без литературоведческих терминов. Они появятся в работе непроизвольно, словно «сами по себе». Если это произошло, значит, обучающийся действительно проанализировал текст произведения. А вот если обучающийся рассуждал не как профессиональный читатель, а как мастер разбирать житейские коллизии и судить о проблемах «в общем», теоретико-литературные понятия в тексте, естественно, будут отсутствовать.
Развернутый ответ на вопрос (ограниченного объема или сочинение) следует построить как текст-рассуждение. Нужно сформулировать основной тезис, раскрыть его, доказать свою позицию, опираясь на текст произведения. Обучающийся должен проверять себя: если структура ответа не содержит указанных компонентов, то, скорее всего, просто произведен пересказ текста или сформулирован какое-либо положение бездоказательно.
Развернутый письменный ответ (ограниченного объема или сочинение) оценивается и с позиций качества письменной речи. Внимательно нужно прочитать и отредактировать написанное. В ответах ограниченного объема допускается не более 2 речевых и (или) более 2 грамматических ошибок в ответах ограниченного объема и более 3 речевых и (или) более 3 грамматических ошибок.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Оценка «4» ставится, если обучающийся полноценно ответил на большинство предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на остальные вопросы, либо ответил на все вопросы, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Оценка «3» ставится, если обучающийся полноценно ответил на половину из предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на другие вопросы, либо ответил на все вопросы, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не ответил и на половину из предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на другие вопросы, либо не обозначив их вообще.
• соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
При устном ответе учитывается умение выразительно читать наизусть.
При оценке развернутых ответов на вопросы (ограниченного объема или сочинения) учитывается глубина понимания проблемы. Прежде чем отвечать на вопрос, нужно внимательно прочитать его. Выделить в нем ключевые слова и понятия. Убедиться, что все слова в формулировке понятны. Не нужно писать о произведении вообще, а раскрытье только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверить, есть ли в ответе ключевые слова вопрос. Если они не встретились ни разу — наверняка дан поверхностный ответ или просто сделан пересказ текста произведения.
При формулировке развернутого ответа (ограниченного объема или сочинения) следует разделять позицию автора и читательское восприятие и понимание текста. Этот аспект обязательно учитывается при проверке работы. Нужно помнить, что прежде всего проверяется умение профессионально читать произведение, а следовательно, понимать его идейное содержание, т.е. авторский замысел, авторское видение проблем, авторское отношение к героям. Собственное восприятие прочитанного может не совпасть с авторской позицией. Это вполне допустимо при чтении художественного текста. Но сначала нужно раскрыть то, что хотел сказать автор, а уже потом собственное понимание. Подмена анализа авторской позиции читательским (а зачастую житейским) восприятием недопустима.
Формулируя развернутый ответ на вопрос (ограниченного объема или сочинение), обязательно нужно опираться на текст произведения. Главный критерий использования текста — уместность. Доказывая какое-либо положение, обязательно продумать форму работы с текстом. Это может быть выборочный пересказ, цитирование, указание на фрагменты или эпизоды, включение отдельных значимых слов или деталей текста. Главное, чтобы избранная форма включения текста действительно помогла доказать вашу мысль.
Среди критериев оценки развернутого ответа (ограниченного объема или сочинения) есть критерий — «уместное использование теоретико-литературных понятий». Если обучающийся действительно рассуждает о тексте произведения, анализирует его содержание, композицию, систему образов, изобразительно-выразительные средства, то не обойтись без литературоведческих терминов. Они появятся в работе непроизвольно, словно «сами по себе». Если это произошло, значит, обучающийся действительно проанализировал текст произведения. А вот если обучающийся рассуждал не как профессиональный читатель, а как мастер разбирать житейские коллизии и судить о проблемах «в общем», теоретико-литературные понятия в тексте, естественно, будут отсутствовать.
Развернутый ответ на вопрос (ограниченного объема или сочинение) следует построить как текст-рассуждение. Нужно сформулировать основной тезис, раскрыть его, доказать свою позицию, опираясь на текст произведения. Обучающийся должен проверять себя: если структура ответа не содержит указанных компонентов, то, скорее всего, просто произведен пересказ текста или сформулирован какое-либо положение бездоказательно.
Развернутый письменный ответ (ограниченного объема или сочинение) оценивается и с позиций качества письменной речи. Внимательно нужно прочитать и отредактировать написанное. В ответах ограниченного объема допускается не более 2 речевых и (или) более 2 грамматических ошибок в ответах ограниченного объема и более 3 речевых и (или) более 3 грамматических ошибок.
Оценка «5» ставится, если обучающийся ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Оценка «4» ставится, если обучающийся полноценно ответил на большинство предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на остальные вопросы, либо ответил на все вопросы, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Оценка «3» ставится, если обучающийся полноценно ответил на половину из предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на другие вопросы, либо ответил на все вопросы, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не ответил и на половину из предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на другие вопросы, либо не обозначив их вообще.
- ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»
Перечень практических работ | Колич. тчасов |
Раздел № 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века. | 2 |
Практическое занятие № 1. «Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина «Пророк». |
1 |
Практическое занятие № 2. «Анализ лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору студента). |
1 |
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. | 8 |
Практическая работа № 3. «Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры». |
1 |
Практическая работа № 4 «Базаров в системе образов романа. «Евгений Базаров в оценке критиков». |
1 |
Практическая работа № 5. «Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок». |
1 |
Практическая работа № 6. Дискуссия «Личность Раскольникова». |
1 |
Практическая работа № 7 «Страдание и очищение в романе». | 1 |
Практическая работа № 8. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. |
1 |
Практическая работа № 9. «Кутузов и Наполеон. Проблема народа и личности». |
1 |
Практическая работа № 10. Анализ рассказов А.П. Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». |
1 |
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века. | 1 |
Практическая работа № 11. «В поисках счастливого» (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»). |
1 |
Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | 5 |
Практическая работа № 12. Анализ рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи», «Чистый понедельник». |
1 |
Практическая работа № 13. «Серебряный век как своеобразный «Русский Ренессанс». |
1 |
Практическая работа № 14. «Характеристика персонажей пьесы «На дне». | 1 |
Практическая работа № 15. Анализ рассказов М. Горького «Челкаш», «Старуха Изергиль». |
1 |
Практическая работа № 16. Анализ стихотворений: «Незнакомка», «Россия…». |
1 |
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920- х- годов. | 2 |
Практическая работа № 17. Поэтическая новизна ранней лирики В.В. Маяковского. |
1 |
Практическая работа № 18. Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!» |
1 |
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов. | 4 |
Практическая работа № 19. Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой». |
1 |
Практическая работа № 20. Чтение и изучение стихотворений: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»), «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…». |
1 |
Практическая работа № 21. «Мастер и Маргарита»: Москва 30-х годов XX века. |
1 |
Практическая работа № 22. «Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон». |
1 |
Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. | 2 |
Практическая работа № 23. «Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Выразительное чтение и анализ глав поэмы». |
1 |
Практическая работа № 24. «Анализ стихотворений: «Февраль. Достать чернил и плакать…». Чтение стихотворений: «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». |
1 |
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов. | 3 |
Практическая работа № 25. «Поэзия Б. Окуджавы: тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы». |
1 |
Практическая работа № 26. «Чтение и обсуждение пьесы В. Розова «В добрый час!» |
1 |
Практическая работа № 27. «Анализ поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти». |
1 |
Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. | 3 |
Практическая работа № 28,29 Семинар по произведениям и творчеству современных писателей |
2 |
Практическая работа № 30. Итоговая контрольная работа. |
1 |
Всего | 30 |
- ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА»
Практическое занятие № 1.
Название: «Анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
Цель: понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.
Форма: письменная работа.
Условия выполнения: аудиторная работа.
Время: 1 час.
Задания
- Проанализировать письменно стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» по плану.
Примерный план анализа лирического произведения:
- Кем и когда написано стихотворение?
- Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
4.Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
7.Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8.Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которой создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
9.Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
10.Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Раздел № 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.
Практическое занятие № 2.
Название: «Анализ лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору студента).
Цель: понять замысел, идею автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в стихотворении.
Форма: письменная работа.
Условия выполнения: аудиторная работа.
Время: 1 час.
Задания
Стихотворения для анализа: «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «К*», («Печаль в моих песнях, но что за нужда…»), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Журналист, Читатель и Писатель», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Родина», «Прощай, немытая Россия…», «Сон», «И скучно, и грустно!», «Выхожу один я на дорогу…».
- Проанализировать письменно стихотворение М.Ю. Лермонтова по плану.
Примерный план анализа лирического произведения:
1. Кем и когда написано стихотворение?
2.Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
3.Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
6.Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы : пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.
Раздел № 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.
Практическая работа № 3.
Название: «Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры».
Цель: проверить степень сформированности у обучающихся умения анализировать текст, аргументировать собственное мнение, делать выводы о системе образов произведения, повторить и систематизировать изученный материал по теме «Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»; показать мастерство А. Н. Островского - драматурга в использовании приёмов при создании художественного образа.
Форма: устная работа.
Условия выполнения: аудиторная работа.
Время: 1 час.
Итак, попытаемся выяснить, что выделяет Катерину из общей массы жителей Калинова, чем она отличается от них. Какой вы представляете себе Катерину?
(Ответы подготовлены заранее представляют собой мини-сочинения)
Как ее жизнь меняется после замужества?
В чем должна была измениться жизнь? Где были указаны правила поведения в семье? («Домострой») Что известно об этом документе средних веков? Кто олицетворяет «Домострой» в драме?
Сообщение о Катерине.
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любовь Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее сыграла. Однако любовь Островского была безответной: сердце Косицкой было отдано другому, который довел ее до нищеты и ранней смерти. Актриса, играя Катерину, практически играла себя и на сцене предсказывала свою судьбу, и этой игрой покорила всех, в том числе и императора.
В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. В XIX веке женщины в России были практически бесправны, выходя замуж, они должны были соблюдать все правила семейной жизни. Огромное количество браков заключалось не по любви, а по холодному расчету, молодых девушек часто выдавали за стариков только потому, что те имели состояние и высокое положение в обществе. О разводах в то время не было даже мысли, и женщины должны были страдать всю жизнь. В подобной ситуации оказалась и Катерина, которую выдали за Тихона Кабанова, происходившего из зажиточной купеческой семьи и попала в атмосферу тирании и лжи.
Важную роль в характеристике Кати является ее детство, проведенное в родительском доме. Катерина росла в доме зажиточного купца. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Она с любовью и тоской рассказывает Варваре о своем детстве: «Я жила, ни об чем ни тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, точно куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Катерина еще с детства полюбила ходить в церковь и посещала ее с огромным желанием, во время служб все присутствующие обращали на одухотворенное лицо Катерины, которая в тот момент полностью уходила от этого мира. Именно эта истовая вера, впоследствии, обернется для Кати роковой, ведь именно в церкви ее заметил и полюбил Борис. Воспитываясь в родительском доме, Катерина получила и на всю жизнь сохранила наиболее прекрасные черты русского характера. Душа Катерины чиста, открыта, способна на большую любовь. Она не умеет врать. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не смогу», - так она говорит о себе. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане.
Выразительное чтение монолога.
Значит, попав в дом Кабановой, с Катериной происходит несчастье. Почему в пьесе Катерина противопоставлена своей свекрови? Что мы можем сказать о Марфе Игнатьевне Кабановой? Есть ли у них что-то общее?
Чтение по ролям отрывка из д.1 явл.3.
События драмы происходят в купеческом городе Калинове, расположенном на берегу Волги, в первой половине девятнадцатого века. В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью, ханжеством, властью богатых. Вспомним знаменитую фразу Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Действие пьесы в основном разворачивается в купеческом доме Кабановых, где мы и знакомимся с главными героями пьесы. Глава этого семейства - Марфа Игнатьевна Кабанова. В доме вместе с ней проживает ее сын Тихон, дочь Варвара и невестка Катерина. Островский вводит нас в мир «темного царства», пытается показать характеры, взаимоотношения и законы, по которым живут люди в этом «темном царстве». Для того чтобы нагляднее показать эти законы и взаимоотношения, Островский противопоставляет двух героинь - Марфу Игнатьевну и Катерину.
Несмотря на то, что Марфа Игнатьевна и Катерина выросли и воспитывались в купеческих семьях, характеры их сформировались совершенно по-разному. В семье, где выросла Катерина, царили любовь и взаимопонимание. Об этом Катерина рассказывала сама: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». Такое воспитание сформировало добрый и мягкий, но, несмотря на это, независимый характер. Вероятно, Марфа Игнатьевна воспитывалась в совершенно других условиях. Скорее всего, она уже с детства испытала на себе жестокость купеческих нравов, их несправедливость, где все было подчинено наживе - все это сформировало другой, нежели у Катерины, характер…
1 запись в тетради.
Катерина и Кабаниха
Кабаниха отстаивает патриархальные обычаи «Домостроя».
Катерина стремится к свободе выбора по воле сердца.
В драме есть человек, который близок Катерине по возрасту, менталитету, положению. Есть человек, с которым могла бы быть дружба. Я говорю о … Варваре. В чем состоит отличие между этими девушками?
«Катерина и Варвара» Чтение по ролям отрывка из д.2 явл.3.
В 1859 году А. Н. Островский пишет драму «Гроза». В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе выводит героиню, существенно отличающуюся от окружающих ее людей. Жизнь идеальной русской женщины для Островского характеризуется близостью к Богу, бессознательным ощущением изначальной обреченности человека. В драме «Гроза» воплощением такого типа персонажей является Катерина, жена Тихона Кабанова.
Драматург противопоставляет ей девушку, которая является частью провинциального мира, трезво смотрит на жизнь. Ее душа лишена чего-то возвышенного, не так глубока и сложна, как у Катерины. Это Варвара Кабанова.
Две героини пьесы различаются между собой, но их объединяет реалистичность изображения, которая придает обоим образам особую значимость…
Катерина и Варвара.
Отличие Катерины и Варвары в разрешении конфликта:
Варвара уходит из дома, Катерина уходит из жизни.
Думаю, что некоторые сейчас удивятся, но следующая исследовательская группа рассматривала очень интересный вопрос «Катерина и гроза».
Кроме того, что это слово «гроза» многозначное (мы на прошлом уроке русского языка работали с этим термином), оно является метафорическим прообразом самой Катерины.
Катерина и гроза.
Гроза играет важную роль в композиции драмы.
Катерина напоминает грозу, не подчиняясь (как и силы природы) никому.
Мы увидели независимость, доброту Катерины, ее гармонию с миром… кого же полюбила она? Достойного ли человека?
Следующая исследовательская группа «Катерина и Борис».
Спасибо! Как вы считаете, возможен ли другой финал драмы? При каком условии?
Борис и Катерина: две трагические личности.
Итак, подводя итог нашему научному совету, мы должны сформулировать и записать вывод.
Вывод: Катерина