Мотивация студентов в обучении
Бондаренко Алина Витальевна
В законе об образовании РФ (ст. 2, п. 3), говорится, что обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.Рассмотрим, что такое мотивация, мотивы и способы мотивации студентов в обучении.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Выделяют два вида мотивации: со стороны педагога – мотивация обучения, со стороны обучающегося – мотивацию учения.
Учебная мотивация – это сложная, комплексная система, образованная мотивами, целями, упорством, установки обучающегося и реакциями на неудачи. Мотивация основывается на простых вопросах ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ?
Цель обучения – это его определяющее, всепроникающее начало, влияющее на все его стороны: содержание, методы, средства. Известное замечание римского философа Сенеки о том, что для корабля, не имеющего гавани, никакой ветер не будет попутным, применимо и к основным целям в системе образования. Бесцельное обучение будет безрезультатным.
Вернёмся в наши аудитории, чтобы понять, что есть мотивация.
Изучение мотивации – это стремление понять, как и почему одни студенты стремятся к достижению цели, проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать сложные препятствия, и почему другие не обладают мотивами обучения.
- Мотивация учения – один из самых распространенных предметов психолого-педагогических исследований, которые проводятся на базе учебных заведений РФ. Людям обладающим жизненным опытом, достаточными психологическими знаниями, высоким уровнем рефлексии, присуще сознательные мотивы поведения и обучения, у молодых же людей в возрасте от 16 до 18 лет доля сознательной мотивации мала. При этом, основная часть студентов успешно обучается.
- Мотивы учебно-демонстрационного поведения студентов, которые часто, а иногда и постоянно изъявляют желание отвечать устно, либо решать задачи. Чаще всего к доске выходят одни и те же студенты, как правило «хорошисты» и «отличники». Но бывает и так, что активизируются и слабоуспевающие студенты.
- Мотивация снижения учебной деятельности, за частую, происходит, в начале первого курса обучения и последующих первых семестров на каждом курсе. Отстающие студенты пытаются «догнать» успевающих лишь перед сдачей зачётов или экзаменов.
- Мотивы деструктивного поведения на занятиях. Как показывает практика, в любой группе существуют такие студенты, которые не только сами слабо учатся, но и создают серьезные помехи своим поведением для студентов группы в получении знаний.
Одной из важнейших проблем обучения является мотивация внутренних потребностей, заставляющих ученика стремиться к той или иной цели. Задача педагога – вызвать желание учиться, то есть сформировать у обучающихся соответствующую мотивацию.
В педагогике определяют несколько основных условий мотивации учения: ситуация успеха; сотрудничество; эмоциональность; нестандартность форм обучения.
Для того, чтобы обучающийся включился в работу, необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Основой для создания положительной мотивации обучения должно стать создание комфортной атмосферы на занятиях за счет вовлечения в деятельность всех студентов; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого обучающегося; умение хвалить любого студента на каждом занятии, даже за малые достижения и успехи, давать возможность получать удовлетворение от своего труда.
Формирование положительной мотивации учения должно происходить на основе четко поставленной цели – получения хорошего образования. И каждый студент должен понимать, что он учится, прежде всего для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому родители и педагоги обязаны помочь им в осознании этой цели.