Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация контроля качества знаний обучающихся
в условиях среднего профессионального образования

Копылова Татьяна Геннадьевна
Актуальность изучаемой на занятии темы – «Волшебный мир батика» - соответствует веяниям сегодняшнего дня: повышение в обществе интереса к художественному творчеству; востребованность в современном обществе людей с эстетическим вкусом и т.д.
Роспись по ткани в наши дни считается очень популярной в создании красивых и интересных вещей гардероба и интерьера. Кроме того, предлагаемая форма организации  занятия - мастер класс, использование электронной презентации – является на сегодняшний день одним из наиболее современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме. Использование различных материаия системы управления качеством профессионального образования важная роль принадлежит научно обоснованному, тщательно спланированному и рационально организованному контролю процесса и результатов подготовки специалистов.
Актуальность и значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования: "Организация контроля качества знаний обучающихся в условиях среднего профессионального образования".
Проблема исследования: как организовать контроль качества подготовки обучающихся в условиях среднего профессионального образования для целенаправленного формирования у будущих специалистов  уровня  профессионализма, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
Объект исследования: процесс  обучения в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования: особенности организации контроля качества обучения в системе среднего профессионального образования
Цель  исследования : теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования различных сочетаний форм и методов контроля, способствующих формированию у будущих специалистов  уровня  профессионализма, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
В соответствии с целью и предметом исследования определены  задачи исследования:
  1. Охарактеризовать теоретико-методологические основы  контроля  в учебном процессе.
2.  Раскрыть содержание понятий «контроль», «качество знаний».
3. Выявить эффективность организации  контроля, способствующего  формированию у будущих специалистов  высокого уровня качества знаний.
4.  Провести экспериментальную работу по реализации  контроля качества знаний обучающихся в условиях среднего профессионального образования.
  Гипотеза  исследования:
  •  процесс контроля  качества знаний  обучающихся способствует повышению уровня подготовки по программам среднего профессионального образования, если:
-обучающиеся активно включены в процесс самоконтроля;
-адекватно сочетаются методы и формы контроля в процессе обучения;
-используются современные подходы кконтролю качества знаний.
Методологическая основа исследования:
-труды классиков педагогики и психологии (Бабанский Ю.К. Лернер И.Я., Краевский В.В., Сластенин В.А., Пидкасистый П.И.,  Анисимов П. Ф., Сосонко В. Е., Новиков А.М., А.Н. Лейбовича, С.А. Батышева).
Опытно-экспериментальная база исследования: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж пищевых технологий, группа обучающихся обучающаяся по профессии среднего профессионального образования 43.01.09 Повар, кондитер.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты исследования могут быть использованы  преподавателями образовательных организаций, реализующих стандарты среднего профессионального образования.
Ожидаемые результаты исследования: процесс контроля  качества знаний  обеспечит повышение уровня подготовки  обучающихся по программам среднего профессионального образования
 
Исследование состоит из двух этапов:
Первый этап: Изучение теоретических основ организации контроля качества знаний обучающихся по программам среднего  профессионального образования:
  • 1.1 Понятие и сущность контроля качества знаний обучающихся
    1.  Формы и виды контроля знаний обучающихся
1.3 Особенности осуществления контроля качества знаний обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования
На основании изучения и анализа  литературы  можно  сделать следующие выводы:
 контроль - это  процесс измерения уровня усвоения знаний, некоторых сторон развития и воспитанности, процесс обработки, анализа и обобщения результатов обучения,  позволяющий сделать выводы о корректировке процесса обучения, выводы об эффективности работы и учителей, и всего образовательного учреждения в целом.
Целью контроля является определение качества усвоения обучающихся программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
В системе среднего профессионального образования используются традиционные и нетрадиционные формы, методы контроля уровня подготовки студентов.
 Сочетание различных форм и методов контроля обучения позволяет выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения и оценить степень, уровень качества, освоения обучаемыми учебного материала.
Качество знаний - это нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения
Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного результата обучения стандарту.
 
Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса является правильно организованный контроль, который является самостоятельным звеном педагогической системы и средством диагностирования ее результатов.
            Контроль каждого уровня учебных достижений обучающихся требует применение определенных видов и методов контроля для получения достоверных результатов.
           
Второй этап исследования:  Опытно-экспериментальная работа по организации контроля качества знаний обучающихся в условиях среднего профессионального образования.
   Опытно-экспериментальная работа реализовывалась в ходе трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
Задачами опытно-экспериментальной работы являлись:
- выявление критериальной оценки  уровня качества знаний обучающихся;
- организация процесса контроля;
-проверка эффективности реализации контроля.
Назначение констатирующего этапа состояло в определении  критериальной оценки уровня качества знаний обучающихся.
Определение уровня качества знаний проводилось в виде тематического  контроля в групповой форме методом тестирования в соответствии с программой текущей и промежуточной аттестации по дисциплине Основы товароведения продовольственных товаров.
Тесты содержали 20 вопросов и заданий, по всем дидактическим единицам темы в соответствии с рабочей программой, инструкцию по выполнению теста, критерии оценивания работ. Задания были разграничены по уровню сложности на три блока:
Результаты оценивались по 100 балльной шкале с переводом баллов в оценки:
- от 1 до 10 верных ответов ( менее 55 баллов -неудовлетворительно);
- от 11 до 14 верных ответов ( 55-70 баллов - удовлетворительно);
- от 15 до 16 верных ответов (75-80 баллов - хорошо);
от 17 до 20 верных ответов (85-100 баллов -отлично). 
 По  результатам  анализа  была составлена  таблица Результаты тестирования
Фамилия, имя обучающегося
 
оценка балл
А. Максим 3 60
К. Лариса 4 75
К. Мария 5 85
К. Иоанна 3 65
К. Александра 4 80
Л. Татьяна 4 75
Н. Айнура 3 60
С. Владлена 4 75
С. Регина 3 70
С. Денис 3 60
С. Екатерина 3 70
С. Олеся 5 85
С. Алёна 4 75
Т. Марина 3 55
У. Алёна 3 65
Ш. Владимир 3 70
И.Эльвина 4 80
П. Максим 3 70
Ф. Иван 3 65
Уровень качества знаний по  группе
 (средний балл),  (%)
3,5 42
Анализ результатов тестирования показал, что уровень качества знаний в группе составляет 42%. Данный уровень качества не соответствует аккредитационному показателю, который составляет  50%.
Анализ помог увидеть, что результаты некоторых обучающихся находится на рубеже удовлетворительно-хорошо, хорошо-отлично.
Анализ результатов тестирования в разрезе блоков показал, что наибольшее количество обучающихся допустили ошибки в заданиях  на соответствие, установление последовательности, решение производственной ситуации .
Можно сделать вывод о том, что обучающимся сложно запомнить  материал, отличающийся большим количеством числовых значений, характеристик.
Итоги констатирующего этапа дали возможность установить  конкретные задачи формирующего этапа  опытно-экспериментальной работы и спланировать процесс контроля.
 
Формирующий этап проводился  в виде текущего  контроля.
Процесс контроля осуществлялся на этапе проверки выполнения домашнего задания, закрепления нового материала.  Для контроля качества знаний обучающихся применялись методы письменного, устного контроля, графического  контроля: составление кластеров, выполнение карточек-заданий, выполнение графического диктанта, решение ситуационных задач, осуществление самоконтроля, с целью активизации учебной деятельности обучающихся, повышения мотивации обучающихся, развития системного мышления, лучшего закрепления изученного материала. Методы контроля сочетались на каждом этапе урока, что позволило разнообразить структуру уроков.
Для рациональной организации контроля качества знаний обучающихся был разработан план проведения контроля, в котором конкретизировались методы контроля по той или иной теме.
План контроля
 
Тема урока Этап проверки домашнего
 задания
Этап закрепления нового
 материала
   
1. Значение молочных товаров в питании человека.
Характеристика, классификация молочных товаров.
2. Молоко, сливки
1.составление кластера №1 по теме «Значение молочных товаров в питании человека. Классификация молочных товаров» 1.составление кластера №2 по теме «Значение молочных товаров в питании человека. Классификация молочных товаров»    
2. самоконтроль (проверка на полноту воспроизведения информации)    
3.выполнение карточек заданий.    
4.защита ответов по выполненным заданиям.    
     
3.Кисломолочные товары Проверка и оценка знаний обучающихся по теме «Молоко, 1.составление кластера;
2.самоконтроль;
3.решение производственных ситуаций.
   
сливки»:
1.выполнение графического диктанта;
   
2.самоконтроль;    
3.решение производственных ситуаций;    
4. защита решений.    
4. Творог Проверка и оценка знаний обучающихся по теме  «Кисломолочные товары»: 1.выполнение карточек
 заданий;
   
1.составление производственных ситуаций (ВСР); 2.защита решений.    
2.решение производственных
 ситуаций;
   
3. самоконтроль.    
5. Сыры Проверка и оценка знаний обучающихся по теме  «Творог»:
1.составление кластера;
1. составление кластера    
2.самоконтроль;    
2.самоконтроль    
           
 
На этапе контрольного эксперимента  проанализированы результаты проведенной работы на основе данных тестового контроля, организованного аналогично  констатирующему этапу.
Результаты тестирования
Фамилия, Имя обучающегося
 обучающегося
оценка балл
А. Максим 3 65
К. Лариса 4 80
К. Мария 5 85
К. Иоанна 4 75
К. Александра 4 80
Л. Татьяна 4 75
Н. Айнура 3 65
С. Владлена 4 75
С. Регина 4 75
С. Денис 3 60
С. Екатерина 4 80
С. Олеся 5 85
С. Алёна 4 75
Т. Марина 3 55
У. Алёна 3 65
Ш. Владимир 4 80
И.Эльвина 5 85
П. Максим 3 70
Ф. Иван 3 65
Уровень качества знаний по  группе, (средний балл),  (%)        (3,7)  63
       
Анализ результатов тестирования показал, что уровень качества знаний в группе составляет 63%. Уровень качества знаний обучающихся повысился и   соответствует аккредитационному показателю.
Результаты обучающихся у которых были на рубеже удовлетворительно-хорошо, хорошо-отлично, результаты изменились в сторону повышения балла, наблюдается повышение балла без изменения оценки у двух обучающихся.
Анализ результатов тестирования в разрезе блоков показал, что  наблюдается снижение количества ошибок в заданиях сравнительно-сопоставительного анализа, решения ситуаций.
Сравним результаты опытно – экспериментальной работы (уровень качества знаний до проведения эксперимента и после)
 
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования позволяют судить о том, что  процесс контроля  качества знаний  обучающихся способствует повышению уровня подготовки по программам среднего профессионального образования. В ходе исследования, при использовании  современных методов и форм контроля наблюдалась наибольшая активизация процесса самоконтроля и познавательной деятельности обучающихся. Следовательно, предположения  оправдались, гипотеза подтвердилась.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»