Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование RAFT-технологии в образовательном процессе

Чумак Ксения Андреевна
Сегодня учитель перестает быть источником информации, его главная задача – создать и организовать условия, которые будут обеспечивать самостоятельную учебную деятельность обучающихся, и давать результат.
В своей педагогической деятельности важно стремиться идти в ногу со временем, изучать специальную литературу и внедрять на практике новые педагогические технологии.
Сегодня предлагаю вашему вниманию педагогический прием развития критического мышления приём РАФТ, который заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов.
R — role (роль)
A — audience (аудитория)
F — format — (форма)
T — topic (тема)
RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Данный прием формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. 
Технология состоит из 4 компонентов
Роль Аудитория Форма Тема
Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему Выяснение, кому может предназначаться данный текст Выбор жанра, формы повествования Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем
4-5  социальные группы, задействованные в данной теме группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов определяются возможные жанры, соотносимо с социальными ролями и вероятными читателями основные мысли и идеи текста

Чтобы урок с использованием этой технологии получился интересным, нужно подготовиться к его проведению заранее. Выбрать тему, которая будет интересна и сможет стимулировать фантазию обучающихся, подготовить наглядные материалы, определится с формой проведения урока (парная, групповая или индивидуальная).
Перед началом работы, необходимо провести соответствующий ИНСТРУКТАЖ участников.
1. Объяснить, что все участники должны рассматривать все четыре компонента приёма.
2. Провести мозговой штурм о теме. Выбрать несколько тем из предложенных.
3. Составить технологическую карту, в которой перечислить возможные роли, зрителей и формы проведения.
4. Дайте учащимся несколько примеров, а затем создайте условия, чтобы они предложили свои собственные варианты.
Использование технологии происходит в несколько этапов:
1. Стадия вызова — Основной задачей на данном этапе является активизация учащихся, мотивирование их к активному участию в процессе, сообщение темы урока. Оптимально сделать выбор в пользу методов, способных заинтересовать и вовлечь всех участников коллектива. Наиболее распространенными являются метод ассоциаций и мозгового штурма.
Обучающиеся сами должны предложить, какие социальные роли уместны в заданной ситуации. Возможно предоставление ролей учителем. В таблицу вносятся 4-5 позиций.
Далее определяют, кому будет направлено сообщение: люди, группы людей, организации, которые могут выступать целевой аудиторией для данных текстов.
И в третью колонку записываем возможные формы (жанры текста), которые соотносятся с ролями В последнюю колонку заносятся основные мысли и идеи текста.
Подводя итог, учителем зачитывается вся информация, представленная в таблице. Между учащимися распределяются социальные роли, и они приступают к написанию текстов.
Нужно объяснить ребятам, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж.
Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам и задание выполняется в течение 15-20 минут. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.
2. Стадия осмысления — здесь ребята пытаются более серьезно осмыслить получившиеся тексты, соотнести их с персонажами, работают с учебником или дополнительным материалом.
3. Стадия рефлексии — этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного. Ребята обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.
Преимущества технологии заключаются в том, что она универсальна для любого предмета и возраста. Ее возможно использовать как для обобщения материала, так и для изучения нового материала. А также концентрировать внимание обучающихся на главном в изучаемой теме.
Приведу вам пример разбора темы с помощью RAFT-технологии на уроке Истории с обучающимися 1 курса.
Тема: «Николай II – личность и государь»
Для того, чтобы понять всю сложность ситуации, стоявшей перед российским обществом, учитель предлагает окунуться обучающимся в ту эпоху и представить себя на месте представителя одного из социальных слоев. Социальные группы были определены вместе с ребятами.
Меньшевики
Большевики
Рабочие
Крестьяне
После мы определились кто будет аудиторией их сообщений.
И это стал император Николай 2.
Теперь нужно заполнить ячейку выбора жанра повествования: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки, письмо, журнал.
В последнюю колонку мы записали основную идею нашего текста – это необходимость проведения реформ в государстве.
Таблицу чаще всего заполняет учитель перед всем классом, а каждый обучающийся записывает ее себе.
Перед написанием петиции мы разобрали особенности каждой роли, поделились советами и мыслями, которые помогут при написании.
Группы начинают готовить свое задание, используя текст учебника и ранее полученные знания.
После подготовки заданий учащиеся выступают от имени своей группы, опираясь на данные подготовленные группой и аргументируют свой ответ.
Данный приём позволяет способствует эффективному погружению учащегося в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ему импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в определенных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям. Хочу заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»