Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дистанционного обучение в колледже –
положительное и отрицательное влияние
на изучение русского языка и литературы

Куракина Ольга Васильевна,
преподаватель русского языка и литературы
в СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий
«Краснодеревец»
Аннотация.
В статье проводится анализ положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения русскому языку и литературе, приводятся ссылки на электронные ресурсы, помогающие организовать образовательный процесс.
The article analyzes the positive and negative aspects of distance learning russian language and literature, provides links to electronic resources that help organize the educational process.
Ключевые слова.
Дистанционное обучение; образовательные технологии; русский язык; литература; distance learning; educational technologies; russian language; literature;
Образовательный процесс подразумевает не только передачу знаний от преподавателя к студенту, но и личное общение, которое направлено на изучение индивидуальных особенностей обучающегося педагогом, что позволяет выработать свою методику преподавания, найти подход к каждому ученику, а также помочь социализироваться детям, избегающим общения с другими людьми.
При дистанционном обучении общение педагога и ученика сводится к строгому следованию официально-деловой норме, что снижает возможности педагога «найти контакт» с обучающимся, окончательно лишает педагога статуса наставника, друга, способного оказать помощь в личных проблемах, дать совет. В практике любого педагога встречались дети, которым неоткуда получить такую поддержку, кроме как от учителя.
Участие в различных речевых ситуациях, которые обеспечивает очное обучение, также необходимо для обучения русскому языку и литературе, так как оно позволяет учащимся отработать навыки общения, правильного и уверенного употребления речи в разных условиях.  Во время очного обучения также существует возможность читать в классе, указывать на ошибки в чтении, развивать выразительность. Таким образом, развитие устной речи в рамках дистанционного обучения снижается.  Дистанционное обучение включает в себя использование онлайн-тестов, конспектов и рефератов, что снижает количество письменных работ, а это, в свою очередь, влияет на качество письма.
Для того, чтобы данная проблема была проанализирована не только педагогами, но и учащимися, был проведен опрос среди студентов. Опрос состоял из следующих вопросов:
  1. Как вам больше нравится обучаться – дистанционно или очно? Почему?
  2. Как вы считаете, изучать русский язык и литературу лучше дистанционно или очно? Почему?
Опрос проводился среди трех групп первых курсов, и 60% обучающихся отдали предпочтение очному обучению, аргументировав свой выбор тем, что в классе на уроках литературы можно обсудить прочитанное произведение, глубже его проанализировать.
Обучающиеся колледжа отличаются образом жизни от обучающихся школ тем, что многие студенты работают, проживают в отдаленных населенных пунктах, в связи с этим можно выделить ряд преимуществ дистанционного обучения:
- получение образования без отрыва от трудовой деятельности;
- предоставление равных образовательных возможностей различным социальным группам;
Положительное влияние дистанционного обучения непосредственно на изучение русского языка и литературы заключается в том, что у студентов есть возможность больше использовать в своем образовательном процессе словари, редкие книги, что не всегда удобно при очном обучении, потому что использовать интернет легче, чем найти нужную книгу в библиотеке.
В этом могут помочь следующие ресурсы:
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия 
http://megabook.ru/
- Русские словари. Служба русского языка 
http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
- Тексты русской литературы
 http://public-library.narod.ru/
 
Дистанционное обучение развивает критическое мышление, умение искать и анализировать информацию, работать с текстом, так как вынуждает студентов на большую самостоятельность. Также студенты могут осуществлять самоконтроль с помощью следующих сайтов:
- Онлайн-тесты  
https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dFd4RUNa
- Дидактические материалы
 http://proektrus.narod.ru/proekt3.htm
rusyaz-online.ru
- Контрольно-измерительные материалы
http://ege.yandex.ru/russian/
Безусловно, дистанционное обучение имеет как положительное, так и отрицательное влияние на изучение русского языка и литературы. Для того, чтобы образовательный процесс был насыщенным и полезным, необходимо научиться рационально сочетать дистанционные технологии и традиционные, а в погоне за современностью не забывать о том, что студенты –  тоже дети, которые нуждаются в личном внимании педагога.
 
Список литературы
  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2007.
  2. Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.: Издательство Юрайт, – 2017. – 194 с.
  3. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.
  4. Зайцева К.В., Веккер В.А. Дистанционные образовательные технологии и их значение для современного профессионального образования. РГППУ. X Международная студенческая научная конференция. Студенческий научный форум – 2018
  5. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996
  6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
  7. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»