Роль медицинской сестры в профилактике осложнений
сахарного диабета 2 типа у пациентов,
получающих инсулинотерапию
Зинчева Юлия Игоревна
Сахарный диабет (СД) – тяжелое и прогрессирующее заболевание, клинические проявления и осложнения которого обусловлены хронической гипергликемией. На сегодняшний день это заболевание является одной из серьезнейших медико-социальных и экономических проблем здравоохранения всех стран мира и по своим масштабам приняло характер неинфекционной эпидемии.Всемирная Организация Здравоохранения прогнозируют, что количество больных сахарным диабетом к 2025 году увеличится в 1,5 раза и в основном за счет больных с диабетом II типа.
Острота этой проблемы, помимо быстрого роста, определяется еще и тяжестью осложнений диабета, частоту которых можно существенно сократить за счет достижения гликемии, близкой к нормальному уровню. Известно, что при сахарном диабете 2 типа риск сердечно-сосудистых заболеваний и смертности в 2–5 раз превышает популяционный. По данным Всемирной Организации Здравоохранения каждые 10 секунд в мире умирает 1 больной сахарным диабетом; ежегодно - умирает около 4млн.
Очевидно, что свой вклад в рост числа разных осложнений и высокую смертность вносят неудовлетворительный контроль за течением сахарного диабета, недостаточная осведомленность о заболевании и низкая мотивация пациентов в соблюдении всех рекомендаций. И здесь неоценима роль медицинской сестры, которая может помочь пациенту управлять своим лечением, предотвратить или отсрочить развитие возможных осложнений. Медицинская сестра может проводить обучение пациентов, которое является интегрирующим компонентом лечебного процесса. Обучающие мероприятия следует проводить со всеми больными сахарным диабетом от момента выявления заболевания и на всем его протяжении. Цели и задачи обучения должны быть конкретизированы в соответствии с актуальным состоянием пациента, а содержание носить строго практическую направленность и доступность для восприятия. Обучение может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группах больных. Важно, чтобы на занятиях пациенты смогли получить и психологическую поддержку.
Большая часть времени в процессе обучения должна быть посвящена практической отработке навыков, необходимых для самостоятельного управления заболеванием. Прежде всего, это касается самоконтроля глюкозы крови, техники инъекций инсулина, правил коррекции его доз, оказанию самопомощи при неожиданном ухудшении состояния.
К сожалению, огромное количество пациентов, находящихся на инсулинотерапии, плохо разбирается в технике инъекций, то есть не знают, в какое место нужно сделать инъекцию инсулина, какую иглу использовать, как сформировать кожную складку, к чему может привести внутримышечный укол инсулина. Это подтверждено данными крупного международного исследования Titan по изучению техники инъекций инсулина, в котором Россия принимала участие. Результаты исследования наглядно показали настоятельную необходимость обучения пациентов технике инъекций, поскольку большинство из них не придает этому должного внимания, а последствия неправильного введения инсулина мешают достижению хорошего контроля гликемии.
Так,
- 88% пациентов используют длинные иглы;
- 19% инъекции в области живота и 29% инъекции в области бедра выполняется без формирования кожной складки;
- 55% пациентов отпускает складку раньше, чем вытаскивают иглу;
- 28% пациентов не получали от медперсонала информацию о глубине введения иглы под кожу;
- 40% пациентов не получали от медперсонала информацию возможности от врача информацию возможности индивидуального выбора длины иглы;
- 22% пациентов не знает, что инъекции можно выполнять под углом 45 градусов.
А ведь важным фактором успешной инъекции инсулина являетсяпопадание инсулина в подкожно - жировую клетчатку, а не в мышцу.Использование более коротких инсулиновых игл может минимизировать риск внутримышечных инъекций инсулина.
Кроме того, все пациенты, участвующие в исследовании вводили инсулин одной иглой по нескольку раз. На вопрос « почему вы используете инсулиновую иглу повторно?» более 60% больных отмечали, что «в целях экономии», 30% так «быстрее и удобнее», 5% «забывают менять иглу в шприц ручке», а ещё 5% «не видели в этом никакой опасности».
Все участники исследования были проанкетированы по основным причинам гипогликемии, которые они регистрировали в своих дневниках самоконтроля. И, к сожалению, у пациентов отмечались частые эпизоды гипогликемий по самой простой и распространённой причине: вследствие недостатка знаний: 58% пациентов испытывали эпизоды гипогликемии из -за ошибок, связанных с режимом питания (время приема пищи, пропуски пищи, недостаточный объем углеводов на один приём пищи), 23% пациентов имели гипогликемии в связи с ошибками при расчёте доз инсулина. Еще 17% не соблюдали правила профилактики гипогликемии при физических нагрузках.
Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что для достижения успешного контроля и профилактики осложнений сахарного диабета 2 типа у пациентов, получающих инсулинотерапию, медицинским сестрам необходимо проводить обучение основным правилам инсулинотерапии, технике инъекций, разрабатывать схемы и рекомендации по питанию для больных сахарным диабетом 2 типа.
Структурированное обучение пациентов позволит ликвидировать пробелы в образовании больного и достигнуть адекватного контроля сахарного диабета типа 2 на фоне применения генно-инженерного инсулина человека.