Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация самостоятельной работы студентов педагогического
колледжа при изучении исторической грамматики с помощью ЭУМК

Панферова Елена Юрьевна
Проблема оптимизации учебного процесса путем переноса его центра тяжести на самостоятельную работу студентов, активизации этой деятельности и повышения ее качества особенно остро стоит перед педагогикой в настоящее время. Современная система образования испытывает противоречие между быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями усвоения их обучающимся. Это противоречие заставляет педагогическую теорию  изменить парадигму образования, поставив в центр идею развития способностей человека к постоянному совершенствованию собственных знаний. Добиться этой цели можно только сделав ученика субъектом образовательного процесса, обладающим правом выбора своей образовательной траектории, наиболее соответствующей его способностям.
 Поэтому в условиях информационного общества требуется изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов. В связи с этим Федеральный государственный стандарт образования предписывает выделение большого количества времени на самостоятельную работу: в магистратуре – 75% времени от общей учебной нагрузки, в бакалавриате – 50%, в колледже – 30%. Центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как систематическую, управляемую преподавателем самостоятельную деятельность студентов, которая становится доминантной.
Таким образом, концептуальным в современном образовании является деятельностный подход, при котором главная задача педагога – «учить учиться». Эта задача может быть решена только при выходе на технологический уровень. Необходима такая организация самостоятельной работы студентов, которая бы вела к гарантированному результату и способствовала бы изменению самого субъекта образования – овладению им новыми способами действия.
Курс истории русского языка (историческая грамматика) занимает важное место в профессиональной подготовке будущего учителя-филолога.
Традиционно  изучение данного  предмета  вызывает у студентов серьезные затруднения, так как требует глубоких аналитических способностей, знаний по современному русскому языку,  умения устанавливать междисциплинарные связи (соотносить исторический и современный материал, видеть отражение исторических явлений в литературных текстах и объяснять их), развитого языкового чутья.
Между тем, изучению этого курса в педагогическом колледже отведено всего 28 часов. Недостаток времени, отсутствие учебников по предмету,  пропуски занятий  отдельными студентами, в том числе в связи с обучением по индивидуальному образовательному маршруту, –  все это подтверждает мысль о невозможности традиционного, линейного преподавания предмета и делает актуальной проблему организации самостоятельной работы при изучении исторической грамматики с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Организовать эту работу позволяет электронный учебно-методический комплекс, созданный  в русле личностно ориентированного обучения на основе  технологии модульного обучения, критического мышления, проектной технологии и разработанный в 3 редакторах (Word, Power Point, Excel) с использованием мультимедийных технологий (аудио, видео, анимация).
         Электронный учебно-методический комплекс построен по модульно-блочному принципу на основе гипертекстовой технологии.
 
ЭУМК имеет следующую структуру:
                 - ориентационная часть
                 - информационная часть: 1,2,3 модуль
                 - диагностическая часть
                 - рефлексия.
                     
         В ориентационной части обозначены цели курса, указаны виды итоговой аттестации, представлен маршрут обучения (программа) и прописаны все проверочные работы, приложены технологические карты, даны рекомендации по работе с комплексом и представлены условные обозначения и рекомендованная литература.
         Информационная часть содержит введение и три модуля.
         Диагностическая часть включает в себя входной и итоговый тесты по всему курсу истории русского языка.
         В рефлексивной части студентам предлагается для заполнения анкета для осмысления своих трудностей и достижений при изучении предмета.
         Каждый модуль имеет подобную структуру. Информационная часть каждого модуля состоит из учебных элементов (УЭ), в которых также выделяется ориентационная часть, информационная часть, диагностическая часть и рефлексия.
         Благодаря блочно-модульному построению достигается технологичность процесса усвоения курса. Таким образом, студент, самостоятельно осваивая предмет, должен последовательно пройти все указанные части комплекса.
         Во введении информационной части комплекса определяется предмет исторической грамматики, связь с другими науками.
         Три обучающих модуля соответствуют трем разделам дисциплины.
1 модуль направлен на развитие культуроведческой компетенции студентов и содержит материалы о понятии «древнерусский язык», о месте древнерусского языка в генеалогической классификации языков мира и среди славянских языков. Большой блок  «Источники изучения древнерусского языка» включает сведения о древних памятниках письменности и других источниках, об ученых, изучавших памятники, о хранении рукописей, о материалах письма и др. Все тексты хорошо иллюстрированы. Гипертекстовая структура пособия позволяет выйти на сайты, где можно пополнить свои знания (www.gramoty.ru) или посмотреть отрывки из видеофильмов. В блок входит также видеофильм «Источники изучения истории  русского языка», просмотр которого способствует повышению мотивации к изучению темы и является подготовкой к выполнению итогового теста. 
2 модуль – «Фонетика древнерусского языка»   содержит сведения о слоговой структуре слова и о звуковой системе древнерусского языка в начале письменности, об отражении праславянских фонетических процессов в древнерусском и современном русском языке, о древнерусских звуковых процессах, приблизивших фонетическую систему древнерусского языка  к современной.
3 модуль – «Морфология древнерусского языка» включает в себя блоки по трем знаменательным частям речи: «Имя существительное в ДРЯ», «Имя прилагательное в ДРЯ», «Глагол в ДРЯ». В последний блок входит также причастие и деепричастие.
С целью развития исследовательских умений во второй и третий модули включены задания для исследовательской деятельности: «Составьте исторический портрет слова» (модуль «Фонетика») и «Части речи в древнерусском языке» (модуль «Морфология»). Работа ведется в парах или малых группах в виде проекта и представляется на последних занятиях в семестре. Данная работа не только позволяет формировать навыки самостоятельной работы по отбору, осмыслению и презентации материала, но и развитие коммуникативной компетенции, а также повышению познавательного интереса к истории языка.
В формировании содержания комплекса использована цветовая символика – выделение цветом наиболее важных моментов содержания. Теоретический материал структурирован в виде таблиц и схем, что придает ему лаконичность и законченность. Созданы анимированные модели фонетических преобразований, происходивших в праславянский период, что оказывает воздействие на студентов с разными каналами восприятия и способствует более эффективному запоминанию.
В каждом модуле один из блоков – «Анализ текста». В блок входит схема анализа текста, образец и тексты для анализа с разработанными к ним заданиями.
В ЭУМК входит глоссарий, обращение к которому позволяет актуализировать и  корректировать знания студента.
В каждый блок включены разноуровневые упражнения, позволяющие индивидуализировать и дифференцировать процесс самостоятельной работы: степень сложности от 1 уровня к 3-му повышается. Студент изначально может определить для себя, упражнение какого уровня он в силах сделать, чтобы добиться успеха и повысить свою мотивацию. К некоторым заданиям предложены наводящие разноуровневые вопросы-подсказки и эталонные образцы рассуждения по наиболее трудным темам, представляющие собой алгоритм. Упражнения комплекса построены на разных уровнях познавательной деятельности.
Для закрепления умений в комплекс введен электронный тест-тренажер, включающий задания по наиболее трудным темам. Тест-тренажер, созданный в программе Excel, позволяет увидеть свои ошибки,  проанализировать их и  выполнить успешно оставшуюся часть работы или сделать тест заново. Электронный подсчет баллов может стать дополнительным стимулом к освоению темы.
Изучение каждого модуля и учебного элемента начинается и заканчивается  с входного и итогового тестов, выполненных в программах SunRove tMaker и Hot Potatoes.
В завершение работы над модулем или учебным элементом студент проводит самоанализ –  заполняет рефлексивную анкету, в которой оценивает уровень своего освоения материала (от 1 до 5), осмысливает, с какими трудностями он столкнулся в процессе работы и какие умения приобрел. Рефлексия служит средством повышения мотивации к изучению курса.
ЭУМК  «История русского языка (историческая грамматика)» частично апробирован на базе педагогического колледжа № 1 им. Н.А.Некрасова.
С целью выявления качества усвоения темы «Фонетика» были проведены две работы:
- тест на соотнесение слов с праславянскими фонетическими процессами, происшедшими в слове,
-  контрольная работа, в которой были предложены задания на высоких уровнях познавательной деятельности: анализ, синтез, оценка.
Усвоение знаний и развитие умений определялось по методике В.П.Беспалько.  Был достигнут  коэффициент  0,7, что значительно выше по сравнению с  результатом первичного тестирования (0,3).
Можно сделать вывод о том, что большинством студентов тема усвоена на достаточном для дальнейшего обучения уровне. Таким образом, использование ЭУМК при изучении исторической грамматики можно считать эффективным. 
Результаты анкетирования позволяют судить о неоднозначном отношении студентов к работе с ЭУМК.   60% студентов ответили, что предпочитают работать с печатными пособиями, так как это привычнее и материал «лучше воспринимается». Среди наиболее интересных видов работы студенты выделили: выполнение разноуровневых упражнений  (90%), возможность самопроверки  (50%), четко структурированный для удобства восприятия теоретический материал  (40%).
Большинство студентов считает возможной самостоятельную работу  с  ЭУМК как альтернативу уроку, но не единственным способом изучения курса: «Лучше живое общение с преподавателем».
Таким образом, электронный учебно-методический комплекс является современным и эффективным средством организации самостоятельной работы студентов при изучении истории русского языка, так как, будучи созданным на основе новых педагогических технологий, учитывает интересы и преподавателя, и обучающегося благодаря четкому методическому руководству, модульно-блочной структуре, продуманной системе тестирования, оценки и самооценки.
Использование ЭУМК может способствовать развитию внутренней мотивации студентов к изучению предмета и формированию навыков самостоятельной работы. Гипертекстовые технологии позволяют студентам активно участвовать в учебном процессе, отбирать необходимую информацию, искать ответы на возникающие вопросы, получать детальные разъяснения, осуществлять самоконтроль.
Применение ЭУМК приводит к изменению соотношения между занятиями, проведенными под руководством преподавателя, и самостоятельной работой студента. При этом роль педагога не снижается, так как в этих условиях процесс обучения становится управляемым.
 
 
 
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»