Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения
Коновалова Татьяна васильевна
Оглавление
- Введение _______________________________ 3
- Функции контроля знаний_________________ 4
- Виды контроля __________________________ 6
- Формы и приемы контроля ________________ 8
- Контроль умения понимания речи на слух ___ 12
- Заключение _____________________________ 18
- Список литературы _______________________ 1
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний , умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся – один из важнейших элементов учебного процесса. Рационально поставленный учет обеспечивает учителю возможность анализировать свою деятельность, своевременно замечать упущения при подготовке к очередному уроку, намечать пути исправления допущенных ошибок.
Ведущее место в этой проблеме занимает оценка. Важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась в интересах развития ученика, была адекватной, справедливой и объективной. В учебно – воспитательном процессе контроль выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции являются компонентом процесса обучения и классифицируются согласно той роли, которую они выполняют в этом процессе.
Функции контроля знаний
Контроль знаний, умений и навыков выполняет в процессе обучения следующие функции: проверочную, обучающую, диагностическую, корригирующую, управленческую, мотивационно – стимулирующую, оценочную, обобщающую, воспитательную, развивающую.
Проверочная функция реализует проверку качества поставленных задач, т.е. достижения определенного уровня иноязычных умений и навыков усвоения определенной суммы знаний.
Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитательную нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у учащихся формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим. Из оценочного арсенала в качестве главного инструмента учитель использует в основном отметку – балл. Смысл любой оценки – в стимулировании учения школьника. Положительная оценка стимулирует интерес к учению, рождает чувство удовлетворения, побуждает к более тщательному изучению данного предмета, отрицательная – сигнализирует о неблагополучии, о необходимости устранения отставания в учебе.
Задача мотивационно – стимулирующей функции состоит в создании положительных мотивов учения. Что касается овладения иностранным языком, то контроль способен значительно увеличить интерес к изучению данного предмета. Это связано с тем, что контроль создает определенный эмоциональный настрой на уроке, помогая каждому ученику видеть свои успехи, свое продвижение вперед
Обучающая функция – важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнения. Учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.
Корригирующая функция реализуется следующим образом. Учитель выявляет уровень сформированности навыков и умений у учащихся и, при необходимости, вносит определенные коррективы в приемы обучения, если он считает, что те приемы, которые он использовал, недостаточно эффективны для достижения поставленной цели. В дальнейшем учителю надо убедиться, что коррекция дала положительный эффект.
Диагностирующая функция состоит в выявлении уровня знаний, умений и навыков, привычных действий, оценке реального поведения. Суть данной функции проявляется в способности произвести диагностику обученности, определить существующий уровень владения учащимися иноязычными умениями и навыками на конкретном этапе обучения. Все функции педагогического контроля взаимосвязаны, но выделяются формы контроля, в которых превалирует одна, ведущая функция. Такая форма, как зачет, экзамен, коллоквиум характеризуется диагностирующей функцией.
Обобщающая функция контроля заключается в том, что контроль позволяет выявить степень владения иноязычными речевыми умениями и навыками в конце изучения определенной темы или по истечении части учебного курса или года.
Управленческая позволяет рассматривать контроль не как самостоятельную проблему, а как часть другой – проблемы управления учением. Управленческая деятельность учителя должна обеспечить организацию процесса обучения с учетом закономерностей учения и его особенностей. В педагогическом процессе все звенья должны функционировать по заданным параметрам. Например, если в процессе изучения какого – нибудь грамматического материала опущено выполнение определенного количества упражнений, то проверка усвоения в ходе контроля неправомерна.
Велика развивающая функция контроля. Она заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности.
Контроль выполняет и воспитательную функцию, так как он затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует учащихся, воспитывает у них чувство ответственности за свою работу, развивает умение быстрой концентрации усилий для решения в определенный срок конкретной умственной задачи, воспитывает сосредоточенность, умение мобилизовать внутренние резервы психики: мышления, памяти, внимания, восприятия; приучает к систематическому учебному труду, что особенно важно при изучении иностранного языка, так как язык требует постоянной работы над ним.
Виды контроля
Рассмотрев вопросы психолого – педагогических особенностей контроля и его функций, остановимся теперь на таком важном вопросе как виды контроля. Обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый.
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся. При знакомстве с новой группой, с новыми учениками учитель должен знать их сильные и слабые стороны. Идеально было бы провести индивидуальную проверку каждого ученика, но это невозможно из – за ограниченности времени. Поэтому необходимо выделить один урок для проверки сформированности отдельных языковых навыков. На основании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы в календарно – тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Текущий контроль – это один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача этого вида контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Текущий контроль в ходе урока необходим для проверки первичного усвоения новых слов, словосочетаний, грамматических явлений, речевых единиц. Работая с помощью подстановочных таблиц, предлагая составить предложения с новыми словами и словосочетаниями, учитель уже может судить, насколько учащиеся овладели навыками использования новой лексики в моделях. Учитель не отводит специального времени на уроке для контроля, и учащиеся не догадываются, что их контролируют. Текущий контроль также охватывает и речевые умения. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым. Необходимо также следить за тем, чтобы каждый учащийся имел возможность высказаться на уроке.
Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в семестр или в год. Примером такого контроля могут служить контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты. Лексико – грамматические тесты. Объектом контроля будут в этом случае речевые умения. Но, естественно, контролю будут подвергаться не все виды речевой деятельности, а лишь некоторые из них. Кроме того, проверка обычно носит фронтальный, а не индивидуальный характер.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения иностранного языка. Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во – первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во – вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности.
Формы и приемы контроля
Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые они должны проверять. Обратимся к анализу форм контроля. Формы контроля – это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками. Под этим термином подразумеваются разные виды предварительного, текущего, периодического и итогового контроля. Можно выделить следующие формы контроля: устный опрос или собеседование, письменный контроль, тестирование, индивидуальный, фронтальный, одноязычный, двуязычный. Рассмотрим каждую из форм контроля.
Опрос – это широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки. Основу устного опроса составляет монологическое высказывание учащегося или вопросно – ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Опрос может быть фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный. Устный опрос требует от учителя большой предварительной подготовки, он должен владеть разнообразными технологиями опроса, применять дидактические карточки, игры, технические средства обучения (записать ответ учащегося на магнитофон с последующим прослушиванием).
Индивидуальная форма устного опроса имеет один важный недостаток: отвечает лишь один ученик, а остальные остаются пассивными. Поэтому учителю следует построить опрос так, чтобы процесс был обучающим. Например, учащимся предлагается подготовиться к оценке ответа товарища, подготовить свой вариант ответа, задать отвечающему вопросы. Таким образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая форма контроля монологической и диалогической речи учащихся.
Фронтальный опрос предполагает работу учащихся всей группы, он обычно сочетается с повторением пройденного, закрепляет знания и умения. Достоинство его в том, что учитель может охватить всех учащихся, оценить их знания. Вопросы учителя должны быть краткими, логически связанными для охвата всего содержания темы, а также они должны иметь поисковый характер, чтобы побуждать учащихся к мыслительной деятельности. Например, такие вопросы: что произойдет, если…, чем отличаются…, почему главный герой…, чем вы можете объяснить поведение… Учителю не стоит забывать, что сначала он должен задать вопрос, а потом уже назвать имя ученика, которого он хотел бы спросить, если ученик затрудняется, предложить другому помочь ему. Недостаток фронтального опроса в том, что он дает поверхностные представления о знаниях учащихся, так как внимание учителя направлено на многочисленные объекты. Недостатки индивидуального и фронтального опросов можно нейтрализовать комбинированным опросом.
При использовании этой формы опроса учащимся предлагается прослушать ответ своего одноклассника, дополнить его, внести свои элементы в его ответ, поставит вопрос отвечающему, можно прервать отвечающего и предложить другому ученику продолжить его рассказ.
Взаимный опрос - это парная работа учащихся, они одновременно тренируются и контролируют друг друга, а учитель в это время ходит по классу, оказывает помощь и контролирует работу всех учащихся. Наиболее эффективно эту работу можно организовать с помощью технических средств обучения.
Письменная проверка является весьма экономичной как в плане охвата всей группы за один урок, так и с точки зрения возможности обработки и получения результатов. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы. Письменная проверка используется во всех видах контроля как на уроке, так и вне его (домашнее задание). Недостатком письменной работы является большое количество учебного времени, которое требуется для его проведения. Учитель должен тщательно подготовиться к письменной проверке, задания подготовить заранее, постараться, чтобы они были индивидуальные, что исключит возможность списывания, требовать выполнение работ в специальных тетрадях. Очень хорошо использовать письменную форму для домашних заданий, только следует учитывать тот факт, что задавать задания можно лишь в том случае, если аналогичное задание выполнялось в классе устно, иначе у ученика не будет возможности выполнить задание правильно.
Тестирование как форма контроля вызывает в последнее время в отечественной практике большой интерес. Это объясняется тем, что помимо своей основной функции – контроля, оно может служить средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся, мерой определения эффекта обученности и способом прогнозирования успешности или неуспешности обучения. Задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Тесты могут быть использованы при профессиональной ориентации учащихся (прогностические тесты), для проверки результатов обучения (диагностические тесты), для текущего или итогового контроля (тесты успешности). Важным свойством хорошего теста является его экономичность, т.е. малые затраты времени на его выполнение, несложность организации теста, возможность легкого подсчета результатов. Чаще всего в учебном процессе встречаются вопросно – ответные тесты. Они имеют достаточно широкую область применения. Эффективность этого типа задания состоит в том, что ответ ученика не только управляется формой вопроса, но и известной ему ситуацией или информацией.
Проанализировав все формы контроля, хочется сказать, что все формы в комплексе обеспечивают своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и учителем, на основании которой устанавливается, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал. Каждая из форм имеет свои недостатки и достоинства, только правильное и целесообразное сочетание всех форм контроля способствует повышению качества учебно – воспитательного процесса по иностранному языку.
На пути усвоения учащимися программного материала весомое место принадлежит проблеме преодоления трудностей. Основным условием успешного преодоления трудностей является наличие у ученика твердых убеждений, понимания значения его действий. Владение иностранным языком было бы принципиально невозможно, если бы в процессе речевой коммуникации не стояло такое явление как самоконтроль. Между самоконтролем и контролем действий учащихся со стороны учителя существует тесная взаимосвязь: обе формы взаимосвязи совершенствуют и поддерживают друг друга. Особо важную роль для успешного выполнения какой – либо деятельности, выполняемой индивидуумом в процессе самоконтроля, играет установка, содержащаяся в задании. Установка способствует более успешному осуществлению деятельности, улучшает условия ее протекания и результаты. Самоконтроль при изучении иностранного языка проявляется тогда, когда ученик говорит что – то на иностранном языке и одновременно контролирует свою речь посредством слуховых и моторных ощущений. Когда он пишет, то движения руки контролируются зрением и моторными ощущениями. Самоконтроль сигнализирует о нарушении этого процесса, о необходимости деятельности по коррекции восприятия той или иной информации.
Таким образом, самоконтроль в процессе овладения иностранным языком является органичным компонентом всякого умения и навыка, контролирующей деятельностью мозга, осуществляемой произвольно или непроизвольно через соответствующие психофизиологические каналы. Важно оказывать внимание каждому учащемуся, его творческой индивидуальности в процессе обучения, использовать формы контроля, адекватные формам обучения, это будет способствовать более быстрому формированию самоконтроля. Самоконтроль мобилизует значительные резервы эффективности учебного процесса, является мощным инструментом управления процессом обучения с помощью обратной связи.
Из психологии известно, что при проведении контроля положительные эмоции способны оказать благотворное влияние на протекание умственной деятельности. Учитель должен уметь адекватно пользоваться не только вербальными средствами для выражения своего отношения к оценке, но и тембром своего голоса, определенными тонами, т.е. учитель должен быть предельно спокойным и доброжелательным, тогда ученики будут относится к очередному контролю как к повседневной проверке их знаний, умений, навыков.
Контроль умения понимания речи на слух
Как известно из исследований, аудирование служит мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением, письмом. И действительно, если учащиеся понимают звучащую речь, то им легче понять и графическое написание, т.е. перекодировать то, что они видят, на то, как это должно звучать.
Из психологии известно, что скорость, с которой учащиеся воспринимают речь, говорящего, зависит от того, как быстро они могут повторить услышанное во внутренней речи. Поэтому для умения понимать речь на слух необходимо разработать научно обоснованный темп речи говорящего в зависимости от ступени обучения, потому что понимание иноязычной речи на слух представляет большие трудности. Аудирование реализуется с помощью перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных действий. Каждому действию соответствуют определенные операции, выполнению которых следует обучать.
Действия | Операции |
Перцептивные | Восприятие, узнавание, понимание языковой (фонетической, лексической, грамматической) информации прослушанного текста |
Мыслительные | Языковое и смысловое прогнозирование аудиотекста, декодирование, вычленение единиц смысловой информации, выделение из текста главного и деталей, т.е. анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др. |
Мнемические | Завершающий синтез, представляющий собой различного рода компрессию и интерпретацию (смысловую переработку) воспринимаемой информации, выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти. |
Моторные | Проговаривание, осуществляемое во внутренней речи. |
Задача обучения аудированию на иностранном языке состоит в том, чтобы научить осуществлять данный вид речевой деятельности, т.е. развивать умения перерабатывать воспринимаемую на слух иноязычную речь в разных условиях общения как при непосредственном контакте собеседников, так и в записи (магнитной, видео и т.д.). Решение задачи обучения аудированию на иностранном языке предполагает и контроль за успешностью этого процесса. Одним из важнейших вопросов контроля является проблема проверяемых объектов.
Проблема в том, что обучаемый воспринимает на слух какой-то текст, содержащий определенную информацию. В зависимости от целей аудирования восприятие и понимание информации осуществляется по – разному и это находится в непрерывной связи с характеристикой аудируемого текста.
В процессе смысловой переработки аудированного сообщения участвуют разные механизмы психики, т.к. аудирование, как и другие виды речевой деятельности, - это психическая деятельность. Естественно, что функционирование этих механизмов (восприятия, памяти, внимания, осмысления и т.д.)носит индивидуальный характер. Недостаточное функционирование этих механизмов качестве понимания аудируемого сообщения. Следовательно, необходимо как развитие и совершенствование деятельности этих механизмов, так и контроль за успешностью решения этой учебной задачи.
При контроле механизмов психики, такие как внимание, память и антиципация необходимо проверять следующее:
Механизмы психики | Контролируем |
Внимание | - умение удержать его на содержании, целенаправленно воспринимать аудиотекст от начала до окончания поступления информации, т.е. владение произвольным вниманием; - умение распределять внимание, концентрируя его на тех или иных интересующих аудитора элементах содержания текста; - умение сосредоточить внимание на определенных отрезках речевого потока. |
Память | - эффективность функционирования механизмов оперативной памяти; - успешность работы механизмов кратковременной памяти; - эффективность функционирования механизмов долговременной памяти. |
Антиципация | - умение вероятностного прогнозирования, т.е. предугадывание на основе понятой части аудиотекста; - умение догадываться о содержании информации, которая должна поступить вслед за услышанной частью аудиотекста. |
Следует отметить, что недостаточно эффективное функционирование этих механизмов сказывается на качестве понимания аудируемого текста. Следовательно, необходимо как развитие и совершенствование деятельности этих механизмов, так и контроль за успешностью решения этой учебной задачи.
Для понимания иноязычного текста на слух имеют значение психические факторы – неинтересный или слишком растянутый текст рассеивает внимание школьников. Иногда от ученика при слушании ускользают некоторые детали, но если факты он излагает логично, то он понял, о чем речь.
Важно при подборе текстов, чтобы содержащийся в них материал был интересным, способствовал развитию логического мышления, будил воображение. Также следует учитывать, что монологические тексты воспринимаются на слух легче, чем диалогические.
Кроме того, имеется и ряд факторов лингвистического характера. Это объем воспринимаемого на слух сообщения, темп, в котором оно передается, индивидуальная окраска речи передающего сообщения и другие. Эти факторы также влияют на успешность деятельности аудирования и имеют непосредственное отношение к проблеме контроля. Следует отметить, что аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией.оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование. Непременным условием овладения этим видом речевой деятельности является концентрация внимания слушающего на том, что он должен слышать, так как малейшее отключение от слушания ведет к потере смысла. Необходимо формировать у обучаемых умение воспринимать, понимать, а, следовательно, активно перерабатывать воспринимаемое, что связано с умение членить речевые сообщения на смысловые куски. Для начального этапа это умение учащихся в воспринимаемой звуковой цепочке слушать и различать слова. Также не менее важным является формирование умения удерживать в памяти все более длинные звуковые цепочки, т.е. развивать и контролировать свою память. На начальном этапе ученик учиться удерживать в памяти слова, затем словосочетание, предложение и, наконец, несколько предложений и только затем – текст.
Указанные речевые умения являются также объектами контроля, в соответствии с видами информации, содержащейся в тексте. В структуре разных уровней аудирования как вида иноязычной речевой деятельности эти умения можно представить следующим образом:
- Понимать тему и подтемы звучащего сообщения;
- Понимать общее содержание;
- Дифференцировать информацию;
- Понимать существенные детали и отделять их от второстепенных;
- Ориентироваться в композиционной структуре сообщения;
- Понимать эмоционально – оценочные компоненты информации;
- Прогнозировать содержание сообщения, его цель, точку зрения автора на основе понятой части текста;
- Установить собственное отношение к воспринимаемой информации;
- Охват общего смысла текста или фрагмента живой речи при однократном предъявлении;
- Общее понимание всего текста;
- Детализированное понимание как всего текста, так и отдельных его частей;
- Прогнозирование содержания дальнейшего изложения на основе принятой части текста;
Для контроля понимания иноязычной речи на слух можно предложить следующие задания:
- Ответы на вопросы по содержанию текста;
- Выбрать правильные/неправильные утверждения;
- Выбрать правильное утверждение из серии предложенных;
- Выбрать неправильное утверждение из серии предложенных;
- Составить вопросы по содержанию текста;
- Составить план содержания текста;
- Выбрать заголовок к прослушанному тексту из нескольких предложенных;
- Сформулировать основную идею текста;
- Выбрать из предложенных положений тему и идею текста;
- Перечислить последовательность фактов в тексте;
- Расположить предложенные факты в логической последовательности;
- Описать главных героев;
- Передать общее содержание текста;
- Высказать свое суждение относительно поведения главного героя;
Заключение
В настоящее время нельзя считать проблему контроля сформированности речевых и языковых умений окончательно решенной. Целый круг вопросов является пока недостаточно изученным и требует специального исследования.
Каждый учитель должен знать требования, предъявляемые к методике контроля и те параметры, по которым оценивается то или иной вид речевой деятельности. Так же каждый учитель должен стремиться достаточно грамотно реализовывать эти требования в учебном процессе, уметь создавать правильный микроклимат в классе, при проверке стараться проявлять объективность и доброжелательность, и, самое главное, учитывать психическое состояние учащихся в процессе контроля. После проверки выполнения заданий учитель должен уметь объективно комментировать и оценивать ответы (письменные и устные), управлять процессом контроля, нейтрализуя негативные эмоции и состояния.
Из психологии известно, что при проведении контроля положительные эмоции способны оказать благотворное влияние на протекание умственной деятельности. Учитель должен уметь адекватно пользоваться не только вербальными средствами для выражения своего отношения оценке и соответствующими интонационными структурами, тембром своего голоса , определенными тонами, т.е. учитель должен быть предельно спокойным и доброжелательным, тогда это спокойствие будет переходить на его учеников, и они будут относиться к очередному контролю как к повседневной проверке их знаний, умений и навыков.
Также следует обратить внимание на тот факт, что нормой в работе учителя при оценке учащихся в процессе их деятельности на уроке должно стать умелое применение индивидуальных эталонов, в контролирующих процедурах – использование, по возможности, тестов. Базовым умениям в осуществлении оценочной функции учащегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, так как учение – это деятельность самоуправляемая, вне этой позиции оно не может быть организовано.