Методическая разработка. Интегрированный урок
Англицизмы в русском языке
Посвящается Международному Дню родного языка
Киселева В.А., преподаватель русского языка;
Лапс В. А., преподаватель иностранного языка
ГОУ СПО Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Лапс В. А., преподаватель иностранного языка
ГОУ СПО Пожарно-спасательный колледж
«Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей»
Дисциплина: Иностранный язык, Русский язык
Тип урока: урок комплексного применения знаний методологической направленности русского и иностранного языковВид: интегрированный урок
Формы учебной работы: I блок – теоретический, II блок – практические задания, сочетающие репродуктивную и проблемную формы обучения, решающие коммуникативные задачи урока.
В процессе учебной деятельности применяется:
- индивидуальная форма обучения – выполнение самостоятельных заданий;
- устные выступления – индивидуальные сообщения новой для группы информации;
- коллективная форма работы: частичная и полная передача организации отдельных практических заданий студентам.
- тематическое оформление кабинетов: информационный бюллетень, выставка самостоятельных письменных работ студентов, стенд с высказываниями лингвистов и литераторов о русском языке;
- подготовка индивидуальных сообщений, докладов, рефератов, сочинений-эссе о родном языке, об известных представителях российской филологической науки, об истории русского литературного языка, стихотворений о языке, о словах;
- подбор заданий для индивидуальной работы.
- формированию страноведческой компетенции (лингвострановедение);
- обогащению лексического запаса;
- углублению интереса к лингвистике, к более эффективному усвоению программного материала по дисциплинам, а именно: понимать лексическое значение как русских слов, так и заимствований, их системность; конструкцию словосочетаний и предложений; научить употреблять языковые единицы в соответствии с требованиями морфологии и орфоэпии; уметь дифференцировать предложения по видам и типам; отличать части речи и члены предложения; четко ориентироваться в системе функциональных стилей речи русского языка;
- формированию общепринятых ценностных ориентаций таких гражданских качеств как гуманизм, патриотизм, чувство собственного достоинства, социальная активность, терпимость, уважение к окружающим, самостоятельность в применении знаний в комплексе и работы в группе на русском и английском языках с использованием мультимедиа.
Организационный момент. Отметить присутствующих. Распределить раздаточный материал, ТСО. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Устное сообщение преподавателей русского и иностранного языков. Устное сообщение студентов (см. приложение 1-4). Самостоятельное применение знаний. Рефлексия. Систематизация и обобщение полученных знаний с целью формирования правильной самооценки и умения анализировать, сравнивать, классифицировать. Тренировочные задания (индивидуальные и групповые). Подведение итога интегрированного урока. Пояснение домашнего задания.
Вступительное слово преподавателей
Преподаватель: Проверим домашнее задание
Устное сообщение 1: История языка (приложение 1).
Устное сообщение 2: Значение трудов М. В. Ломоносова (приложение 2).
Устное сообщение 3: Заслуги А. С. Пушкина (приложение 3).
Устное сообщение 4: Лексика, фразеологизмы, крылатые слова (приложение 4).
Задание 1 – Преподаватель предлагает индивидуальные карточки (приложение 5): «Подбери правильный ответ», поясняет алгоритм выполнения, объявляет регламент выполнения задания. По окончанию работы проводит опрос. Студент, первым выполнившим задание, читает ответ на английском языке и русском.
Вопрос: «Как вы думаете, сколько языков на Земле? – более 3000.
Студент рассказывает о популярных языках мира (приложение 6).
Задание на заимствованные слова: преподаватель поясняет как правильно выполнить задание (приложение 7).
Преподаватель русского языка: Как вы думаете, каких слов больше: собственных или нарицательных?
Устное сообщение 5: «Мир собственных имен» (приложение 8).
Преподаватель английского языка дает следующее задание: Криптограмма (Приложение 9).
Вопрос 1: к какой семье языков относится русский и английский языки?
Вопрос 2: как называется словарный состав языка?
Вопрос 3: какая наука изучает словарный состав языка?
Вопрос 4: с помощью чего может пополняться лексика?
Примечание: если время позволяет, то можно дать индивидуальные карточки-криптограммы с названиями разделов русского языка (можно работать в группе).
Преподаватель русского языка делает обобщение: За тридцать последних лет в наш родной русский язык вошло более 30000 иноязычных слов и выражений. В одном из сочинений по теме «Русский язык в моей жизни» я прочла озабоченность студента в том, что «не потеряет ли русский язык свою самобытность, и, главное, его корнеслов». Вот об этом еще в 19 веке сказал А. И. Крылов: студентка читает басню «Так корни говорят листам…» (приложение 10).
Задание: заменить заимствованные слова русскими синонимами (приложение 11). Преподаватель английского языка проводит опрос. Поощряет студентов, которые точно подобрали не только одно слово, но и ряд синонимов.
Преподаватель русского языка:
Русский язык по праву является языком международного общения, поскольку выступает не только как родной язык русского народа. Он является государственным языком в республиках Российской Федерации, вторым государственным языком в Беларуси и некоторых бывших республиках Советского Союза. В нашей стране русский язык изучают в школах. Все народы, населяющие территорию бывшего СССР, развивают свою национальную культуру и язык. Русский язык в нашей стране используется как язык межнационального общения. Знание русского языка облегчает общение людей различных национальностей, облегчает их взаимопонимание. Русский язык входит в число наиболее распространенных языков мира. На земном шаре, на нем говорят более 250 млн. человек. По степени распространенности русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нем говорят свыше 1 млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.).
Русский язык – один из мировых языков общения. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве иностранных языков, эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН). Официальными мировыми языками ООН признает английский, французский, испанский, русский, арабский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.
Преподаватель иностранного языка:
Нужно помнить, что употреблять иностранное слово нужно только тогда, когда оно необходимо для выражения мысли. Например, неуместным будет сказать: «За недостойное поведение студента изолировали с занятия» или «Желаем консенсуса в семье!». В этом случае правильно будет употреблять слова: «удалили/выгнали», «согласия».
При выборе слова люди должны обращать внимание на его значение, стилистическую окраску, употребительность и сочетаемость с другими словами. Нарушение хотя бы одного из этих условий может привести к речевой ошибке. Чрезмерное заимствование иностранных слов может привести к засорению языка и утере его самобытности.
Наш язык требует бережного отношения к нему. И. С. Тургенев писал: «Берегите чистоту языка как святыню! Не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Преподаватель русского языка: предлагает викторину на закрепление русского и английского языка. Преподаватель английского языка проверяет правильность ответов (Приложение 12).
Преподаватель русского языка: О каком празднике говорилось в викторине? – Ответ: Праздник русского языка, получившего официальный статус Всероссийского, 6 июня 2011 года.
Преподаватель русского языка: студенты подготовили стихотворения по теме нашего занятия
Студент 1: «Да, есть слова!» (А. Т. Твардовский. Приложение 13)
Студент 2: «Дай мне, жизнь, пожалуйста…» (А. Прокофьев. Приложение 14)
Студент 3: «Язык мой русский» (Е. Евтушенко. Приложение 15)
Студент 4: «Мужество» (А. Ахматова. Приложение 16)
Примечание
Все материалы I и II частей урока в двух вариантах выполнены в электронном и бумажном виде. Преподаватель русского языка объявляет тему второй части урока в соответствии с календарно-тематическим планированием.
II часть урока.
Преподаватель русского языка:
Из живущих на Земле существ только человек обладает даром речи. Чтобы назвать этот бесценный дар, человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль, чувства.
Могу привести великолепные образцы использования глаголов в отечественной художественной литературе: И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» употреблял свыше 100 глаголов, обозначающих речь.
Мы хорошо знаем, что выразительность языка достигается не только подбором новых глаголов, но и употреблением глаголов, различающихся приставками. Например, говорить – заговор, приговаривать, проговорить, оговориться, наговориться, уговорить. Как видим, приставка придает слову новое значение.
На экране отрывок их поэмы А. А. Пушкина «Полтава»:
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею.
Преподаватель: Определите части речи. Сколько глаголов в тексте? Выпишите их в тетрадь. Укажите лексическое значение глаголов.
Преподаватель поясняет алгоритм выполнения следующего задания. Из глаголов I лица образуйте инфинитив (приложение 1 из 2 части урока)
Кто выполнит первым, тот и победитель.
Преподаватель: какие глаголы не могут быть переходными?
Студент: возвратные, потому что они называют действие, которое совершается самим субъектом: ребенок улыбается. А переходные глаголы, например, умывать, встречать, радовать (кого-либо) – то есть действие переходит на другой предмет.
Преподаватель: Назвать, какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжениям.
Студент: глаголы 1 спряжения имеют окончание –е-, а второго спряжения – и-. Но надо помнить про 11 глаголов на –е-, которые относятся ко 2 спряжению: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть, вы запомните, друзья, их на –е- спрягать нельзя!
На электронной доске размещены все 11 глаголов.
Преподаватель: как глаголы изменяются? – они имеют прошедшее, настоящее и будущее время.
Задание 2. Найти в стихотворении А. Н. Плещева (1825-1893), поэта некрасовской школы, глаголы и указать время (приложение 2),определить грамматические основы.
Задание 3. «Интересные глаголы» - это личные и безличные. Привести примеры (лес шумит, в ушах шумит).
Преподаватель: Какие грамматические категории мы не отметили?
Студенты: наклонение, вид глагола. Называют все виды и наклонение.
Преподаватель предлагает работу по учебному пособию. Упражнения 199,200. Выполнить по заданиям к данным упражнениям.
Домашнее задание: Учебное пособие, «Русский язык». А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Москва. «Просвещение». 2018г. 5-е издание. Упр. №201 (все части). Повторить морфологические и грамматические признаки глагола.
Приложение 1
История языка.
Людей было много на земле. Они жили, где кому нравилось. В то древнее время люди говорили на одном языке. Но с течением времени между потомками Ноя стали возникать несогласия, так что им нужно было разойтись на далёкое расстояние друг от друга. Племена хамовы задумали помешать этому. Они решили построить город, а посредине города поставить большую, высокую башню. Она должна быть так высока, чтобы касалась небес, и чтобы видна была со всех мест земли. Этим самым они хотели прославиться. Многие племена согласились на это. Но это было неугодно Богу, который видел, что люди делают башню из одной гордости, вопреки его намерениям. Он сделал так, что люди стали говорить на разных языках, никто не понимал друг друга. Так Бог смешал языки, и люди бросили эту постройку, начатую только из гордости, а не для пользы. Долго стояла эта недостроенная башня, потом развалилась, а город был назван Вавилоном, т.е. смешением.
Это была первая попытка объяснить, почему так много языков на земле. В мире насчитывается около 3000 языков. Все они различны во всех отношениях. Но если начать их сравнивать, то можно убедиться, что одни стоят совсем особняком, а другие схожи. Прослеживая их историю, мы обнаружим, что они родственники, и, видимо, развились от одного общего предка.
Приложение 2
М.В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с ее разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.
Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.
Еще со студенческих лет М.В. Ломоносов проявил себя как знаток русского языка, реформатор стихосложения. Будучи за границей, он пишет: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не уступает, но и подобную оным, а себе купно природную и соответственную версификацию иметь может». Его живо интересует связь церковно-славянского языка с русским, - на ее основе он делит литературный язык на соответствующие стили: высокий, средний и низкий. В 1755 г. М.В. Ломоносов публикует «Российскую грамматику», почти в течение ста лет сохранявшую огромное практическое значение.
Его теория «трех штилей» приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения по этой теории стали доступны широкому кругу читателей.
Приложение 3
Заслуги А. С. Пушкина
«Заслуги А. С. Пушкина – гениального русского поэта перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку… Он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни. Он первый водрузил могучее русское знамя поэзии глубоко в русскую землю». (И. С. Тургенев). В его творчестве «… отразилась вся Русь, со всеми… стихиями, все разнообразие, вся многогранность ее национального духа…» (В. Г. Белинский).
В. Я. Брюсов писал: «Понимаем ли мы Пушкина? Для «среднего» читателя в сочинениях Пушкина 3 элемента «непонятности». Во-первых, чтобы понимать Пушкина, необходимо хорошо знать его эпоху, исторические факты, подробности биографии поэта… Во-вторых, необходимо знать язык Пушкина, его словоупотребление. Не зная, например, что для Пушкина «пустынный» значило «одинокий», нельзя понять стихов: «Звезда пустынная сияла», «Свободы сеятель пустынный», подобно этому, необходимо знать, что «ничтожество», значило «небытие», «презрительный», «достойный презрения», «добыча-жертва». В третьих, необходимо знать все мировоззрение Пушкина!»
«Изучить поэта – по мнению Белинского, - значит не только ознакомиться через усиленное и повторное чтение с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их!»
Приложение 4
Лексика, фразеологизмы, крылатые слова
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Название это восходит к Гомеру, в поэмах которого («Илиада», «Одиссея») оно встречается много раз («Он крылатое слово молвил», «Между собой обменялись словами крылатыми тихо»). Гомер называл «крылатыми» слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Гомеровское выражение «крылатые слова» стало термином языковедения и стилистики. Термином этим обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и литературных персонажей, ставшие нарицательными (например, Геркулес, Тартюф, Хлестаков), образные сжатые характеристики исторических лиц (например, «отец русской авиации», «солнце русской поэзии»).
Крылатые слова многообразны по своему происхождению. Один из них возникли в отдаленные эпохи, другие совсем недавно. Культуры различных эпох и стран обогащали их запасы. Античные и библейские мифы, народные песни и сказки, мировая художественная литература, критика, публицистика, мемуары, исторические документы, научные сочинения, речи политических и общественных деятелей являются обильными источниками крылатых слов (Н. Акушин, М. Акушина).
Приложение 5
Подбери правильный ответ. Пословицы и фразеологизмы.
|
Soon learnt, soon forgotten |
|
Под лежачий камень вода не течет |
|
Experience is the mother of wisdom |
|
Сколько голов, столько и умов; о вкусах не спорят |
|
Too much knowledge makes the had bold |
|
Много знать будешь – скоро состаришься |
|
Many man, many mind; tastes differ |
|
Опыт – источник мудрости |
|
Nothing venture, nothing have |
|
Быстро выучил – быстро забыл |
|
To keep one’s chin up |
|
Не в бровь, а в глаз |
|
To keep a grib on oneself |
|
Сдерживаться, владеть собой |
|
To keep oneself in check |
|
Не вешать голову в трудный момент |
|
To be close to home |
|
Кто хочет, тот добьется |
|
Where there is a will, there is a way |
|
Держать себя в руках |
Приложение 6.
Определить лексическое значение английских глаголов.
- freeze - замерзать
- assemble – собирать
- hear – слышать
- buy – покупать
- change – менять
- sell – продавать
- stay awake- бодрствовать
- concentrate – концентрировать
Приложение 7.
Задание: необходимо английские слова распределить по тематическим группам, не пользуясь словарем.
animator, ballet, barman, blender, bodybuilding, browser, camera, champion, display, doctor, duet, fitness, florist, football, gamer, golf, Internet, jazz, login, mixer, opera, pilot, radio, realtor, scanner, shaker, sportsman, surfing, sweater, tango, toaster, user.
БЫТ | КОМПЬЮТЕР | СПОРТ | КУЛЬТУРА | ПРОФЕССИИ |
|
Приложение 8.
Мир собственных имен
Вы не задумывались над тем, каких имен больше – собственных или нарицательных? Часто отвечают: нарицательных. Но это не так. Собственных имен много больше. У каждого народа есть названия больших и малых рек, крупных городов и совсем маленьких селений, люди имеют имена и т.д. Появляются собственные имена постоянно.
Возьмите, например, учебник истории, и вы сразу же столкнетесь с разнообразными собственными именами: Киевская Русь, Закавказье, Византия, Царьград, Киев, Чернигов, Новгород, Игорь, Олег, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, «Русская правда», «Слово о полку Игореве», Владимиро-Суздальское княжество, Кремль и многие другие. То же вы увидите в учебниках химии, математики, физики. Собственные имена повсюду с нами. Человек не может обойтись без них.
«Вообразим на мгновенье, что с нашей планеты исчезли все географические названия – городов, рек, морей, гор, стран, улиц. Тотчас остановилась вся работа почты. В напрасных поисках мечутся пожарные машины и скорая помощь – никаких адресов нет. Парализован транспорт: никто не знает куда едет, где пересесть, а где сойти; грузы вместо Марселя идут в Гонолулу. Мировое хозяйство распалось, человечество отброшено к первобытному состоянию. Всего только слова!» (В. А. Никонов. Введение в топонимику).
Приложение 9.
КРИПТОГРАММА №1
К какой семье языков относятся русский и английский языки?
И
Д
В
Р
О
Й
О
О
Н
Е
П
Е
С
Й
О
КРИПТОГРАММА №2
Как называется словарный состав языка?
Л
И
К
С
Е
К
А
КРИПТОГРАММА №3
Какая наука изучает словарный состав языка?
Л
И
К
С
Е
К
Г
Я
О
Л
И
О
КРИПТОГРАММА №4
С помощью чего может пополняться лексика?
З
И
С
Т
М
А
В
А
О
В
Н
И
Е
Приложение 10.
А. И. Крылов
"Мы те,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас".
Приложение 11.
Задание: замените данные заимствованные слова русскими синонимами
Например: Эксклюзивный (exclusive)– исключительный
- Бейби (baby) –
- Бизнес (business) –
- Бойфренд (boyfriend) –
- Дискуссия (discussion) -
- Импорт (import) –
- Комфорт (comfort) –
- Лузер (looser) -
- Менеджмент (management) -
- Оригинал (original) –
- Революция (revolution)
- Суперстар (super star) -
- Тинэйджер (teenager) –
- Фешенебельный (fashionable) -
- Хобби (hobby) -
- Юзер (user) -
Приложение 12.
Ответить на вопросы, вставить пропущенные орфограммы.
- Грамота, которой писали церковно-славянские первоучителя – к.рил..ца.
- Кто является создателем славянской азбуки? К.р.лл и М.ф.дий.
- Кто предложил теорию «трех штилей»? Л.м.н.с.в.
- Как называется наука о русском языке?
- Каких имен больше – собственных или нарицательных?
- Что такое «крылатые слова»?
- Назвать фамилию известного просветителя, первопечатника. Иван …
- Наука риторика – это искусство говорить (как?) …
- Что изучает ономастика?
- Какой праздник появился 6 июня 2011 года и получил статус Всероссийского?
- В какой стране говорят по преимуществу на языке хинди и урду? – (Натсикап)
- Почему число владеющих испанским языком столь значительно, хотя население Испании не превышает 40 млн. человек?
Приложение 13.
А.Т.Твардовский
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь - до дна,
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал;
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал;
Чтоб не мешать зерна с половой,
Самим себе в глаза пыля;
Чтоб шло в расчёт любое слово
По курсу твёрдого рубля.
Приложение 14.
А.Прокофьев
Дай мне, жизнь, пожалуйста,
Железные слова.
Дай мне не из жалости,
А введи в права.
Придай им силы дивной
От солнца и земли,
Чтоб не размыли ливни
И гро́зы не сожгли.
Дай мне, жизнь, пожалуйста,
Сердечные слова.
Дай их не из жалости,
А по правам родства.
Дай мне их по главному,
По кровному родству,
Крутому, своенравному,
Которым я живу!
Дай мне, жизнь, пожалуйста,
Горящие слова.
Дай их не из жалости —
Чтоб кру́гом голова,
Чтоб, светом день наполнив,
Я одного достиг —
Чтоб слово в блеске молний
Огнем входило в стих!
Приложение 15.
«Язык мой русский» Е.Евтушенко
Звуча у Пушкина так дивно,
язык наш корчится в тоске,
когда пошлят богопротивно
на нем, на русском языке.
Язык, наш вечный воскреситель,
не даст он правды избегать.
На языке таком красивом
так некрасиво людям лгать.
Как бы неправда ни крестилась,
на ней не вижу я креста.
Есть пропасть между слов – «красивость»
и «подлинная красота».
Язык мой русский, снежно хрусткий,
в тебе колокола, сверчки
и поскрип квашеной капустки,
где алых клюковок зрачки.
Ты, и не думая зазнаться,
гостеприимный наш язык,
в себя воспринял дух всех наций,
и тем по-пушкински велик.
Приложение 16.
А. Ахматова
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
II часть урока.
Приложение 1
Подобрать глаголы неопределенной формы
- Стерегу – стеречь
- Могу – мочь
- Лечу – лечь
- Жгу-жечь
- Запрягу – запрячь
- Пеку – печь
- Волоку – волочь
- Стригу – стричь
- Теку – течь
- Берегу – беречь
- Увлеку – увлечь
- Рассеку – рассечь
- Обожгу – обжечь.