Проектное обучение в преподавании гуманитарных
дисциплин в системе профессионального образования
Гаркуша Мария Александровна
В системе профессионального образования заложены профессиональные навыки, вместе с которыми, формируются универсальные позволяющие молодым специалистам стать не только специалистами в своей области, но и уметь реализовать себя всесторонне в обществе. Подготовить квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля является целью профессионального образования. Будущий выпускник должен стать конкурентоспособным на рынке труда, компетентным, независимым свободно владеющим знаниями, навыками, умениями, ориентирующимся в смежных областях деятельности, способным к эффективной работе умея понимать и применять мировые стандарты, стремиться к постоянному профессиональному росту [1, 4].В современных условиях главной целью реализации государственной образовательной политики является подготовка качественно нового уровня специалиста. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы не только научить студента предмету, но и научить его мыслить, проводить параллели, обобщать, делать научно-практические выводы, самостоятельно принимать решения и нести ответственность [7]. Одним из эффективных видов обучения является проектное обучение, ориентированное в первую очередь на учеников, а не на преподавание педагога. Под проектным обучением понимается формирование компетенций обучающихся через их участие в проектной деятельности. «В результате изменяется роль педагога в учебном процессе, его социальная функция. Важным является познакомить обучающихся с миром информации, научить самостоятельно работать с информационными источниками, критически оценивать и анализировать получаемые знания и применять их для решения различных задач» [5]. Знания полученные в результате проектного обучения становятся долгосрочными и изучаются комплексно с привлечением разных учебных предметов.
Цель проектного обучения – найти способ решения проблемы, научить систематизировать, верифицировать информацию, критически мыслить, работать в команде, преодолевать трудности, находить нестандартные решения, пользоваться инструментами познания и проектировать свою деятельность достигая определенного результата.
Проектное обучение помогает решить ряд задач:
- мотивирует. Студенты, приходящие в среднее профессиональное образовательное учреждение, мало заинтересованы в общеобразовательных предметах, таких как история и обществознание, следовательно, основная цель преподавателя заинтересовать, замотивировать студентов к изучение дисциплин гуманитарного цикла [7].
- интегрирует. Студенты используют междисциплинарный подход, осуществляя поиск информации из смежных дисциплин, реализуя межпредметные связи;
-верифицирует. Устанавливают причинно-следственные связи, анализируют, прогнозируют и сравнивают с результатами полученными на выходе.
- самоопределяет обучающихся в будущей профессиональной деятельности.
Проектное обучение ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Оно помогает самостоятельно усвоить материал, сформировать исследовательские навыки.
При проектном обучении студенты пользуются разными источниками: учебники, научные статьи, монографии, популярная литература, ресурсы интернет источники, СМИ, архивные материалы, документы позволяющие создавать и разрабатывать учебные исследовательские проекты в виде доклада, реферата, презентации, схем, статьи и т.д.
На первом курсе в начале проектной работы студенты сталкиваются со сложностями - отсутствует умение самостоятельно определять задачи, не в состоянии осуществлять целенаправленный поиск необходимой информации, преобразовывать информацию в знание, приводить полученные знания в систему, активно и корректно их использовать, осуществлять классификацию [3]. Одна из задач преподавателя заинтересовать и помочь обучающимся. «Нельзя заставить ученика или студента изучать то, что ему неинтересно, и он не видит возможности применения своих знаний в будущем. Желание учиться - это, прежде всего, осознание обучающимися важности этой деятельности для дальнейшей жизни, это осмысление зависимости успеха, благополучия от качества приобретаемых знаний, умений, навыков и формирование на этой основе образовательных потребностей. Будет это желание заложено педагогом, атмосферой в образовательном учреждении, значит, эффективным будет и сам процесс обучения» [5]. Организация исследовательского обучения может быть реализована как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.
На уроках истории и обществознания мы даем основу ключевых сведений, постепенно готовя студента к самостоятельной исследовательской работе, предлагаем алгоритм, который будет подсказывать, направлять и помогать обучающимся. Начиная с традиционной творческой работы: нарисовать схему, составить кроссворд, проработать фрагмент из документа с использованием альтернативных точек зрения, ознакомиться с противоречивыми источниками информации вызывающими сомнения в достоверности и т.д. Данный вид работы помогает развивать разнообразные умения и компетенции, вовлекая обучающегося в обсуждение проблем, приводя к успешному коммуникативному процессу способствуя повышению качества знаний, формируя умения и навыки для критического осмысления материала.
Следующий этап обучения - обучение путем исследования. «Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации» [2]. Проектная исследовательская работа, включает следующие основные этапы [4, 6]: постановка проблемы; планирование; ожидаемый результат; знакомство с теорией; поиск, анализ и обобщение собранного материала; срок выполнения; рефлекия; комментарий и собственные выводы; демонстрация выполненного проектного задания.
На занятиях по истории и обществознанию студенты выполняют коллективные, групповые, индивидуальные исследовательские проекты: «Применение отравляющих веществ в Первую мировую войну», «Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?», «Международный терроризм – проблема современности», «Современная массовая культура: достижение или деградация?», «Современная молодежь: характеристика и особенности», «Революция или революции 1917 года? Случайность или предопределенность?». Результаты своих исследований студенты представляют в виде докладов и презентаций.
Одним из приемов включения студентов в проектное обучение является проведение игровой ситуации, когда студенты включаются в групповую деятельность, например на уроке обществознание мы проводим «Собеседование с работодателем, составление резюме». Ребята делятся на группы: отборочная комиссия, студенты самостоятельно готовят вопросы интервью, прорабатывая виды собеседований с использованием разных методов включая психологическое исследование; соискатели, готовятся к собеседованию на вакансии, которые соответствуют их реальным интересам. Данная ситуация наглядно показывает студентам, что самое большое значение при устройстве на работу имеет собеседование, где становится понятным, что соискатель останется в выигрыше, если ему удастся заинтересовать работодателя и найти с ним общий язык. От первого впечатления, которое удалось произвести зависит успех всего предприятия. Необходимо заявить о себе как о хорошем работнике. А для этого нужно уметь сделать собственную самопрезентацию. Условия в которые попадают обучающиеся способствует осознанию своих сильных и слабых сторон и помогает развить в себе навыки самопрезентации.
Одним из приемов включения студентов в проектное обучение является проведение круглых столов на актуальную тему. Выбор темы из числа предложенных преподавателем осуществляют сами студенты. Например, «Почему в Гражданской войне одержали победу красные?» Как правило, учащиеся с интересом включаются в самостоятельную работу по изучению нового материала, подбирают факты, используют исторические источники, пытаются дать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, учатся определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выдвигать идеи и гипотезы, выслушивать друг друга, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Основная цель исследовательской деятельности по гуманитарным предметам на мой взгляд состоит в том, чтобы помочь студенту сформировать культуру аналитического и критического мышления, научить выделять достоверные события, уметь применять свои знания и суждения, защищать и аргументировать личные взгляды. «В современных условиях учащийся должен уметь поставить проблему, найти и отобрать необходимый материал, логически его организовать и самостоятельно сделать вывод. Тогда и в будущем его действия будут организованными, системными, а решения – конструктивными» [5].
Список литературы:
- Бергалеева Т. С., Использование современных образовательных технологий в преподавании гуманитарных дисциплин, // Инновационный вестник. – Курганский государственный колледж. 2018. №1.
- Вологдина Н.Л. Технология исследовательского обучения на уроках истории иобществознания// Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: электронный адрес http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/09/21/tekhnologiyaissledovatelskogo-obucheniya-na-urokakh-istorii-i (дата обращения: 30.08.2020)
- Калита С.П., Юркин Н.И., Проектный метод преподавания гуманитарных дисциплин как актуальная образовательная технология // Современное педагогическое образование. 2019.
- Новые возможности WorldSkills для сопоставимой оценки результатов в профессиональном образовании // [Электронный ресурс] - Режим доступа: электронный адрес https://ioe.hse.ru/data/2019/08/24/1536798817/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%82%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf. (дата обращения: 28.08.2020)
- Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании / Т. В. Руденко. – Томск. 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа: электронный адрес http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/.
- Силакова Н.И. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма, - 2017. № 2(7).
- Стенникова Е.Н., Современные образовательные технологии на уроках истории в условиях реализации ФГОС среднего общего образования, // Инновационный вестник. – Курганский государственный колледж. 2018. №1.