Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Применение интеллект-карт на занятиях
по дисциплине «Информационные технологии»

Догадина Ирина Валерьевна
Современное образование настигла волна новых приемов и технологий обучения, которые чаще всего являются измененными, адаптированными под веяние времени традиционными методами и средствами обучения, нацеленные повысить интерес учащихся к учебному предмету, качеству обучения – такие методы как сторителлинг, геймификация, кейс-стадии.
В основе идеи ментальной карты лежит методика сворачивания текста, когда большой текстовый материал представляется в сжатом виде. Ранее данная методика реализовывалась через написание аннотаций, рефератов, выводов, схем к отдельным параграфам, главам и так далее. В настоящее время, стал вопрос о необходимости реализации наглядного представления теоретического материла, появилось новое направление — инфографика, где используются графики, диаграммы, изображения, схемы и мало текстового материала. Ментальная карта - это реализация метода сворачивания текста с применением принципов инфографики. Кроме того, часто одним из типов инфографики выделяют интеллект-карты. Следует также отметить, что на данный момент термин имеет много синонимов – ментальные карты, карты ума, карты знаний, карты связей и т.д.
В обучении и образовании интеллект-карты приобретают всё большую популярность. Их создают с целью удобства и эффективности процесса обучения. Тяжело воспринимать и запоминать скучные схемы и таблицы. Красочные рисунки и графические изображения гораздо легче запомнить и воспроизвести впоследствии. Именно это принесло возрастающую известность технике составления карт памяти.
Составление карты мыслей можно разделить на несколько этапов:
  1. Мозговой штурм. Он направлен на поиск предмета размышления — базовой темы. Это то, что обычно располагается в центре карты. Также можно начать формирование карты мышления с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Кому как удобнее.
  2. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, нужно выделить относящиеся к ней ключевые темы. Они должны иметь короткие названия и формировать иерархию карты. Если категории слишком абстрактны, прикрепите к ним изображения. Это создаст ассоциации и позволит быстро распределять идеи. Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Темы второго уровня тоже должны состоять из одного-двух слов. Но если карта мыслей довольно простая (не более трёх уровней), второй уровень может быть представлен предложениями или заметками.
  3. ‍Конкретизация. Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Здесь уже можно задействовать описательные фразы, заметки и выноски. На этом этапе можно прочерчивать связи между элементами карты мыслей. Например, можно связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так интеллект-карта становится более логичной.
Современные занятия по дисциплине «Информационные технологии» предоставляют возможность использовать ИКТ при составлении интеллект-карт, а также дают возможность запоминать и приводить в порядок большой объем информации.
Использование интеллект-карт в учебном процессе носит различный характер. Чаще всего используют данную технологию при изучении нового материала. Начиная занятие, получая очередную информацию по теме, студенты составляют интеллект-карту. И когда изучение раздела подходит к концу, из маленьких картинок и надписей составляется одна большая карта.  Это очень удобно, так как не занимает много времени, делается тут же на занятии и участие в создании принимает вся группа в процессе объяснения материала. Когда собрана вся карта, то подготовка к тестам или практическим работам становится значительно легче. Создание карт проходит по-разному. На некоторых занятиях, когда могут возникнуть сложности, карта рисуется в тетради. В другом случае при изучении материала студенты сами рисуют карты на компьютерах.
Очень удобно использовать интеллект-карты при разработке проектов. В этом случае интеллект-карта позволяет увидеть проект в целом, а затем реализовать его в какой-либо среде. В зависимости от проекта работа строится в группах или индивидуально.
Любая проблемная ситуация, созданная на занятии, требует принятия решения. Обычно работа в группах и создание карт методом мозгового штурма позволяет найти правильный путь.
Создание интеллект–карт на занятиях по информационным технологиям позволяет:
  • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность студентов.
  • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями студентов.
  • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
  • Организовывать самостоятельную работу учащихся.
  • Организовывать проектную деятельность учащихся.
  • Научить студентов пользоваться различными источниками информации.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности, мышление, память.
  • Вырабатывать совместные выводы, решения и результаты работы.
Примеры интеллект-карты по теме «Методы создания сайта»:


 
Список использованных источников:
  1. Тони Бьюзен «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. Mind Map Mastery»
  2. Гузеев В. В. «Методы и организационные формы обучения»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»