Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальные проблемы преподавания химии в колледже

Симохина Елена Ивановна,
преподавательСПб ГБ ПОУ
«Экономический колледж»
  
В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса к предметам естественного цикла у студентов. Перед педагогом ставиться задача – пробудить интерес к предмету, и не отпугнуть сложностью.  
Организация обучения химии в системе среднего профессионального образования имеет свои особенности.  В процессе обучения химии в учреждениях СПО (особенно на непрофильных специальностях) очень часто возникают следующие проблемы:
- разный, а чаще всего низкий, уровень подготовки абитуриентов, который объясняется тем, что они приходят из разных школ, где обучались по разным программам и учебникам;
- увеличение объема самостоятельной работы студентов, к которому не готово большинство обучающихся, а подготовка компетентного специалиста требует большого внимания к развитию навыков самостоятельной работы. Химия, с одной стороны, энциклопедическая наука, а с другой – требует наглядного и практического разъяснения. И самостоятельно выучить, а тем более провести опыты в домашних условиях не сможет практически ни один студент;
- недостаточное количество лабораторных занятий (практикумов), что не позволяет преподавателю в полном объеме продемонстрировать студентам свойства, способы получения и применение веществ, дать им возможность поработать с лабораторным оборудованием. Химия – наглядная наука, требующая большого количества практических и лабораторных работ. За последнее десятилетие во многих школах, в учебных заведениях среднего профессионального образования, да и иногда и высшего эти работы демонстрируются на экране. Студент не «щупает», не «нюхает», то есть не пропускает через себя то практическое знание, которое необходимо получить при изучении химии. Таким образом, он фактически не осознает, что же такое наука – химия. Преподавание химии должно включать большое количество опытов, как демонстрационных, так и проводимых самими студентами. Для этого необходимы хорошо организованные лаборатории химии без недостатка реактивов и оборудования, с хорошо продуманной техникой безопасности;
- отсутствие полноценных учебников также является одной из проблем преподавания химии. Каждый вновь выпускаемый учебник ориентируется на рабочую программу курса химии, в которой урезаются часы на общение с преподавателем. В результате сокращается объем материала, необходимый для понимания сути дисциплины, теряется логичность и связанность описанных явлений. Но в наш век Интернета для хорошего преподавателя не составит труда разработать достойный материал по любой теме, который целесообразно предложить студентам. Из-за постоянного сокращения часов этот прекрасный материал превращается в лучшем случае в тезисы, которые без подробного объяснения не усваиваются студентами;
- жизнь в современных условиях подразумевает наличие определенного багажа химических знаний и навыков обращения с химическими веществами. Современный педагог сможет привлечь внимание к своему предмету, если обучающемуся будет интересно на уроке, и он сможет получить ответ на вопрос: «А зачем мне это знать?» Сегодня студентам не нужны знания сами по себе, им нужно их жизненное преломление. Поэтому одной из основополагающих целей урока должен быть ответ на вопросы: «Где в повседневной жизни мы применим полученные знания и навыки?». «Потребуются ли знания химии в моей будущей профессии?»;
 - у химии, как предмета, должна быть профессиональная направленность.
 Главной проблемой качественного усвоения химии является противоречие между увеличивающимся объемом нового фактического материала и жестким регламентом образовательного стандарта.
Совершенно очевидно, что для преодоления этих проблем нужны существенные изменения методологии преподавания, форм организации учебного процесса, что возможно только при использовании современных образовательных технологий.
Определяющая идея педагогического опыта заключается в повышении мотивации к изучению химии через использование современных передовых технологий, проверенных на деле и имеющих большой потенциал.
  1. Проблемное обучение.
Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую свою или заимствую сконструированную другими исследовательскую задачу, а студент ищет способ ее решения. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках химии. При использовании данной технологии я реализую принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.
  1. Информационно-Коммуникационные Технологии.
На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Использование ИКТ на уроках химии позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся. 
На современном этапе в химическое образование должны быть включены информационные компоненты. Учащимся необходимо, прежде всего, овладеть компьютером в качестве одного из средств познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. По сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, более правильно, под информационной технологией понимают совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
3. Научно - исследовательская и проектная деятельность.
Метод проектов направлен на реализацию самостоятельной работы обучающихся. Создание проектов позволяет студентам в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом поиске, развитие навыков самообразования, помогает созданию условий для креативной самореализации личности. Использование в обучении химии исследовательского метода позволяет включать студентов в максимально самостоятельную, творчески активную деятельность. Большое значение для выработки исследовательских умений имеют творческие работы, такие как составление кроссвордов и разнообразных задач, сочинение сказок, вычерчивание различных графиков, написание докладов, рефератов, проведение исследований. Проектная деятельность позволяет вовлечь в учебную работу всех обучающихся, стимулирует развитие их творческого потенциала, способствует формированию активного взаимодействия между преподавателем и студентами.
 4.Личностно - ориентированные технологии.
 На современном уроке не обойтись без умения формирования и развития критического мышления.  На помощь придет технология критического мышления посредством чтения и письма. Высокоэффективной эта технология является при работе с текстом и в проектно-исследовательской деятельности. Она позволяет студентам овладеть умениями интерпретации, анализа, оценки, заключения, объяснения. Технология построена на основе личностно-ориентированного, деятельностного подхода, на принципе коммуникативности, дополнительности управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к жизненной ситуации, рефлексии.  Технологией критического мышления занимался в свое время педагог Э. Глассер, который разработал программу критического мышления, включающую тесты на проверку умения рассуждать, делать выводы, распознавать допущения, оценивать заключения.
Интеграция в рамках предмета устанавливает взаимосвязь между темами и разделами. Понимая это, ученики стремятся овладеть системой знаний по предмету. Любая невыученная тема внесет в нее брешь и может затруднить дальнейшее понимание.
5.Реализация межпредменых связей. 
Идея необходимости межпредметных связей, не нова. Ее высказывал еще К.Д. Ушинский.  Он считал, что весьма актуальной и перспективной является связь между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Все это способствует расширению и углублению знаний, и превращению их в конечном результате в мировоззрение. Не секрет, что современная школа допускает у учащихся два состояния: присутствие знаний и отсутствие таковых. Большая часть знаний носит схоластический характер, не видя их практического применения, студенты утрачивают в дальнейшем интерес к предмету. Поэтому неотъемлемой задачей обучения является переход от иллюзорного мира схоластических знаний к установлению взаимосвязей с окружающим миром, т.е. к активному процессу перераспределения информации.
6. Технология использования в обучении игровых методов.
 Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.   Уроки-игры (технологии интенсивного обучения) позволяют не только активизировать самостоятельную деятельность студентов, но и развивают память, моделируют различные жизненные ситуации и межличностные отношения, помогают при стрессах, всегда увлекательны, стимулируют обучающихся проявлять свои способности, инициативу, преодолевать комплексы, работать в команде.
7. Здоровьесберегающие технологии.
 Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять технические средства обучения, что дает положительные результаты.


8.Технология дистанционного обучения.
 Технология дистанционного обучения становится всё более и более актуальной в современном образовании. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех студентов, которые по различным причинам не могут посещать занятия. Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного общения преподавателя со студентами.
Целью своей педагогической деятельности я считаю создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность, создать все условия для саморазвития студентов.
 
Литература:
  1. Ермаханов М.Н. Химический эксперимент и его роль в методике обучения химии/ М.Н. Ермаханов, Л.А. Журхабаева и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1 (часть 3) – С. 398–399.
  2. Жакышова Б.Ш. Применение химического эксперимента в процессе обучения химии / Б.Ш. Жакышова., А.М. Молдошев // Проблемы современной науки и образования. – 2016 с. – №7(49). – С. 16–19.
  3. Манахова С.В. Современное состояние дисциплины "химия" для технических направлений подготовки бакалавров / С.В. Манахова, Л.В. Майер // Развитие Северо-Арктического региона: проблемы и решения: матер. научной конфер. профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2016. – С. 347–350.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред.Е.С. Полат.- М., 2017г.
  5. О. М. Новузова. Педагогические технологии в образовательном процессе. Волгоград. Учитель, 2018г.
  6. Овчинникова М.В. Особенности преподавания химии для непрофильных специальностей среднего профессионального образования / М.В. Овчинникова // Современные тенденции экономики, управления и образования: матер. Всероссийской научно-практич. конференции – Курский институт кооперации – Курск, 2015. – с. 167–170.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»