Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социально-культурологический подход на уроках английского языка

Плетнева Надежда Геннадьевна,
преподаватель английского языка
Санкт-Петербургского государственного
бюджетного профессионального
образовательного учреждения
«Академия индустрии красоты
«ЛОКОН» Санкт-Петербурга 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
 
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается использование социально-культурологического подхода на уроках английского языка в СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН» для формирования отвечающего современным требованиям специалиста и личности. Рассматривается, как этот подход применяется на уроках с использованием конкретных тем и мероприятий. В современных условиях необходимость знания культуры страны изучаемого языка очевидна.
Ключевые слова: социально-культурологический подход; уроки английского языка; межкультурная коммуникация; культура и язык. 
В современном мире всё меняется очень быстро. Происходят изменения в экономической, культурной и духовной сферах общества. Обществу необходимы квалифицированные специалисты с высокой степенью культуры.
В современных условиях очень остро стоят проблемы культурно-нравственного просвещения молодого поколения. Эти проблемы затрагивают социокультурные аспекты обучения и воспитания студентов, а также формирование жизненных ценностей и ориентиров особенно по отношению к будущей профессии.
Перед педагогическим сообществом ставится задача обеспечения высокого качества образования. Необходимо в наших студентах воспитать личность, гражданина и профессионала. Становится всё более очевидно, что формирование современной личности невозможно без использования социально-культурологического подхода на уроках.
Человек является продуктом того общества, в котором он живёт, его формирует социально-культурная среда, которая влияет на его мысли, поступки, на модель поведения.
Мир, в котором живут современные подростки, насыщен конфликтами. Эти конфликты возникают везде: на улице, дома, в учебном заведении. Одна из основных причин этих конфликтов заключается в том, что у подростков разный культурный уровень развития. К тому же «даже носители одного и того же языка могут выступать представителями разных культур и субкультур. Они также могут не до конца понимать друг друга» [2, c. 90]. Необходимо посредством приобщения к культуре воспитывать творческую личность и здесь не обойтись без социально-культурологического подхода в воспитании и обучении.
На уроках английского языка мы стремимся научить студентов общаться на другом языке. Однако «общение и культура неразделимы» [5, c. 55]. «Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием (опять же иностранным, если слово иностранное) представление о мире» [3, c. 25].
Ясно, что необходимо учитывать национальные и культурные особенности представителей страны изучаемого языка. «Язык - это форма отражения культуры» [4, c. 37]. Также необходимо постоянно пополнять лексический запас обучающихся, так как словарный состав языка «отражает действительность, реагирует на изменения в общественной, материальной и культурной жизни народа» [1, c. 257].
У нас в Санкт-Петербургской «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» будущие специалисты изучают различные культурологические предметы.
Они занимаются рисованием, фотографией, изучают литературу, историю прически, эстетику, историю ИЗО, историю театра, поэзию, посещают выставки, музеи, театры, участвуют в социальных мероприятиях, представляют учебное заведение на конкурсах профессионального мастерства как в России, так и за рубежом. Они участвуют в Международном Фестивале красоты «Невские Берега», в Чемпионатах по парикмахерскому искусству, декоративной косметике, моделированию и дизайну ногтей различных уровней, в соревнованиях рабочих профессий WorldSkills (Ворлдскиллс), в том числе и на международном уровне.
Наши студенты постоянно становятся победителями и призерами всех этих соревнований. Это требует конечно же повышения профессионального и культурного уровня и особого внимания к изучению английского языка, который остаётся по-прежнему самым востребованным в мире для коммуникации с представителями иноязычных культур. «Коммуникация осуществляется одним или всеми следующими способами: действие, направленное на других, взаимодействие с другими людьми и реакция на действия других людей» [5, c. 25]. Необходимо быть знакомым не только с языком, но и с культурными особенностями сказанного, чтобы оно было понятно.
Для будущих работников сферы сервиса, которыми являются наши студенты, очень важно уметь общаться с другими людьми, правильно выражать свои мысли, хорошо владеть монологической и диалогической речью. На своих уроках мы большое внимание уделяем ситуациям реального речевого общения, то есть разыгрыванию заданных диалогов-образцов для воспроизведения различных поведенческих ситуаций, например: как пройти таможню, устроиться на работу, заказать билеты или гостиницу, вежливо обслужить клиента, пообедать в ресторане и так далее. На уроках используется различный речевой материал, с помощью которого можно познакомиться с искусством, музыкой, литературой, с жизнью сверстников в других странах, с различными достопримечательностями. Это способствует формированию уважительного отношения к людям других стран, их культуре и традициям.
Сейчас большой популярностью пользуются соревнования рабочих профессий WorldSkills. В наших программах есть темы, посвященные этому конкурсу, где студенты знакомятся с историей его создания, необходимой лексикой, тем самым ещё более повышается интерес к этому международному движению, а также культурный уровень обучающихся.
Иностранный язык обладает большими возможностями для изучения других культур. Освоение культуры другого языка обогащает духовный мир будущего специалиста.
Цель современного профессионального образования – формирование культуры специалиста, который сочетал бы в себе высокий профессионализм и творческое начало. С помощью социально-культурологического подхода эта цель будет достигнута.
 
Список литературы:
  1. Лингвистический энциклопедический словарь // под ред. В.Н. Ярцевой –М.: Большая Рос. энцикл., 2002.-709с.
  2. Макшанцева Н.В. Межкультурная коммуникация в процессе изучения языка. Учебное пособие. - Н.Новгород, 2001. - 92с.
  3. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. -624с.
  4. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М.: высшая школа,1978. - 216с.
  5. McQuail D., Windahl S. Communication models for the study of mass communications.-New York: Longman, 1993.- 146p.
 
 
 
    
 
                                                                      

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»