Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Профилактика употребления ПАВ на уроках естественных и медицинских дисциплин

Арзангулян Юлия Геннадьевна,
СПб ГБПОУ  “Академия индустрии красоты “ЛОКОН”,
Санкт-Петербург
Проблема профилактики употребления ПАВ на сегодняшний день звучит достаточно остро,  так как в последние годы практически во всех регионах РФ употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе. Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую группу со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек. Как следует из большинства социологических исследований, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики, которые становятся частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга. На первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). Подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер до начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью.
Все эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.
Поэтому для нас преподавателей естественного и медицинского цикла первоочередной задачей борьбы с наркоманией является организация профилактической работы направленной на формирование у студентов ориентации на здоровый образ жизни, предусматривающий комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности студентов.  Мы считаем, что профилактическая работа должна быть обращена и к тем студентам, которые ещё не сталкивались с ситуацией наркотизации (первичная профилактика), но и к тем которые начали “экспериментировать с наркотиками (вторичная профилактика)”.
Наша программа основана на концепции профилактики употребления ПАВ, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом».
Каждый из аспектов здоровья  освещается с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания. Основная идея профилактики — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.
Профессионально заниматься профилактикой употребления ПАВ в системе образования могут психологи и, в определенной области, социальные педагоги. Однако без включения всего персонала учебного заведения, родителей, самих учащихся процесс профилактики будет не в полной степени эффективным. Достижение заметных результатов возможно только при осуществлении комплексной профилактики наркозависимости (КПН). КПН предполагает:
1)включение в процесс профилактики всех участников образовательного процесса;
2)подключение различных государственных и общественных организаций (после соответствующего анализа их возможностей и профессионализма);
3)осуществление работы со всеми психическими сферами учеников.
Исследования по данной проблеме показывают, что причины наркозависимости в основном имеют психологический характер, поэтому основная роль в профилактике наркозависимости отводится социальным педагогам и психологам. Но они в одиночестве не смогут решить проблему, им  необходимо подготовить всех участников образовательного процесса к профилактической работе. Успешность мероприятия определяется тем, насколько в учебном заведении будет создана система профилактики и насколько удастся подготовить родителей и вовлечь их в эту работу. Зарубежный опыт показывает, что отдельные профилактические программы, выполняемые специалистами, существенно не изменяют ситуацию. Необходимо организовать работу психолога со всеми участниками образовательного процесса: ученики, учителя, классный руководитель, администрация, ученики-посредники, родители, социальные педагоги, медики.
Как  преподаватели, мы играем важную и непосредственную роль в осуществлении профилактики  ПАВ, так как наши предметы имеют прямое отношение к здоровому образу жизни и здоровью человека. В своей деятельности при помощи различных методов и технологий стараемся донести до студентов информацию о влиянии ПАВ на здоровье человека: лекции, практические занятия, тестирования, тренинги, круглые столы, учебные фильмы, выставки плакатов “Скажи наркотикам нет”, ежегодно принимаем участие в акциях.
Студенты обязательно должны знать, как влияют наркотики на здоровье. Ни для кого не является секретом, что наркотические препараты губительно влияют на организм человека. Последствия употребления наркотических препаратов отражаются на всех органах и системах наркомана, и, к большому сожаленью, такие изменения практически необратимы. В некоторых случаях, даже однократное употребление наркотика может привести к довольно плачевным последствиям. К большому сожаленью, даже обилие информации о вреде наркотических препаратов, не приводит к уменьшению количества наркоманов.
В своей деятельности мы делаем акцент на влияние психоактивных веществ на различные системы организма человека в зависимости от специфики изучаемых дисциплин.
В заключение хочется сказать, что влияние наркотических препаратов на здоровье человека многогранно и всесторонне, но во всех случаях деструктивно. Данные статистики говорят о том, что средний срок жизни наркомана колеблется в пределах от 7 до 10 лет. Разве стоит из-за этого укорачивать свою жизнь, в обмен на довольно сомнительное удовольствие?
Подводя итог всему вышесказанному, проблема профилактики ПАВ решается на всех уровнях  образовательного процесса. Мы как специалисты в своей области делаем всё возможное для формирования стойкого представления о необходимости сохранения и укрепления здоровья каждой отдельной личности
Здоровье - лучший дар молодости, и только в молодости оно даётся даром. В зрелом и пожилом возрасте здоровье надо заслужить, принимая меры к его сохранению и укреплению. Для этого необходимы конкретные знания, большое желание и сила воли, чтобы оставаться здоровым долгие годы.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»