Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева

Философские, социальные, нравственные, эстетические взгляды писателя
Федорова Марина Валерьевна,
преподаватель литературы СПб ГАПОУ
«Колледж туризма и гостиничного сервиса»
Аннотация
   Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, а  умеющий добывать, приобретать знания и использовать их в любой ситуации.
    Преподаватели-словесники сталкиваются с проблемой отсутствия читательского интереса среди обучающихся, отсутствием навыка анализа и обобщения. Поэтому использование  на уроках литературы элементов  метода проектов позволяет студентам выбрать деятельность по их силам и  возможностям, побуждает добывать новые знания. Составление хронологической таблицы по биографии писателя способствует формированию навыка выбирать из большого количества материала главное, формулировать кратко и лаконично необходимую информацию, а этот навык является ведущим в работе над исследовательским проектом. Приём «синквейна» позволяет закрепить  приобретённые знания.
   Приобретение на уроках навыков и умений анализировать информацию, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы позволит в дальнейшем адаптироваться и в профессиональной деятельности.
 
Тип урока: усвоение  новых знаний
Цели урока:
учебные:
  • Познакомить  обучающихся  с яркими страницами  творчества  И.С. Тургенева, его сложной и противоречивой натурой.
  • Научить осмысливать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы.
  • Создать условия для формирования исследовательских навыков.
 
воспитательные:
  • Способствовать воспитанию  интереса к русской литературе; чуткого отношения к художественному слову.
  •    Способствовать воспитанию духовно развитой личности, готовой к самосовершенствованию.
 
развивающие:
  • Развивать умения  выделять главное, обобщать, прослеживать причинно-следственные связи социальных явлений.
  • Способствовать развитию умений работать в команде; развитие учебно-организационных умений.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
  • совершенствование духовно-нравственных  качеств личности, понимание необходимости сохранения исторической памяти;
  • готовность вести диалог, сотрудничать внутри коллектива для достижения нужного результата.
Метапредметные:
  • владение   навыками учебно-исследовательской  деятельности;
  • умение работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её.
Предметные:
  • знание  основных  этапов  жизненного и творческого пути  И.С. Тургенева;
  • умение выявлять в художественных текстах  образы, темы, проблемы;
  • умение анализировать  произведения с учётом исторического, историко-культурного контекста.
Формируемые общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
 
Оборудование:
1. Презентация по творчеству Тургенева.
2. Раздаточный материал: «Стихотворения в прозе».
3. Буктрейлер к роману «Отцы и дети».
 
Методические приёмы:
Лекция с элементами беседы, сообщения обучающихся, работа с хронологической таблицей, выразительное чтение «Стихотворений в прозе», анализ текстов, работа в микрогруппах с элементами исследования.
 
Предварительные задания:
Выбираются три инициативные  группы:
- биографы (готовят сообщения по биографии писателя);
- литераторы (готовят сообщения по отдельным произведениям Тургенева и буктрейлер по роману «Отцы и дети»);
- чтецы (готовят выразительное чтение стихотворений в прозе «Порог», «Милостыня», «Как хороши, как свежи были розы», «Воробей», «Русский язык»)
- два эксперта, оценивающие работу учебной группы и подводящие итоги.
                                                    
                                                    Ход урока:                                                                                            
1. Орг. момент:
- приветствие студентов;
- целеполагание и  мотивация.
 
2 – 3 этапы. Этап подготовки к активному усвоению знаний,  изучение и первичное закрепление нового материала:
- вступительное слово  преподавателя;
- выступления обучающихся:
  • «Детство и юность Тургенева»
  • «Образование. Начало творческого пути»
  • «Расцвет творчества»
  • «Тургенев-романист» («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»);
  • «Тургенев и Полина Виардо».
  • Тематика стихотворений в прозе.
 
4.Этап закрепления новых знаний:
- блицопрос;
- составление синквейна.
5.  Заключительная часть урока.
- подведение итогов, выставление оценок;
- выдача домашнего задания: читать роман «Отцы и дети» (гл 1-7).
-  анонс романа. Буктрелер.
- рефлексия.
 
«Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились».
                                                                                                       А. П. Чехов
 
    «Он быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество».
                                                                                                    Н.А. Добролюбов.
 
 
Вступительное слово преподавателя:
   Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и в то же время сложного и противоречивого писателя русской литературы – Тургенева И.С.  Член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почётный доктор Оксфордского университета (1879), почётный член Московского университета (1880). Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист».
Полный веры в русский народ, И. С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим.
Сегодня на уроке мы познакомимся с наиболее яркими страницами из жизни и творчества И.С. Тургенева, которые представят нам  биографы, литераторы и чтецы.
Ваша задача:
- заполнить хронологическую таблицу (примерный план представлен на доске);
                 Пример хронологической таблицы по биографии Тургенева.
                                           План таблицы:
  1. Детство (1818-1827)
  2. Образование. Начало творческого пути (1833-1840)
  3. Тургенев и Полина Виардо.
  4. Расцвет творчества ( конец 40 – х – 50 – е годы).
  5. Творчество 60-70 – х.
  6. Творчество последних лет.
- определить основные темы и проблемы стихотворений в прозе;
- в конце нашего занятия я бы хотела услышать  ваши представления о Тургеневе не просто как о писателе, но еще и как о человеке.
    Основная часть урока:
  1. Сообщение студента. Детство и юность писателя  (группа биографов).
  2. Сообщение студента.   Образование. Начало литературной деятельности. (заполнение таблицы)
  3. Слово преподавателя.
      И.С. Тургенев начал как поэт. Самое известное его стихотворение, которое потом стало романсом «Утро туманное».
В конце жизни  в 1882 году  в 12 номере журнала «Вестник Европы» будут напечатаны тургеневские «Стихотворения в прозе». Вообще эти произведения для печати не предназначались, слишком уж лиричными, интимными были переживания в некоторых из них. Это не просто философские рассказы  – это миниатюры,  это сплав поэзии, прозы, мелодии. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце своей жизни.
Сегодня на уроке прозвучат несколько стихотворений в прозе. Попробуйте определить основные темы и мотивы этих произведений.  
  1. Звучит стихотворение «Воробей» (группа чтецов). Беседа по вопросам:
  • На что похоже это стихотворение в прозе? (миниатюра, небольшая зарисовка; этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в лёгкой, доступной, но в тоже время поучительной форме)
  • Как автор передаёт чувства маленького воробья и собаки?
  • Как вы думаете, какие слова главные? (о любви)
  • Основная идея стихотворения? (любовь сильнее смерти, все держится и движется любовью и это чувство присуще не только человеку)
 
1843 год изменил жизнь Тургенева. Он знакомится с Белинским, который станет его другом. И когда тот будет болеть, Тургенев будет находиться рядом.  Выходит его первое значительное   произведение, поэма «Параша», получившее высокую оценку Белинского.  И в этом же году произойдет встреча, которая изменит его жизнь.

 
  1. Сообщение студента (из группы биографов)  Тургенев и Полина Виардо.
Более чем через 30 лет после первой встречи с Полиной Виардо Тургенев написал одно из своих самых чудесных стихотворений в прозе “Как хороши, как свежи были розы”, в котором отразил свое первое впечатление от юной певицы.
 
Звучит стихотворение «Как хороши, как свежи были розы» (группа чтецов)
Беседа по вопросам:
  • Каково настроение лирического героя? (грустное, пожилой человек вспоминает молодость, своё прошлое , эти картины светлы и вызывают улыбку на его лице)
  • Какие чувства у вас вызывают эти строки? (грусть, печаль, безысходность, размышления о смысле жизни. О её быстротечности и бренности бытия)
  • Назовите центральные образы и символы стихотворения. Какой художественный приём использует автор? (два образа составляют антитезу: свежие, прекрасные розы и свеча, которая вот-вот погаснет.  Лето – юность, зима – старость)
«Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» почти в каждом своём произведении писатель посылает своим героям испытание любовью, потому что именно это чувство Тургенев считал главным мерилом человеческих ценностей
 Начиная с 60-х годов Тургенев становится очень известным на западе. Величайшей заслугой Тургенева было то, то он явился активным пропагандистом русской литературы на Западе: сам переводил произведения русских писателей, редактировал переводы, знакомил западноевропейскую публику с произведениями русских композиторов и художников.
Романом «Рудин» 1856 г. открывается серия романов И.С.Тургенева.
  1. Сообщение студента (группа литераторов).  Расцвет творчества.
 
  1. Звучит стихотворение «Порог» (группа чтецов). Беседа по вопросам:
«Порог»  по праву считается одним из лучших политических стихотворений в прозе. Он был опубликован впервые в сентябре 1883 года. Написано под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. Но мы сейчас далеки от этого. И тем не менее в этом  стихотворении подняты  общечеловеческие проблемы. Как вы думаете какие?
  • В какой форме написано это стихотворение? (написано в форме диалога, что позволяет читателю взглянуть на мир с разных сторон)
  • О чём рассуждают герои? (о правильности своей жизни, о выборе, ведь каждый человек постоянно находится пред выбором, который может изменить нашу жизнь)
  • Какова основная тема стихотворения? (о внутренней борьбе человека, иногда сложно сделать шаг, переступить черту)
  • Вы молодые люди 21 века задумываетесь об этом? (смысл общечеловеческий)
 
  1. Сообщение студента. Творчество в  1860-70-е гг. (группа литераторов)
  2. Слово преподавателя.
Последние годы жизни Тургенева стали для него вершиной славы как в России,  так и в Европе.  Весной 1882 года обнаружились и первые признаки заболевания, вскоре оказавшегося для Тургенева смертельным. При временном облегчении болей он продолжал работать и за несколько месяцев до кончины издал первую часть «Стихотворений в прозе» — цикл лирических миниатюр, который стал своеобразным его прощанием с жизнью, родиной и искусством.  При жизни было напечатано 51 стихотворение и спустя пять лет после смерти ещё 32. Парижские врачи  поставили писателю диагноз — грудная жаба; вскоре к ней присоединилась межрёберная невралгия. Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года. Зимы больной писатель проводил в Париже, а на лето его перевозили в Буживаль в имение Виардо. К январю 1883 года боли усилились настолько, что он не мог спать без морфия.  Писатель полностью осознавал свою близкую кончину и смирился с последствиями болезни, которая лишила его возможности ходить или просто стоять. 22 августа (3 сентября) 1883 год в Буживале под Парижем. Иван Сергеевич Тургенев скончался от миксосаркомы (злокачественной опухоли костей позвоночника), на 65-м году жизни. Похоронен  в Петербурге на Волковом кладбище.
 
Тургенев написал обращение к читателю стихотворений в прозе:
«Добрый день, мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд; тебе, вероятно, скучно станет, и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их вразброд: сегодня одно, завтра другое, и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.
  1. Чтение стихотворения «Милостыня». Беседа по вопросам:
  • Как вы понимаете значение слова «милостыня»? Каково ваше отношение к нему7 (отношение к этому слову разное, порой неоднозначное, есть что-то унизительное; но синонимы – милость, милосердие, заставляют по-другому услышать это слово)
  • Какова, по вашему мнению, идея этого стихотворения? (идея – сильные духом люди – просить и при этом сохранять самоуважение, это связано с умением делиться с другими.  Научившись отдавать, научишься и просить.  Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных ценностей, благ, нищим может быть человек с полными карманами, но пустой душой)
  1. Слово преподавателя.
    С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С.Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков. И.С.Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения
 “...Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник, а просто дрянь. Как это возможно писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образами, с мыслями?” (Письмо к Венгерову).
 Изменить русскому языку, Родине! Об этом ему даже думать страшно. Его Муза знала только одну любовь, один язык. Она безраздельно была отдана России! Вынужденный обстоятельствами подолгу жить за границей, он не терял из виду милую его сердцу Родину, о ней он всегда думал и помнил. Это он говорил: “Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни в родную землю”.    
 
«Русский язык»
 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (Июнь, 1882)
 
Это было последнее стихотворение в прозе, опубликованное в 1882 году, современники писателя считали эти строчки о родном языке лебединой песней Тургенева. В этом стихотворении отражается надежда  писателя  на великое будущее России, это своеобразный гимн русскому языку, русскому народу, России.
 
Художественные особенности цикла стихотворений в прозе:
Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишённое стихотворной организации речи и поэтому характеризуется термином «лирика в прозе».
 
Проблемный вопрос: какова же тематика этих миниатюр?
 
Тематика стихотворений:
- размышления о смысле человеческой жизни;
- размышления о нравственных проблемах;
- тема одиночества;
- тема вечно возрождающейся жизни, молодости;
- вдохновенный гимн родному языку;
- размышления о русском народе;
- утверждение нравственной красоты и величия простых людей.
 
Закрепление новых знаний.
  • Блицопрос:
  1. Как называлось имение, где прошло детство Тургенева?
  2. Какое образование получил будущий писатель?
  3. С каким журналом в основном  была связана литературная деятельность писателя?
  4. Назовите первое произведение Тургенева?
  5. О каком произведении Тургенева Белинский сказал: «Тургенев зашёл к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?
  6. Что подразумевал писатель под аннибаловой клятвой?
  7. За что был арестован Тургенев?
  8. Как назывался цикл небольших лирических произведений писателя, созданных им в последние годы?
 
  • Составление «синквейна».
  1. Иван Сергеевич Тургенев.
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола.
  4. Цитата.
  5. Существительное.
 
                       Пример хронологической таблицы по биографии И.С. Тургенева.

 
Дата Факты биографии Произведения
1818 Родился в Орле. «28 октября родился сын Иван, ростом 12 вершков, в 12 часов утра». Отец: Тургенев Сергей Николаевич, из старинного дворянского рода, офицер. Мать: Варвара Петровна Лутовинова, богатая помещица. В её имении Спасское-Лутовино и прошло детство будущего писателя.  
1827 Семь Тургеневых переезжает в Москву. Тургенев обучается в частных пансионах.  
1833 Поступает на словесное отделение Московского университета.  
1834-1837 Переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1836 показывает свои стихотворные опыты профессору П.А. Плетнёву.
1838-1839 Тургенев отправляется в Германию изучать философию. Живёт в Берлине, учится, занимается языками, пишет стихи. Печатает в «Современнике» стихи «Вечер», «К Венере Медицийской»
1840-1842 После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, затем вновь переезжает в Берлин, где знакомится с Бакуниным М.А., будущим прототипом Рудина. Роман с простой женщиной, рождение внебрачной дочери. Написана записка «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине».
1843-1846 Поступает на службу в Министерство внутренних дел. В это же время знакомится с певицей Полиной Виардо, любовь к которой определит внешнее течение его жизни.  В этом же году знакомится с Белинским, который высоко оценил его поэму «Параша». В 1845 выходит в отставку
 
Поэма «Параша», 1843.
Повесть «Андрей Колосов», 1844.
Поэмы «Помещик», «Андрей», 1845
Повесть «Три портрета», 1846.
1847-1850 Живет за границей. Опекает больного Белинского. Много общается с Ж.Санд, П. Мериме, Ф.Шопеном и др.
В 1848 году был свидетелем французской революции.
Произносит свою Аннибалову клятву – всю жизнь бороться против крепостного права. «В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя – враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца, - с чем я поклялся никогда не примиряться. Это была моя аннибалова клятва, и я не один дал её себе тогда. Я и на Запад ушёл, чтобы лучше её исполнить…»

 
В 1847 напечатан очерк «Хорь и Калиныч», ставшим началом цикла очерков «Записки охотника». (1852).
В это время пишет повести «Дневник лишнего человека», «Петушков». Пьесы «Холостяк», «Завтрак у предводителя» и др.
1852-1862 За отклик на смерть Гоголя Тургенев арестован, посажен на съезжую. В мае выслан в Спасское, где безвыездно живет до декабря 1853.
Живет в России, зимой в Петербурге, летом в Спасском. Принимает участие в издании «Стихотворений» Ф.И. Тютчева.
Трудные взаимоотношения с Полиной Виардо.
Много путешествует. В 1856 возвращается в Россию, происходит разрыв с «Современником».
 

 
«Муму»,
«Фауст», «Переписка», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Накануне», «Первая любовь», «Отцы и дети»
1863-1880 Живёт за границей. Много общается с французскими писателями. В 1878 на международном литературном конгрессе в Париже избран вице-президентом.  В 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Поддерживает контакты с русскими революционерами, оказывает материальную поддержку эмигрантам.
В 1880 г. участвуют в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.
Бурный роман с актрисой М.Г. Савиной.
«Дым», «Новь».
«Стихотворения в прозе».
1883 Умер за границей после тяжёлой болезни (рак спинного мозга). Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище, рядом с Белинским.  
 
Заключительная часть урока.
  • Выставление оценок.
  • Выдача домашнего задания.
  • Аннонсирование романа «Отцы и дети», просмотр буктрейлера.
  • Рефлексия
Продолжите предложение:
  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Урок для меня показался …
  • На уроке я работал(а) …, потому что …
  • Пришлось задуматься о …
  • Меня удивило …
  •  Могу  рассказать другим …
  • Своей работой я доволен …
  • Урок дал мне для жизни …

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»