План-конспект урока
Закономерности наследственности
Чепурнова Анна Владимировна
Урок уникален тем, что даёт возможность раскрыть для обучающихся применение законов генетики в повседневной жизни.Цели урока:
Обучающие:
-Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости».
- Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как науки.
- Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.
- Обеспечить убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.
- Обеспечить понимание терминов и выражений использующих в СМИ на эту тему.
- Показать практическое знание и применение законов в повседневной жизни.
Развивающие:
- Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.
- Вырабатывать навыки самооценки.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, фотография Г. Менделя, модель цветка гороха, герб города Полевской.
Технология урока: критического мышления, здоровьесберегающая, проектная, информационно – коммуникационная
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Добрый день ребята! Напомните, какой раздел биологии мы проходим. Генетика. На прошлом занятии мы определились с основными терминами. Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Представим, в своей производственной практике вы ознакомились с приборами в мастерской. Что дальше будет интересно для вас?
Правильно, как работают эти приборы. Так и мы на прошлом уроке говорили о терминах и понятиях генетики, а сегодня мы начнём знакомиться, как это всё работает, разберём законы наследственности.
Но прежде давайте повторим эти термины.
Перед Вами листочки с определениями, вы должны прочитать и определить термин. Кроме этого указать генотип и фенотип.
Хорошо, я вам даю 7 минут.
Обменялись листочками проверяем. Листочки кладём на край стола.
Перед тем как перейти к новой теме я покажу вам фрагменты из популярной передачи «Пусть говорят», где активно используют генетические термины.
Прошу обратить внимание и ответить на некоторые вопросы
- Что происходит на этих кадрах как с помощью этих действий можно определить родство людей?
- При описании этих действий ведущими, возможно были допущены ошибки с точки зрения биологии. Попробуйте их определить.
«Сейчас мы берём ДНК
Берём ДНК экспертизу
Мы видим как брались результаты Днк анализа
Мы видим как берут материал для ДНК анализа.»
(В видео нарезка из передачи «Пусть говорят» тематика – определения родства, на кадрах показан процесс сбора клеток ватной палочкой с внутренней стороны щёк , обучающие должны предположитьза счет каких процессовс помощь таких манипуляций возможно определить родство).
В одном из своих интервью Стив Джобс сказал, что
Теперь мы должны понять, как же происходить наследование, и начнём мы с фундамента генетики с опытов и открытий, благодаря которым и родилась эта наука. Этот фундамент заложил чешский ученый Грегор Мендель с его опытами на горохе, к сожалению, при жизни, как это не редко бывает, особенно среди ученых биологов, успех его открытий не был признан сразу, а только спустя 35 лет, после смерти ученого.
У Менделя интересная биография, он был монахом ,и все свои работы делал а монастырском саду. Более подробно биографию Менделя я попросила подготовить одного из нашего ученика. (Слушаем биографию Менделя)
В этот момент ряд ученых старались понять принципы наследования, но работа Менделя оказалась более успешна. Несколько факторовопределяли успех ученого.
- Выбор объекта, свои исследования он проводил на горохе.
- Строгая математичность его мышления
Первый закон Менделя.
Давайте запишем схему скрещивания и познакомимся с генетической символикой.
Р ( парента латинродители )
F (от лат. «филия» — дети)
- щит и копьё Марса – обозначение мужского пола.
- Зеркало Венеры – обозначение женского пола.
Что интересно, есть химический элемент, который так же обозначался символом Зеркало венеры, Венера богиня любви место рождение остров Кипр в Греции, название химического элемента созвучно с названием острова – купрум. На какое слово похоже? Купрум или медь.Кроме этого, на гербе одного из российских городов (демонстрация рисунка герба) изображен этот символ.Герб города в Свердловской области - Полевской. Герб содержит символ «Зеркало Венеры». Как вы думаете, что он может обозначать? Правильно добычу меди, так же посмотрите на ящерицу на гербе, на какого сказочного персонажа она похожа? Хозяйка медной горы, ведь этот город является родиной писателя этих сказов – Павла Бажова. Вот такое интересное отступление.
Итак записываем схемуи закон
Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя) — при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей
Дальше Мендель даёт возможность самоопылится этим цветкам
Т. Е.Первое поколение скрещивается между собой
Закон расщепления
при скрещивании двух гетерозиготных потомков первого поколения между собой, во втором поколении наблюдается расщепление в определенном числовом отношении: пофенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1.
Обратите внимание напакетики семян на вашем столе, в название есть F1 как вы думаете, что значит этот символ на пакете семян исходя из законов Mенделя.Что производитель хотел сказать? Для ответа на этот вопрос несколько ребят подготовили небольшой фильм, который записали на телефон.
( Сюжет ролика: звонок от родителей, которые просят зайти в магазин и купить ряд продуктов, но к этому нужно купить семена томатов, дальше мы снимаем в магазине семян, где ученик смотрит на пакеты с семенами и обнаруживает, что некоторые пакетики с семенами имеют обозначение F1, ученик пытается на пакетике найти расшифровку этого обозначения, но не находит. Тогда он вспоминает, что где то уже встречал в биологии подобное. Достаёт телефон, что бы воспользоваться интернетом, но через минуту телефон садиться. Тогда он вспоминает, что в сумке у него есть учебник биологии, где он ищет законы Менделя и догадывается, о чем идёт речь и для чего производитель указывает первое поколение. Дальше уже спустя некоторое время он на камеру рассказывает, про первый и второй закон Менделя и приводит пример с этими семенами, что получиться в первом поколении и во втором. Ролик длится около пяти минут.Обучающиеся с интересом по ходу урока смотрят данный ролик )
.
По этим законам наследуются и у человека ряд признаков.
Допустим цвет глаз.
Таблички возле вас и вы можете отметить каким признаком вы обладаете доминантный или рецессивный поставьте плюсики.
Итак сегодня на уроке мы познакомились с первым и вторым законом Менделя. На следующем уроке посмотрим, что же дальше открыл этот ученый и порешаем задачи.
Спасибо за урок!