Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Технология работы в малых группах

на примере работы с обучающимися на уроках физики
Захарова Елена Петровна
Главная цель педагогической деятельности-дать возможность каждому обучающемуся получить образование с учетом индивидуальных возможностей. Приоритетным направлением системы образования должен быть поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и его активным, самоорганизующимся субъектом.
Современной школе требуются такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в получении образования. Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя в личностно- ориентировочной педагогике, является групповая работа. Объединение в группы в первую очередь целесообразно при проведении практических и лабораторных работ, но возможно применение этой формы работы на групповых зачетах, самостоятельных работах: т.е. для решения почти всех дидактических проблем.
Цель данной статьи раскрыть технологию работы с обучающимися в  форме групповой деятельности, показать эффективность ее использования на уроках физики, на основании собственного опыта и имеющихся методических материалов.
 
            Как происходит организация работы в малых группах?
 Пример.
 Работа в группах постоянного состава (4 человека). Группы составлены с учётом разной подготовленности обучающихся. Есть сильные и слабые обучающиеся. Очень важно, чтобы в группах не было обучающихся, испытывающих неприязнь и неприятие друг друга. Если такое случается, то хорошо бы предварительно обсудить состав группы.
Каждой группе предлагается несколько задач разной степени сложности.
Цель группы – решить, как можно больше задач. Задача считается решенной, если на доске в специальной таблице записан ответ и у всех обучающихся группы она решена в тетради. В группе разрешается разделить силы и решать одновременно разные задачи. Как правило, лидер поручает наиболее лёгкие задачи решать слабым обучающимся. Это является поощрением для обучающегося слабого, он прикладывает все силы, чтобы справиться с заданием. Каждой группе дается одна задача, которая должна быть решена на доске (разобрана). Таким образом, 6 – 7 задач будут записаны у каждого обучающегося. По окончании работы группа сама оценивает свой результат по числу решенных задач и результат каждого обучающегося группы по КТУ (коэффициент трудового участия). Обычно дается 5 задач.
5 задач  –  5.
4 задачи – 4.
3 задачи – 3.
Если в группах отношения хорошие, а этого нужно добиваться, то, как правило, обучающиеся щедрые на выставление КТУ.
Урок в такой форме позволяет решить много задач. Самое главное, что все обучающиеся вовлечены в учебный процесс.
Таблица на доске.
№ задачи.
№ группы.
1 2 3 4 5
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
 
Этот урок можно провести при подготовке к контрольной работе, так как он позволяет решить за урок много разнообразных задач, и при этом обучающиеся работают в хорошем темпе.
Приложение: листы с заданиями и ответы.
        Какие достоинства имеет групповая форма работы?
1. Повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся.
2.Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких - то задач.
3.В малой группе всегда выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение.
4.Происходит развитие коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни.
5.  Способствует улучшению психологического климата во всей группе обучающихся.
            Наряду с достоинствами работы в малых группах имеется и ряд недостатков:
Более слабый обучающийся может полностью полагаться на сильного, который, по его мнению, лучше знает, как решать задачи. Самостоятельно не работает на занятии.
Преподаватель в каждом конкретном случае ищет и находит свои способы преодоления этого недостатка:
1.Объединение партнеров с разным уровнем подготовки требует определенной организации- надо организовать совместную деятельность в таких группах так, чтобы она вынуждала работать всех.  
Например, это произойдет, если результат оценивается по тому, насколько активны все обучающиеся.
2.Задание дается таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания.
3.Предложить задачи индивидуально каждому участнику данной группы (разной степени сложности) с дальнейшим обсуждением решений в группе.
4.Можно выровнять группы по силе обучающихся, в них входящих. (Но сложно учесть симпатии и антипатии обучающихся)
Групповые формы работ способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, независимо от особенностей учебных групп.
Таким образом, групповая форма требует от преподавателя особых организационных усилий. Он, прежде всего, должен хорошо владеть дисциплиной обучающихся. Работа каждой группы должна быть под контролем преподавателя и умело направлять эту работу: оказывать своевременную помощь в виде проверки правильности направления хода работы, поощрять обучающихся к совместной работе, выступать в роли арбитра во всех спорах. Обязательно надо следить за работой слабых обучающихся. (Их необходимо включать в активную деятельность при изучении нового материала.) Необходимо побуждать обучающихся к взаимной проверке сделанного. Взаимная проверка всегда вызывает столкновения разных точек зрения. А в споре, как известно, всегда рождается истина. Применение технологии  обучения в малых группах  позволяет научить самостоятельности, мыслить логично, научно, творчески, ориентироваться на успех. Научить работать в коллективе- быть коммуникабельным и толерантным. Вызывает чувство удовлетворения, уверенности в себе, стимулирует рост интереса к изучаемому предмету. Неоднократное проведение уроков по такой методике, как показывает мой опыт, очень повышает качество знаний и, соответственно, интерес к предмету. 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»